Переход к новой системе общего образования, ориентированного на результат, актуализирует проблему целей, содержания и технологий организации профессиональной подготовки психолого-педагогических кадров. Одним из методологических решений является компетентностный подход, согласно которому целевым ориентиром профессиональной подготовки является формирование профессионально-личностной компетентности руководителя, учителя, школьного психолога.
Педагог 12-летней школы должен обладать высоким уровнем ряда сформированных компетентностей: специальные, социальные, образовательные[1]. Большая роль отводится деятельности психолога, которая должна быть направлена на коррекционно-развивающую и просветительскую работу, ориентированную на разновозрастные нормы становления личности учащихся. В соответствии с этим психолог должен владеть необходимыми методиками психодиагностики, консультирования, психокоррекции и просвещения.
Мудрость жителей пустынь гласит; «можно привести верблюда на водопой, но нельзя заставить его напиться». В ней отражен основной принцип обучения: можно создать все необходимые условия и предпосылки для учения, но само познание может совершенствоваться тогда, когда ученик захочет познавать.
При переходе на 12-летнее обучение следует учитывать то, что увеличатся расходы, связанные с приемом детей с 6 лет, а также затраты, связанные с организацией профессиональной подготовки старшеклассников. Изменится содержание образования, значит, должны быть подготовлены новые образовательные программы, стандарты и базисные учебные планы.
Большая работа по совершенствованию государственных образовательных стандартов по педагогическим специальностям, направленная на устранение противоречия между содержанием современного педагогического образования и требованиями, предъявляемыми в настоящее время обществом, государством и учебными заведениями к личности и уровню профессиональной компетентности педагога.
Это касается разработки новых учебных образовательных программ для психолого-педагогических специальностей. Так нашему университету было поручено МОН РК представить проекты новых образовательных проектов по специальностям: «Педагогика и психология», «Начальное образование», «Информатика».
Действенным критерием усвоения научного материала является отражение в сознании студента не только собственно содержания предмета, но и его связи с будущей практической педагогической деятельностью [2]. На наш взгляд, эти принципиальные положения должны найти отражение в содержании новых поколений стандартов и учебников, которые будут регламентировать параметры не только процесса обучения, но и профессионально-личностной компетентности специалиста с высшим педагогическим образованием.
Важнейшей стратегической задачей профессионально-педагогического образования является переход от парадигмы преподавания (передачи информации) к парадигме научения (передаче компетенций – потенциала к действиям) [3]. В современных условиях результатом образования должно быть не столько усвоение обучаемым новой информации, новых идей, сколько формирование у него предпосылок для изменений в собственном поведении. Только лишь усиление роли методологической составляющей в содержании учебников и учебных пособий позволяет системно интегрировать в сознании выпускника педвуза философские, психолого-педагогические и предметно-методические знания, развивая педагогическое мышление и профессиональную рефлексию.
Аналогичные примеры отсутствия педагогической направленности, даже какого-либо намека на педагогическую профессию можно привести по содержанию других учебных дисциплин общекультурного блока.
Вместе с тем, усиление профессионально-педагогической направленности преподавания специальных дисциплин в педагогическом вузе невозможно только за счет отдельных методических усовершенствований. Следует акцентировать внимание студентов на том, что в педагогической практике специально-научное знание необходимо перестраивать, синтезировать с выводами других, в том числе психолого-педагогических наук, «переводить» на язык практических ситуаций, возникающих в деятельности учителя. Действенным критерием усвоения научного материала является отражение в сознании студента не только собственно содержания предмета, но и его связи с будущей практической педагогической деятельностью.
Важнейшей стратегической задачей профессионально-педагогического образования в эпоху постиндустриального общества является переход от парадигмы преподавания (передачи информации) к парадигме научения (передаче компетенций – потенциала к действиям).
Вспомните риторический вопрос: «Зачем дети ходят в школу?». На него большинство родителей и учителей раньше отвечали примерно так: «Дети ходят в школу для того, чтобы изучать математику и физику, биологию и химию, географию и историю, литературу и языки, другие предметы и желательно как можно более глубоко и полно». Поэтому если учитель знал свой предмет и владел методикой его преподавания, то он считался хорошим учителем. Сегодня уже этого явно недостаточно. Сегодня дети ходят в школу не только для того, чтобы изучать предметы, а для того, чтобы на основе полученных предметных знаний познать окружающий мир, осмыслить законы взаимоотношений в триаде «природа – человек – общество», а, в конечном счете, осознанно сделать свой жизненный и профессиональный выбор. То есть педагогу новой формации далеко не достаточно знать свой предмет: на первое место выходит знание внутреннего мира развивающегося человека, способов взаимодействия и с детьми, и с коллегами – педагогами, и с родителями в решении этой интегральной педагогической задачи.
В связи с чем, сегодня перед учеными, ведущими преподавателями вуза стоят важные задачи по разработке, созданию и внедрению учебников, учебно-методических комплексов дисциплин нового поколения, дидактического и информационного обеспечения образовательного процесса, новых образовательных и воспитательных технологий, дистанционно-виртуального обучения, которые должны стать фундаментальной составляющей в модернизации системы образования.
Нам кажется, что имеющиеся на сегодняшний день наработки ученых по моделированию профессионально-педагогической деятельности современного учителя, его профессионально-важных компетенций заслуживают внимания и конструктивного анализа. Ведь именно модель специалиста должна быть положена в основу новых образовательных программ.