Частота острых гнойно-воспалительных заболеваний челюстно-лицевой области, в том числе флегмон, неуклонно растет. В последние годы заметно увеличилось число больных с тяжелым течением данной патологии, сопровождающимся развитием осложнений, долговременной утратой трудоспособности, а иногда приводящим к инвалидности и смерти. Все это свидетельствует о важной социальной значимости комплексного подхода к лечению острых флегмон челюстно-лицевой области и профилактике послеоперационных осложнений. На сегодняшний день терапия больных с флегмонами ЧЛО, наряду с оперативным вмешательством и медикаментозной поддержкой, должна включать комплекс дополнительных мер, направленных на предотвращение осложнений, улучшение динамики заживления гнойных ран и сокращения сроков госпитализации. Данную задачу можно решить применением ТЭС-терапии, в основе которой лежит стимуляция опиоидных структур головного мозга, индуцирующих продукцию β-эндорфинов, которые оказывают выраженные противовоспалительный, иммуномодулирующий, обезболивающий и репаративный эффекты [1, 2, 3, 4].
Целью данного исследования явилось изучение возможности применения ТЭС-терапии в комплексном лечении одонтогенных флегмон челюстно-лицевой области.
Материалы и методы. Критериями включения пациентов в исследование служили наличие клинически установленного диагноза «одонтогенная флегмона» и информированное согласие пациентов. Производилась оценка клинических показателей и общего состояния у 20 пациентов отделения челюстно-лицевой хирургии КБГК БСМП с диагностированными флегмонами челюстно-лицевой области в послеоперационный период. По данным историй болезни хирургическое вмешательство больным проводилось в первые сутки после госпитализации под общим обезболиванием. Операцию проводили по общепринятой методике с широким рассечением и дренированием гнойного очага перфорированными полихлорвиниловыми трубками. Хирургическое вмешательство в большинстве случаев сопровождалось удалением зуба, послужившего источником инфекции, если он не был удален ранее. Ведение гнойной раны в послеоперационном периоде заключалось в ее ежедневном промывании растворами натрия гипохлорита 0,06 %, хлоргексидина биглюконата 0,05 %, протеолитических ферментов. Медикаментозная терапия включала в себя антибактериальную, противовоспалительную, десенсибилизирующую, витаминотерапию и коррекцию водно-электролитного баланса. Пациенты были разделены на 2 группы: первую группу составляли 10 человек, которым проводилось стандартное послеоперационное лечение, включающее в себя антибактериальную, противовоспалительную, десенсибилизирующую терапию и коррекцию водно-электролитного баланса. Вторая группа (10 человек) помимо традиционного лечения получала курс ТЭС-терапии, аппаратом «Эттранс-02», с частотой 74±1,5 Гц и величиной суммарного тока 1,5–2,5 мА. Расположение электродов – фронто-мастоидальное: катод помещался на лоб в надбровной области, сдвоенный анод – на сосцевидные отростки. Под электроды подкладывали прокладки из 16 слоев белой фланели, смоченные водопроводной водой. Курс лечения составлял 10 сеансов. Длительность первого сеанса – 20 минут, всех последующих – 30 минут.
Результаты исследования и их обсуждение. Жалобы больных в момент госпитализации имели умеренный характер и, в основном, сводились к наличию слабости, потливости, ухудшению сна, потере аппетита, головокружению, наличию болезненной припухлости в соответствующей области, ограничению открывания рта. При поступлении в стационар у пациентов наблюдалась фебрильная температура, нейтрофильный лейкоцитоз с выраженным сдвигом лейкоцитарной формулы влево и увеличение СОЭ, что свидетельствовало об интенсивности воспалительного процесса. Уже после 1 процедуры пациенты экспериментальной группы отмечали прилив сил, улучшение настроения нормализацию аппетита и сна. Имело место уменьшение болевого синдрома и снижение температуры тела. После 3 процедуры пациенты отметили улучшение общего состояния, что подтверждали и лабораторные данные. В общем анализе крови отмечалось уменьшение количества лейкоцитов, нормализация СОЭ, снижение молодых форм нейтрофилов. Также к третьим суткам лечения во второй группе имело место значительное снижение коллатерального отека мягких тканей и полная его ликвидация в среднем на трое суток раньше, чем в группе сравнения. У пациентов 2 группы по сравнению с пациентами 1 группы были ускорены процессы репарации: появление грануляций у пациентов 2 группы отмечали в среднем на 7-8 сутки, в то время как у пациентов 1 группы – на 10-12 сутки. При этом образующиеся грануляции у пациентов в экспериментальной группе были более яркими, мелкозернистыми, что свидетельствует об активной фазе репарации. Продолжительность гноетечения из раны во второй группе была 5±1 день, в первой – 9±2 дня. Начало краевой эпителизации раны у больных основной группы наблюдалось на 2 суток раньше, чем в группе сравнения. Вышеуказанные изменения, выявленные у пациентов, входящих в исследование, привели к разнице в сроках лечения. Пациенты первой группы были выписаны на 15±1 день, тогда как пациенты второй группы – 11±2 дня. У одного пациента из контрольной группы было осложнение в виде распространения воспалительного процесса в соседние клетчаточные пространства, что привело к еще одной хирургической операции и удлинению срока лечения. В основной группе осложнений не было.
Выводы. Стимуляция эндогенных опиоидных структур головного мозга методом ТЭС-терапии у пациентов после хирургического вмешательства по поводу одонтогенных флегмон челюстно-лицевой области приводит к сокращению сроков гноетечения из раны, ускоряет появление грануляций, рассасывание инфильтрата, появление краевой эпителизации раны, а также улучшению общего состояния. Все это ускоряет реабилитацию пациентов с флегмонами челюстно-лицевой области при использовании в комплексном лечении ТЭС-терапии.