Основными клиническими диагностическими признаками синдрома Мартина-Белла (СМБ) являются умственная отсталость различной степени выраженности, крупные оттопыренные ушные раковины, выступающий лоб и массивный подбородок, макроорхизм. СМБ экспрессируется весьма вариабельно, причём умственная отсталость является наиболее общим признаком.
Необычность наследования СМБ заключается в следующем: передача заболевания происходит через фенотипически нормальных мужчин (их называют нормальными трансмиттерами – normal transmitting males); дочери нормальных трансмиттеров никогда не бывают умственно отсталыми и никогда или почти никогда не имеют ломкого сайта на Х-хромосоме, однако, в следующем поколении треть женщин умственно неполноценными со средним значением экспрессии ломкого сайта равным примерно 30 %, а их сыновья, в свою очередь, как правило, оказываются больными. Братья клинически нормальных мужчин-носителей маркерной хромосомы имеют низкий риск заболевания СМБ, в то время как для их внуков и правнуков риск значительно выше. Такой необычный характер наследования СМБ получил название парадокса Шермана [1].
Причинами синдрома Мартина-Белл (СМБ) и УО FRAXE является экспансия тринуклеотидных повторов (CGG)n в промоторных областях генов FMR1 и FMR2. Экспансия тринуклеотидных повторов – особый класс патогенных мутаций, известный относительно недавно, с 1991 г. Изучение мутационных процессов в области расположения генов FMR1 и FMR2 является как фундаментальной проблемой, способствующей пониманию закономерностей экспансии тринуклеотидных повторов вообще, так и социально значимой задачей по диагностике, профилактике, скринингу СМБ и УО FRAXE [2].
Эффективных средств для лечения больных с СМБ и УО FRAXE не существует, поэтому особую значимость приобретают выявление больных и медико-генетическое консультирование родственников. Неонатальный скрининг мальчиков на СМБ, УО FRAXE и численные аномалии Х-хромосомы позволит не только снизить частоту ряда форм УО, но и своевременно оказывать медицинскую и психологическую помощь больным с этими поздно выявляемыми заболеваниями [3].
Необходимо отметить трудности диагностики, обусловленные несколькими факторами. Вариабельность и неопределённость фенотипических проявлений (увеличенная окружность головы, грубые черты лица, гипотония, выступающие уши, лоб и челюсть и макроорхизм) делают невозможной постановку диагноза только на основании клинических данных. Поскольку синдром обычно проявляется задержкой речевого развития, первые подозрения на наличие СМБ у ребёнка возникают лишь по достижении им возраста двух-трёх лет. Кроме того, у больных СМБ могут выявляться гиперактивность или признаки аутизма, хотя они и не являются обязательными атрибутами данного синдрома. Существует цитогенетический метод диагностики, но он устарел и даёт значительную погрешнисть, таким образом, оптимальным является выбор ПЦР метода диагностики СМБ [4].
Основной целью нашей работы стало практическое определение методом ПЦР диагностики синдрома Мартина-Белла (СМБ) у лиц мужского пола в Ростовской области. Нами был использован праймер специфического участка СpG островка находящегося в промоторной зоне гена FMR1, что дает высокую точность диагностики. Данный метод рассчитан на применение контроль лицам мужского пола, может давать ложноположительный результат при синдроме Кляйнфелтер, ложноотрицательные результаты не выявлены (Стрельников, 2000). Работы проводились на базе клинико-дагностической лаборатории ЗАО «Наука» специалистами высокого профиля.
По разным литературным данным среди новорожденных мальчиков частота заболевания сильно колеблитьса и составляет от 1 на 1000 до 1 на 4000 у мальчиков и 1 на 8000 у девочек. Таким образом, частота распространенности этой формы умственной отсталости среди новорожденных лишь немного уступает распространенности синдрома Дауна..
Нами были исследованы 172 пациента из Ростовской области с подозрением на СМБ, из которых выявлены 4 случая СМБ. Таким образом, общая доля больных СМБ к здоровому населению в Ростовской области несколько выше, чем в литературных источниках. Возможно, это связано с не большой выборкой пациентов с подозрением на данный синдром, возможно с плохой экологической обстановкой [5-8], которая тоже может повлиять на спонтанный мутационный процесс, связанный с повреждениями Х хромосомы человека.