Scientific journal
International Journal of Applied and fundamental research
ISSN 1996-3955
ИФ РИНЦ = 0,593

PERFECTION OF ORGANIZATIONAL STRUCTURE OF THE ALL-UNION SOCIETY ON DISSEMINATION OF POLITICAL AND SCIENTIFIC KNOWLEDGE IN THE END OF 1940TH – 1950S.

Pinaeva D.A. 1
1 Zelenodolsk Institute of Mashing Building and Information Technologies (Branch) of Kazan National Research Technical University named after A.N. Tupolev
The article is devoted to the process of creation and evolution of organizational structure of the All-Union Society on Dissemination of Political and Scientific Knowledge in the end of 1940th – 1950s. Here you can find information about the rate of this organization’s development, its activities and methods of advocacy. On the base of complex analysis we make a conclusion about the organization’s efficiency as one of the socializing institutes. 
 lecturing advocacy
political enlightenment
The Union society of political and scientific knowledge dissemination
political socialization

Построение гражданского общества невозможно без формирования демократической политической культуры гражданина. Политическая культура в свою очередь формируется в результате политической социализации, то есть освоения людьми политических ориентаций и образцов поведения. Важнейшей целью процесса политической социализации является обеспечение бесперебойного функционирования политической системы при смене поколений в политике и воспитание гражданина, не подверженного колебаниям политической конъюнктуры. Политическая социализация невозможна без освоения гражданами политических компетенций: политических знаний, умений, навыков. Таким образом, политическая компетентность граждан – насущная необходимость любого государства, идущего по пути построения демократии.

На сегодняшний день потребность в активизации и координации деятельности просветительских организаций, которые обеспечили бы общество достоверной, объективной информацией в научной и политической сферах, применяя при этом современные методы просветительской работы, не вызывает сомнений. Во многих государствах существуют институционально развитые системы гражданского образования. При создании подобной системы в России полезным может стать изучение опыта организации и функционирования разветвленной сети пропагандистско-просветительских учреждений в Советское время.

Политическая социализация граждан, в основном стихийно протекающая в современной России, в СССР контролировалась государством. В СССР была создана целая сеть институтов политической социализации, располагающих значительными техническими и кадровыми ресурсами, что говорит о понимании руководством государства значимости политической социализации граждан. В целом механизмы политической социализации получили свое оформление в середине 1940-х – начале 1950-хх., именно в данный период происходит выстраивание институционального дизайна системы политической социализации СССР. Деятельность всех социализирующих институтов направлялась и контролировалась ЦК ВКП(б), непосредственное руководство осуществлялось Агитпропом – Управлением (отделом) пропаганды и агитации, имевшем в своей структуре соответствующие отделы и секторы .

Одной из важнейших социализирующих организаций было созданное в 1947 г. Всесоюзное общество по распространению политических и научных знаний – крупнейшая в СССР и не имевшая аналогов в мире пропагандистско-просветительская структура. Инициаторами его создания выступили известные в стране ученые и деятели искусства: поэт Константин Симонов, балерина Галина Уланова, физик Николай Бруевич, геолог Каныш Сатпаев, экономист Евгений Варга, историки Евгений Тарле и др. Первым Председателем Общества был избран Президент Академии наук СССР Сергей Вавилов [6].

В число учредителей Общества вошли Академия наук СССР, Академии наук Союзных республик, университеты, Всесоюзное географическое общество, ВЦСПС, Министерство высшего образования СССР и др., что говорит о масштабах деятельности Всесоюзного общества и его значении.

