Современные исследования коренных народов Севера, компактно проживающих на территориях субъектов Российской Федерации, развиваются многоаспектно. При этом главный вызов, который принимают на себя коренные народы Севера, живущие в современном национальном государстве, – это вызов глобальных трансформаций, которые одновременно изменяют сами национальные государства, но при этом делают положение коренных народов информационно открытым для широкого международного обсуждения. В настоящее время появляются работы, где культура коренных народов Севера рассматривается в обоих контекстах: в контексте реиндустриализации Сибири и в контексте сохранения уникального культурного наследия этих народов.
Цель исследования – выделить наиболее эффективные концепты, связанные с теорией глобальных трансформаций, которые можно было бы использовать для анализа актуальной ситуации коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока, компактно проживающих в сибирских регионах Российской Федерации.
Материалы и методы исследования
Критический анализ научных концепций глобальных трансформаций и их воздействий на коренные народы Севера. В качестве методов использовали полевые исследования коренных народов Севера на территории Красноярского края в 2010-2013 гг. В дополнение к полевым исследованиям применялись фокус-группы и экспертные интервью. Использовался метод выделения идеальных типов М.Вебера.
Результаты исследования
и их обсуждение
Впервые понятие «глобальные трансформации» появилось в 60-х гг. XX в. в работах американских и французских аналитиков текущей ситуации. Появление этого понятия ознаменовало переход к новейшему этапу глобализации, когда сама она стала очевидной, а поток глобальных взаимосвязей увеличился многократно и качественно изменила основные формы социальной деятельности (политической, экономической и культурной). Термин «глобализация» определяется этими аналитиками по-разному. Так, Д. Харви характеризует глобализацию метафорически как «сжатие времени и пространства». М. Кастельс полагает, что главный признак глобализации и ее форма – это информационное сетевое общество. Р. Кихейн среди признаков глобализации выделяет все более и более растущую взаимозависимость на мировой арене различных национальных государств. Д. Розенау указывает на полиполярность нового мира и появление особых транснациональных субъектов. М. Манн, наоборот, полагает, что в нашу эпоху государство укрепляется в индустриально развитых странах. Отказ от территориальной привязки в идентичностях называет признаком глобализации А. Аппадураи.
Наиболее известным теоретическим трудом, где глобальные трансформации подвергнуты тщательному анализу является книга британских ученых «Глобальные трансформации: политика, экономика, культура» (Д. Хелд, Д. Гольдблатт, Э. Макгрю, Д. Перратон). Здесь определены и систематизированы основные существующие подходы в понимании процесса глобализации, дано четкое определение этого процесса в его историческом и современном развитии, сформулированы сферы глобальных трансформаций современных обществ. Понятие «глобальные трансформации» ученые понимают как кристаллизацию специфики современного этапа «глубокой глобализации» (интенсивной и экстенсивной), характеризующейся высокой интенсивностью, высокой скоростью и высокой степенью воздействия во всех областях или аспектах общественной жизни, начиная с экономической и заканчивая культурной. По убеждению ученых, глобализация не является уникальным и линейным процессом, она представляет собой дифференцированное явление, в состав которого входят определенные сферы и сотрудничества: политическая, экономическая и культурная. Поскольку процесс глобализации носит общемировой характер, то глобальные трансформации происходят одновременно на местном, региональном, национальном и глобальном уровне.
При определении специфики понятия необходимо рассмотреть те реальные процессы, которые находят свое объяснение в процессе глобальных трансформаций. Основные вопросы звучат так: какие ограничения и возможности устанавливают глобальные трансформации для социальных процессов? Что изменяется и что становится «точками уязвимости» в политической, экономической и культурной организации в условиях глобализации?
Специфика глобальных трансформаций политической организации. Согласно аналитикам, отличием современной глобальной политики является преобразование основ мирового порядка путем реконструкции традиционных форм национальной государственности и перестройкой международных политических отношений. «Ядром» современной глобальной политики является эффективная власть (действующая на национальном, региональным и международном уровнях) и территориальность каждого национального государства (и региона) при условии участия в решении «пограничных» и «трансграничным» проблем политического сообщества.
