Эволюция человека сопровождалась взлетом и падением применения натуральных продуктов для лечения и профилактики различных видов заболеваний. Среди растений существуют свои рекордсмены по их лекарственному использованию. К одним из них можно с уверенностью отнести зеленый чай, применяемый в настоящее время для лечения более 400 заболеваний человека и животных. В составе зеленого чая определено более 300 химических соединений, успешно применяемых при лечении сосудистых, желудочно-кишечных, неврологических заболеваний. Препараты чая используют как противовоспалительные и противораковые средства, дополняющие химиотерапию. Известны противовирусные свойства зеленого чая, подавляющие репродукцию РНК и ДНК содержащих вирусов на разных стадиях их репродукции. Установлено, что основными противовирусными компонентами зеленого чая являются катехины, содержащие в своем составе остатки галловой кислоты. При этом активность этих соединений увеличивается при появлении димерных соединений. В настоящей работе было проведено изучение противовирусных свойств Кипрея узколистного (Epilóbium angustifolium) . Использование этого растения в народной медицине и культуре питания упоминается в старорусских летописях с XII века. С древности наши предки владели технологией изготовления вкусного, ароматного и целебного чая из кипрея узколистного. Одной из химических особенностей экстракта Epilóbium angustifolium является наличие в нем большого числа танинов. Танины относятся к одной из наиболее распространенных групп антиоксидантных полифенолов, найденных в продуктах питания и напитках, обладающих многофункциональной ролью в обеспечении здоровья человека. Танины могут быть условно разделены на две большие группы: конденсированные и гидролизуемые. Конденсированные танниды синтезируются через конденсацию флафан-3-олов (катехинов) и часто их называют проантоцианидины. К настоящему моменту охарактеризовано более чем 500 гидролизуемых танинов, эллагитанинов, которые в процессе гидролиза приводят к образованию эллаговой кислоты. Другие гидролизуемые танниды представляют собой галлотанины (галлоглюкозиды). Наличие большого количества галлоил производных полифенолов позволило предположить наличие выраженных противовирусных свойств экстракта Epilóbium angustifolium [1-3].
Целью представленных исследований было изучение влияния водно-спиртового экстракта Epilóbium angustifolium, содержащего энотеин Б на репродукцию вируса гриппа А.
Приготовление суспензий и растворов препаратов осуществляли в растворе фосфатно-солевого буфера, рН 7,2.
Для размножения вирусов использовали 9-11 дневные куриные эмбрионы, полученные из птицефабрик АО «Аллель Агро» (Алматы, Казахстан).
Штаммы вируса гриппа птиц: А/малая крачка/Южная Африка/1/61 (H5N3), А/FPV/Rostock/34 (H7N1) были получены из коллекции вирусов ГУ «Институт вирусологии им Д.И.Ивановского».
Вирусы выращивали в аллантоисной полости 10-дневных куриных эмбрионов в течение 24-36 часов при 37 °С.
Вирусингибирующие свойства соединений изучали в экспериментах на куриных эмбрионах. Определение противовирусных свойств выполняли методом «скрининг-тест», рассчитанным на подавление репродукции вируса в количестве 100 ЭИД50 заданными дозами экстракта Epilóbium angustifolium. Критерием противовирусного действия считали снижение инфекционного титра вируса при обработке противовирусным средством в сравнении с контролем [4-5].
Вирулицидную активность исследуемых препаратов определяли путем обработки вируссодержащего материала экстрактом Epilóbium angustifolium в различных дозах при 370С в течение 30 мин с последующим титрованием инфекционности обработанного материала. За реальное вирулицидное действие принимали разность между инфекционным титром вируса в пробе до и после экспозиции с исследуемым препаратом [5].
Инфекционный титр вирусов определяли путем десятикратных разведений в соответствии с методом Reеd и Muench [6].
Для математической обработки результатов использовали стандартные методы нахождения средних значений и их средних ошибок [7].
Антивирусную активность экстракта Epilóbium angustifolium сравнивали с антивирусной активностью коммерческих противовирусных препаратов ремантадин и тамифлю, способных подавлять 50% репродукции 100 инфекционных доз вируса в дозах менее 1 мг на куриный эмбрион независимо от антигенной структуры вируса. Интервал доз экстракта Epilóbium angustifolium составлял от 0,01 до 5 мг на куриный эмбрион. Было установлено, что экстракт Epilóbium angustifolium способен подавлять 50 % репродукции 100 инфекционных доз вируса независимо от антигенной структуры вируса в дозах 0,04-0,07 мг на куриный эмбрион, что сопоставимо с активностью коммерческих препаратов ремантадин и тамифлю.
Также было проведено изучение вирулицидной активности экстракта Epilóbium angustifolium в дозе 1 мг на куриный эмбрион. Показано, что экстракт Epilóbium angustifolium в дозе 1 мг на куриный эмбрион способен подавлять инфекционность вируса гриппа более, чем на 3lg, что в значительной степени превосходит вирулицидную активность коммерческих препаратов ремантадин и тамифлю.
Таким образом, в проведенных исследованиях, было установлено, что водно-спиртовой экстракт Epilóbium angustifolium обладают антивирусной активностью, сопоставимой с антивирусной активностью коммерческих препаратов ремантадин и тамифлю. Это обстоятельство позволяет рекомендовать Epilóbium angustifolium для дальнейшего изучения в качестве дополнительного источника для противовирусной терапии.