Главной целью Всесоюзного общества было решение пропагандистских, образовательных и просветительских задач путем проведения публичных лекций, тематических вечеров, конференций и других мероприятий для всех слоев населения по самому широкому кругу вопросов. Особое внимание уделялось лекционной работе. Научно-методические объединения, работавшие при Всесоюзном обществе, готовили методические рекомендации по подготовке и проведению лекций. Особо обращалось внимание на то, что лекционная работа должна была проводиться дифференцировано с учетом специфики аудитории. По всему СССР в городах и сельской местности проводились эпизодические и цикловые лекции для рабочих, колхозников, врачей и учителей, инженеров и агрономов. Особое внимание уделялось работе с молодежью, организация мероприятий по линии Общества проводилась совместно с комсомольским активом. Значительный размах просветительской деятельности Всесоюзного общества выразился в открытии для проведения лекций на фабриках, заводах, колхозах, совхозах и МТС специальных заводских, колхозных и молодежных лекториев. В 1950 г. в стране работало 13673 лектория [9, л. 54].

Большинство публичных лекций были бесплатными, лекции по заявкам организаций (в основном, заводов и фабрик), как правило, оплачивались работниками предприятиями. В целом, процент платных лекций был невелик [1, л. 88]. Лекторы, выступающие по путевкам Общества, получали гонорар. Согласно Постановлению Совета Министров СССР от 9 апреля 1956 г. «Об установлении единых ставок гонорара для лекторов организаций, ведущих лекционную работу», доктор наук за стандартную 2-часовую лекцию получал гонорар в размере 150 рублей, кандидаты наук и доценты – 100 рублей, лекторы, не имеющие ученых степеней и званий, – от 40 до 65 рублей1 [2]. При этом значительная часть лекций проводилась на общественных началах. Значение просветительской работы Общества многократно возрастало в условиях довольно низкого уровня образования населения и острого недостатка газет и радио.

Особое внимание руководители организации уделяли просветительской работе среди молодежи: комсомольского актива, учащихся вузов, школ, ремесленных училищ и школ ФЗО. За вторую половину 1950 г. слушателями лекций для молодежи стали 4 миллиона человек. [9, л. 55]. Большое внимание Общество уделяло просветительской работе на селе. В 1950 г. в сельской местности было прочитано более 50 % всех лекций. Общее количество слушателей лекций в 1950 г. превысило 89 миллионов человек [9, л.53].

Основными направлениями работы Общества были следующие: пропаганда общественно-политических знаний (история ВКП(б), история СССР, всеобщая история, философия, политическая экономия, государство и право, литература и искусство, внешняя политика СССР, международные отношения); пропаганда естественнонаучных знаний (биология, медицина, сельское хозяйство, химия, астрономия, география, физика, математика); пропаганда научно-технических знаний. Особое место принадлежало лекциям о достижениях передовиков производства и сельского хозяйства и распространении передового опыта.

Явный перевес в количестве прочитанных лекций наблюдался в пользу лекций по общественным дисциплинам, поскольку именно они традиционно играют важнейшую роль в политической социализации граждан. В условиях «Холодной войны» важнейшим направлением лекционной пропаганды было международное направление, призванное легитимизировать внешнюю политику Партии, именно этому направлению было посвящено около трети всех лекций.

О признании значимости деятельности Общества говорит и тот факт, что государство всячески способствовало совершенствованию его материально-технической базы. Постановлением Совета Министров СССР № 4032 от 16 декабря 1947 г. «О мерах помощи Всесоюзному обществу по распространению политических и научных знаний» предусматривалась передача Обществу Центрального лектория, Политехнического музея и Центральной политехнической библиотеки в Москве. Советы Министров Союзных республик обязывались предоставить республиканским отделениям Общества помещения для размещения правления, а также закрепить за Обществом лучшие аудитории для проведения лекций, выставок и других мероприятий. Доходы от публичных лекций и других научных и просветительских мероприятий не облагались налогом. Обществу выделялись значительные средства на закупку новейшей импортной кино-радио-фото аппаратуры. Министерство машиностроения и приборостроения, легкой промышленности и еще более десятка министерств союзного значения обязывались изготовить по заказу Общества оборудование для технического оснащения лекционных залов, библиотек, выставок, аудиторий [8, с. 32].