В новейший период глобализации первая глобальная трансформация произошла с понятием «национальное правительство», в настоящее время оно не является средоточием политической власти. В локальном смысле, национальное государство не способно самоопределиться, поскольку фундаментальные силы и процессы находятся за пределами государств-наций. Эти государства в настоящее время имеют крайне сложные внутренние системообразующие процессы, в том числе в экономике, в менеджменте, в праве, в культуре, которые существенно ограничивают роль национального государста и постоянно проверяют его «на прочность».
Вторая глобальная трансформация произошла с понятием «демократическое политическое сообщество». С одной стороны, всё больше стран привлекает модель национальной демократии. С другой стороны, вызывает сомнение качество современной демократии, связанное с тем, каково реальное количество граждан, определяющих принятие того или иного политического решения. Кроме того, каковы основные характеристики самих этих граждан, их культурные, экономические, политические идеалы и ценности?
Третья глобальная трансформация произошла в области «идеи правительства» (или «идеи государства», как демократического, так и недемократического). Современное национальное государство не есть самостоятельно определившаяся политическая общность, все члены которой имеют единую историю и единое будущее (единую «судьбу»). Сама идея национального единства ограничивается различными структурами, процессами, в том числе, экономическими, правовыми, культурными, менеджерскими и т.д. Если какие-то процессы и/или субъекты «не замечаются» политическими системами национальных государств, то и они, в свою очередь, перестают быть лояльными данной государственной системе, находят для себя иные формы политического регулирования. Эффктивность современного государства уже более не имеет ярко выраженного центра в виде национального правительства. Реальная государственная власть превращается в сложное пространство взаимовлияний и взаимоограничений на глобальном, региональном, локальном уровнях. Таким образом, современная политическая система теряет свою территориальную обусловленность.
Несомненным «плюсом» глобальных трансформаций является то, что именно непосредственная человеческая деятельность является причиной и условием регионального, в том числе континентального и планетарного изменения. В качестве «минуса» можно указать на то, что ускоряющаяся глобализация может породить и усугубить конфликты между странами, поскольку каждая стремится отстаивать свои собственные интересы в глобальной деревне.
Глобальные трансформации экономической организации. На сегодняшний день глобальные трансформации произошли почти на всех «составляющих» экономики: торговли, финансовой системы и промышленном производстве. Эти области и являются «ядром» глобальной экономики и создают условия, позволяющие странам не только существовать в качестве национального государства, но и участвовать в построении всеобщей экономики.
Развитие глобальных торговых отношений является несомненным «плюсом», поскольку возникают глобальные рынки для многих товаров и услуг посредством мировых транспортных и коммуникационных инфраструктур; экономика становится более открытой, а национальные рынки все более и более переплетаются друг с другом (поскольку внутриотраслевая международная торговля включена в глобальную конкурентную борьбу, которая выходит за национальные границы). Областью уязвимости в торговых отношениях становится национальная (внутренняя) экономика, которая должна приспособиться к изменениям в макроэкономике, воздействующей на все страны без исключения. Следовательно, национальная экономика должна стать более чувствительной к международным колебаниям спроса и цен на товары, уметь вести гибкую макроэкономическую политику.
Современная торговля изменила представление о независимости государства и вызвала изменения в государственной политике. Поэтому последующее развитие стран и регионов будет полностью зависеть от динамики глобальной торговли. Таким образом, современная глобальная финансовая структура имеет множество преимуществ как для развитых, так и для менее развитых стран, поскольку создает процесс финансового накопления, в котором некоторые экономики могут изолировать себя от каждодневных воздействий мировых финансовых рынков. Но, одновременно с этим, глобальная финансовая система порождает некоторые риски, связанные с сильно институализированной инфраструктурой.
Глобальные трансформации культурной организации. Основные изменения культурной глобализации происходят в сфере культурных ценностей, идеалов и в пространстве конструируемых культурных идентичностей на этнокультурном, национальном и глобальном уровне. Ключевыми вопросами остаются – что изменяется в культуре идентичности и что становится уязвимым в глобальной трансформации культуры. В современных исследованиях отмечается, что глобализация культурного пространства изменяет исходные основания культурного производства государств-наций и локальных сообществ.
