Современный этап развития экономики описывает несколько теоретических концепций: постиндустриальная, информационная, открытая, инновационная и пр. экономики. Однако получающей в настоящее время на уровне тезауруса самое широкое распространение становится концепция экономики знаний. Именно она выявляет сущностные черты происходящих экономико-социо-культурных трансформаций. Прогностический потенциал этой концепции позволяет на новом уровне осмысливать современные тенденции, одной из которых является сетизация экономической деятельности. В статье обосновывается позиция, что сетизация представляет собой организационно-структурное оформление каналов передачи и распространения важнейшего ресурса современной экономики – знаний. Следовательно, сетизация – это одновременно фактор и одна из основных тенденций становления экономики знаний.
Обобщение научных подходов к экономике знаний как новой воспроизводственной парадигме позволило автору в более ранней работе выделить следующие ее базовые черты: накапливание информационного ресурса; трансформация процесса труда (интеллектуализация, гибкие формы занятости); институциализация прав интеллектуальной собственности; рост доли нематериальных активов фирм в общем количестве активов; появление новых видов деятельности расширяющих сферу услуг и меняющих ее качественно; диффузия информации, знаний, технологий и ресурсов в глобальном масштабе; приобретение институтами высшего образования статуса опорных структур экономики знаний [2]. Как видим, все эти черты взаимосвязаны через совокупность экономических отношений по поводу ресурса «знания», нематериальная природа и обладание свойствами общественного блага порождает так называемый сетевой эффект. Институциональный подход трактует сетевой эффект как повышение выгоды участника сети от признания и следования сетевым правилам. В рамках маркетингового подхода сетевой эффект представляет собой один из методов повышения потребительской ценности, которая достигается благодаря росту сети, так как количество сетевых потребителей становится фактором, определяющим важность и вес продукта.
Для диффузии знаний необходимы специфические каналы и условия. Взаимодействие предприятий и организаций в условиях разделения труда предполагает интенсивный обмен результатами интеллектуальной деятельности, не вполне подчиняющихся рыночным законам оценки стоимости. Фундаментальные аксиомы эпохи индустриальной гласят, что ценность продукта связана с редкостью, а изобилие вещей снижает их ценность. Но в современных условиях объекты, которые можно скопировать, то есть интеллектуальные продукты, адаптируются к закону инверсионного (обратного) ценообразования и становятся дешевле по мере их совершенствования [3].
Выход находится в образовании сетей. Нематериальная природа знания и их тиражируемость с издержками близкими к нулю благодаря современным информационно-коммуникативным технологиям придает знаниям капитальные свойства именно в сети. Никакой другой ресурс не перемещается столь свободно по сетевым каналам, умножая возможности ее участников. Увеличение отдачи от результатов экономической деятельности обеспечивается всей сетью и распределяется между всеми сетевыми участниками. При этом центр интересов каждой отдельной организации или предприятия перемещается с максимизации собственной выгоды на максимизацию эффективности сетевой инфраструктуры в целом, что дает устойчивый долгосрочный эффект. Отсюда с учетом развития информационно-коммуникативных технологий, сеть представляет собой структуру управления, позволяющую оптимизировать диффузию знаний, а сетизация – неотъемлемой частью формирующейся экономики знаний.
При сетевой организации экономической деятельности рыночной конкуренции противопоставляется устойчивая организационная структура, основанная на контрактных отношениях. Объединяясь, участники сети стремятся к повышению эффективности как собственной, так и коллективной деятельности. В сетевых структурах уменьшаются риск обмана и вероятность оппортунистическое поведение участников. Сетевая организация как форма квазиинтеграции выступает в качестве важнейшего фактора развития компаний, в том числе образовательных организаций.
Главным мотивом развития сетевых отношений между экономическими субъектами является получение эффекта от совместной деятельности, который может рассматриваться с позиции трех функциональных аспектов:
– экономического (ресурсного потенциала, динамика доходов и расходов) – рост ресурсного потенциала, прежде всего интеллектуального, достигается, во-первых, за счет совместного использования комплементарных ресурсов, во-вторых, благодаря возникающему синергическому эффекту, снижая издержки отдельных участников;
– социального (уровень доходов работников, социальных гарантий) – интеллектуализация труда требует повышения квалификации и соответствующей оплаты, повышая уровень дохода, в том числе как средство удержания высоко квалифицированных работников – носителей скрытых знаний; усилению социальных гарантий способствует возможность получения различных видов сетевой поддержки;
– рыночного (укрепление конкурентоспособности и расширение сферы влияния на рынке) – включенность в сетевые отношения позволяет принимать участие в более широком спектре экономической деятельности, включая получение заказов и пр.
Сетизация экономической деятельности имеет еще один важный аспект. Она переносит акцент с взаимодействия фирм в целом на взаимодействие специалистов-профессионалов. Как справедливо отмечают О.В Акулова и О.В. Харитонова, сетевая организация направлена на преодоление автономности и закрытости учреждений, на выстраивание прочных и эффективных вертикальных и горизонтальных связей не столько между учрежденческими структурами, сколько между профессиональными командами, работающими над общими проблемами [1]. К таким полуформальным структурам можно отнести сетевые академические сообщества, порождающие специфические механизмы власти и контроля по сравнению с классическими рыночными отношениями и организационными иерархиями. Вместе с тем именно в академических сообществах прежде всего возможно формирование, а затем и транслирование через сеть в другие среды этических императивов сетевой культуры, адекватной задачам развития экономики знаний.
Итак, сетизация экономической деятельности, сопровождаемая многочисленными социо-культурными трансформациями, обусловлена приобретением знаниями статуса важнейшего ресурса и необходимостью формирования соответствующих организационных структур их диффузии. Следовательно, сетизация, с одной стороны, порождается, а с другой, является необходимым условием становления экономики знаний.