Демократические преобразования невозможно осуществить в один момент или за один день, они не являются процессами, которые дают быстрые результаты. Как отметил Глава государства Н.А. Назарбаев: «Мы всегда помнили, что демократия – это наша цель, а не начало пути. Мы знали, что демократию невозможно внедрить декретом, ее надо выстрадать» [1].
Идеи демократии и демократических институтов, в целом, не чужды для казахской общественно-политической мысли. Как известно из истории, в кочевом обществе демократические традиции развивались в системном виде. К примеру, традиционному казах- скому обществу был известен характер выборной системы, контроль судов над деятель- ностью представителей исполнительной власти, гласность и т.д. В опубликованном в 1917 году партией «Алаш» проекте программы со всей очевидностью показано, что «Россия является демократической, федеративной республикой. (Значение демократии – управление государством со стороны народа. Значение Федерации – объединение равных государств)...» [2].
Однако, несмотря на широко распространившиеся идеи демократического управления в казахском обществе, мы смогли в полной мере заявить о том, что: «Республика Казахстан является демократическим, светским, правовым и социальным государством» только после обретения независимости.
В течение прошедших более двадцати лет число партий в стране изменялось не только количественно, но и в качественном выражении. С одной стороны эти изменения зависели от временных характеристик и изменений в законодательно-правовых основах деятельности партий, с другой – от роста самих партий и их достижений. К примеру, в 1999 году возросшее число политических партий было связано с внесением изменений в конституционный закон 1999 года «О выборах в Республике Казахстан», согласно которым состав Мажилиса Парламента расширился на 10 депутатских мандатов, избиравшихся по пропорциональной избирательной системе и единому общенациональному избирательному округу. Партия, преодолевшая 7-ми процентный барьер, имела право быть представленной в Мажилисе Парламента.
Принятый в 2002 году закон «О политических партиях в Республике Казахстан» наоборот привел к уменьшению количества партий на политической арене в связи с возросшими требованиями к образованию партий.
Проведенная в 2007 году конституционная реформа в политической сфере еще более укрепила роль политических партий. Согласно изменениям 2007 года, внесенным в Конституцию РК, были приняты новые принципы формирования Мажилиса Парламента: 98 из 107 депутатов избираются по партийным спискам на основе пропорциональной системы от единого общенационального избирательного округа, в то время как 9 депутатов из 107 – избираются от Ассамблеи народа Казахстана. В результате данных изменений в проведенных в 2007 году выборах в Мажилис Парламента члены партии «Нур Отан» получили 98 депутатских мандатов большинством отданных за них голосов. Следовательно, казахстанский парламент был сформирован на основе одной партии. С этого момента стало возможным определить казахстанскую партийную систему как многопартийную систему с одной доминирующей партией. Это, в свою очередь, требовала активизации деятельности других партий страны.
В целом можно отметить, что 2007 год стал в истории независимого Казахстана годом политического обновления, а также годом, когда было принято историческое решение о председательстве Казахстана в ОБСЕ в 2010 году. Данное решение послужило углублению и дальнейшему развитию демократических процессов в республике.
Особое значение на формирование ситуации на политической арене страны оказывали изменения и дополнения, внесенные в 2009 году в закон «О политических партиях в Республике Казахстан». Они были направлены на совершенствование организационно-правовых аспектов деятельности политических партий, развитие демократических процессов в казахстанском обществе и обеспечение формирования политической системы, соответствующей мировым требованиям. Реализация Закона обеспечила победу трех политических партий на выборах в Мажилис Парламента РК в 2012 году.
Вывод: история отечественных партий полна процессов интеграции и дезинтеграции. Одни из них были вынуждены уйти с политической сцены, а другие смогли укрепить свои позиции. Но процесс становления качественно новой партийной системы Казахстана еще не завершен. Только ясно одно – однопартийная система осталась в прошлом.