К началу 1948 г. во всех Союзных республиках были созданы республиканские Общества, а в 18 областях и крупных городах – его отделения. Так, Казанское отделение Общества было образовано уже 27 мая 1947 г. одним из первых в РСФСР. Его учредителями стали ведущие вузы и предприятия Татарстана: КГУ им. Ульянова-Ленина, КХТИ им. С.М. Кирова, КГМУ, КГВИ им. Баумана, завод им. Горбунова, Казанский мехкомбинат, завод им. Кирова и др. [4, с. 48].

С января 1948 г. Всесоюзное общество по распространению политических и научных знаний приступило к изданию журнал «Наука и жизнь» - печатного органа Общества. Действительные члены Всесоюзного общества приняли участие в создании серии короткометражных фильмов «Рассказы о великом плане», «Над чем работают советские ученые», «Наша Родина – путешествие по СССР» и др., которые рассказывали не только о достижениях советских ученых в области науки и техники, но и знакомили зрителей с обычаями и традициями разных народов, населявших СССР, чтобы «помочь советскому человеку изучить просторы родной земли, познать богатства своей Родины, ее силу, ее красоту» [3, с. 271].

Несмотря на серьезные успехи в просветительской работе, формировании материально-технической базы и организационной структуры, работа Общества была признана недостаточной. Основные недостатки заключались в слабой работе по привлечению в члены Общества высококвалифицированных специалистов и ученых, недостаточном количестве публичных лекций, особенно в сельской местности, формальном отношении к чтению лекций, недостаточном контроле над качеством лекций и т.д. Особое внимание обращалось на то, что на май 1949 г. в качестве действительных членов в Общество было вовлечено лишь 10% имеющихся в стране научных работников. Крайне неудовлетворительно обстояли дела на периферии. Так, из 218 членов Казанского отделения Общества в 1947 г. с лекциями выступали всего 20. Недостатки заключались также в отсутствии технического персонала, отсутствии помещений для проведения публичных лекций и размещения аппарата правления, слабо была развернута лекционная работа в районах Татарстана [1, л 89].

Ввиду исправления указанных недостатков, для активизации работы Всесоюзное общество по распространению политических и научных знаний, как и большинство социализирующих институтов в конце 1940-х гг., было подвергнуто реорганизации. В 1949 г. Пленум правления Общества вынес решение о создании городских и районных отделений, а также первичных организаций. Городские и районные отделения организовывались в крупных промышленных центрах, где имелась возможность дополнительно привлечь в члены Общества квалифицированную интеллигенцию. Первичные организации создавались в высших учебных заведениях, НИИ и опытных станциях, в общественных и государственных учреждениях республиканского, краевого и областного значения, на крупных заводах и фабриках [7, с. 193 - 197].

Общая тенденция повышения роли общественных организаций в решении государственных вопросов, характерная для середины 1950-х гг., выразилась в том, что в 1957 г. было принято решение о передаче функций органов Министерства культуры по проведению лекционной пропаганды Всесоюзному обществу по распространению политических и научных знаний [5, с. 86-88]. Таким образом исключался параллелизм в работе и признавалась значимость деятельности Общества. В связи с расширением функций был измен штатный состав работников Правлений: были введены должности инструктора-методиста, организатора лекций и ответственного секретаря.

К началу 1950-х гг. Общество превратилось в одну из крупнейших просветительско-пропагандистских организаций с развитой внутренней структурой. Если в 1947 г. в составе Общества насчитывалось 1500 членов, то в первой половине 1951 г. в его составе было уже 265 тысяч человек, а отделения имелись во всех союзных республиках, краях, областях[10, с. 14].

В 1963 году Всесоюзное общество по распространению политических и научных знаний было переименовано во Всесоюзное общество «Знание». К этому времени взрослый советский человек прослушивал ежегодно в среднем от 4 до 5 лекций [8, с 10].

В целом огромное внимание партийного и государственного аппарата к деятельности Общества, признание его значимости в деле политической социализации граждан дало положительные результаты в построении системы социальной солидарности и политической целостности общества.