Базовые процессы и формы культурной глобализации основаны на возможностях крупномасштабных транснациональных культурных инфраструктур, когда разнообразные кульутрные проекты проникают сквозь границы. Стоимость этого проникновения постоянно снижается. Растет интенсивность, увеличиваются объемы и скорости культурных коммуникаций. Западная массовая культура и культурные индустрии распространяются по всей планете. Изменяется культурная география, культурные и креативные индустрии находят новые регионы для производства и воспроизводства.
Основные движущие силы культурной глобализации: крупные общественные и частные средства информации, туризм, транспортные и коммуникационные корпорации; транснациональные светские идеологии и светская наука, глобальные экспертные структуры; основные мотивы – погоня за прибылью и/или развлечениями. Другие культурные структуры, играющие ключевую роль: национальные государства и национализм, охватившие почти весь мир. Британские ученые считают, что в современный этап глобализации произошло преобразование культурного контекста понятия «национальная идентичность».
Современная трансформация становится риском «замыкания» границ этнических общностей, открытое неприятие ценностей и традиций друг друга («свой» -«чужой»). В качестве последствий здесь называются экспансия/популяризация отдельных национальных культур, порождение феномена массовой культуры. А.И. Шендрик еще более категорично формирует представление об отрицательном начале глобализма: это потеря культурного разнообразия, замыкание границ культуры, унификация культурных миров (разрушение базовых ценностей национальных культур), обострение кризиса национально-культурной идентичности, которое ведет к дестабилизации; понижение статуса национальных языков (разрушение структур языка). Культурное многообразие (многонациональность) менее уязвимо.
Выводы. Глобальные трансформации являются процессом реальных изменений в экономической, политической и культурной организации на региональном, национальном и глобальном уровнях. Приоритетными тенденциями этого процесса становятся возникновение сотрудничества между странами на макро-уровне путем углубленной взаимосвязи стран в различных областях, выработка адекватных и компромиссных совместных решений обще-жития развитых, развивающихся и наименее развитых стран. Основными рисками являются структурные изменения в условиях глобализации, которые, по мнению научного мира, могут дестабилизировать национальную государственную и политическую ситуацию из-за неясности «будущего» всемирной (международной) экономики, привести к унификации существующее разнообразие национальных и этнических идентичностей. Циркумполярные территории имеют уникальную экономику, политическую сферу, инфраструктуру, природные ресурсы, климатические особенности, длительную историю и народные традиции. В связи с этим, современный уровень политического, экономического и социально-культурного развития этих территорий и их географическое положение обусловливают необходимость повышения значимости в межрегиональном, федеральном экономическом взаимодействии, а также важность выхода на уровень международного сотрудничества. Приоритетными тенденциями развития считаются инвестиционные внешние и внутренние вложения в экономическое развитие, развитие промышленного производства и инфраструктуры (инженерно-транспортной и социальной), качественное образование и академическая мобильность, развитие межнациональных отношений, сохранение этнических культур как базовой ценности и стабильности поликультурного мира в условиях глобализации, сохранение уникального опыта практического хозяйствования в условиях заполярья, бережного отношения с природой уникальных природных комплексов.В эпоху глобальных трансформаций Российской перспективой будущего в индустриальном использовании ресурсов территорий проживания индигенных народов является развитие топливной промышленности, энергетики, цветной металлургии, химической промышленности; лесной, деревообрабатывающей и целлюлозно-бумажной промышленности, сельское хозяйство и импорт сельскохозяйственной продукции из других регионов страны. По сравнению с глобальными задачами, определяющие будущее развитие российских циркумполярных территорий, задачи Канады и США видятся в ином. Главная задача Канады заключается в усилении собственного положения в индустриальном лидерстве и продолжении торгово-экономических отношений в США. Соединенные штаты определяют индустриальное использование с целью поддержания высокого уровня экономики штатов, научных исследований, технологического производства транснациональных компаний в машиностроении и компьютерных технологий.