Нейропатия локтевого нерва у детей после перенесенных травм локтевого сустава занимает лидирующее место среди последствий травм локтевого сустава уступая только посттравматическим деформациям.
С 2009 по 2014 года на базе ГУ «РЦМиР» г. Тирасполь мы наблюдали 38 больных детей с посттравматической нейропатией локтевого нерва, из которых 20 девочек и 18 мальчиков. Возраст детей колебался в среднем от 3 до 15 лет. Причиной нейропатии, у наблюдавшихся больных, были следующие: закрытая репозиция костных отломков плечевой кости с транскутаной фиксацией спицами – 12 больных; закрытая репозиция костных отломков плечевой кости с наложением гипсовой повязки – 9; Открытая репозиция костных отломков плечевой кости с фиксацией спицами – 11; Закрытое вправление вывиха костей предплечья – 6. У всех вышеуказанных детей были манипуляции на области локтевого сустава – травматизация тканей в зоне локтевого нерва. Рубцовая компрессия локтевого нерва локализовалась в зоне манипуляции.
Основные симптомы посттравматической нейропатии локтевого нерва у наблюдаемых нами детей были следующие: трудноподающиеся лечению посттравматические сгибательно-разгибательные контрактуры в локтевом суставе; появление неприятных ощущений (онемение и парестезии) в области IV и V пальцев кисти; наступает снижение силы в приводящих и отводящих мышцах пальцев кисти; в запущенных случаях кисть напоминает «когтистую лапу». Функции лучевого нерва при посттравматической нейропатии локтевого нерва не страдает, в следствии чего, основные фаланги 4–5 пальцев оказываются резко разогнутыми. Сохранена функция и срединного нерва и при нейропатии локтевого нерва средние фаланги согнуты, V палец обычно отведен.
Диагностическими признаками посттравматической нейропатии локтевого нерва у детей служили: при сжатии кисти в кулак V, IV и отчасти III пальцы сгибаются не полностью; при плотно прилегающей к столу кисти «царапание» мизинцем по столу невозможно; в этом же положении кисти невозможны разведение и приведение пальцев, особенно IV и V; при пробе удержать лист бумаги последняя не удерживается выпрямленным 5 пальцем. При запущенных формах посттравматической нейропатии локтевого нерва определяется атрофия мелкие мышцы кисти – межкостные, червеобразные, возвышений мизинца и I пальца.
Анализируя наши наблюдения для определения дальнейшей тактики лечения при посттравматической нейропатии локтевого нерва у детей, предлагаем следующею рабочею классификацию: Посттравматическая нейропатия локтевого нерва 1 степени; 2 степени; 3 степени и 4 степени.
Предложенная классификация дает возможность определить конкретную тактику лечения в данный момент, учитывая клиническую картину, а именно – при посттравматической нейропатии локтевого нерва 1 степени, когда клиническая картина только появляется, а симптоматика не постоянная таких больных продолжает лечить реабилитолог уделяя особенное внимание функции локтевого сустава. При прогрессировании патологии, при появлении конкретной постоянной симптоматики больные осматриваются специалистом невропатологом и посттравматическая нейропатия уже принимает статус 2 степени. Больные принимают кроме реабилитационного лечения патологии локтевого сустава и неврологическое лечение.
К сожалению, посттравматическая нейропатия локтевого нерва носит прогрессивный характер и в независимости от способов лечения заболевание прогрессирует, появляются стойкие постоянные симптомы и у большинства больных появляются классические симптомы с неприятными постоянными ощущениями – нейропатия 3 степени, когда имеются абсолютные показания для хирургического лечения.
Не лечённые больные с посттравматической нейропатией локтевого нерва 3 степени теряют функции 4–5 пальцев а иногда и третьего с атрофией мышц кисти, патология переходит в 4 степень, когда оперативное вмешательство не всегда дает желаемый результат в независимости от методики операции.
Из 38 больных, в наблюдаемой нами группе, с посттравматической нейропатией локтевого нерва с первой степенью заболевания были 2 детей; 2 степени 8 детей; 18 больных – 3 степени и 10 больных – 4 степень. Дети с нейропатией 1–2 степени выявлены ортопедом при коррекции реабилитационного лечения посттравматической контрактуры в локтевом суставе. Больные 3–4 степени обратились по направлению невропатолога и ортопеда.
Все больные дети 3–4 степени (28) оперированы: из которых произведен невролиз локтевого нерва у 17 больных; невролиз локтевого нерва и перемещение места расположения последнего у 11 больных. Ближайшие результаты у всех больных положительные. Полное восстановление функции локтевого нерва, функции пальцев кисти спустя год наблюдали у 21 ребенка. 7 больных исчезли из поля зрения, результат лечения не известен.
Выводы
- Посттравматическая нейропатия локтевого нерва у детей сложная патология и ортопедическое лечение необходимо начинать как можно раньше.
- Предложенная классификация практична и определяет тактику лечения.
- Способ хирургического лечения зависит от степени заболевания.
- Оперативное лечение посттравматической нейропатии локтевого нерва эффективное, простое и недорогостоящее.