Потребность в этом издании обусловлена запросами современной науки и лингвистики, в частности: в условиях глобализации науки, культуры и образования осмыслена необходимость создания системной методологии науки в целом и особенно современной синтезированной (полипарадигмальной) лингвистики, для которой в наши дни нет «чужих полей», так как она «изучает всё, что вербализовано» (В.А. Маслова).
Книга знакомит исследователя-лингвиста с основами системной лингвистической методологии, раскрывает теорию лингвистического метода и вводит в методику и технологию лингвистических исследований, благодаря чему способствует оптимизации научных исследований в области лингвистики. Иначе говоря, книга посвящена кардинальной проблеме – теории лингвистического познания, которая раскрывается на фоне широкогообщегуманитарного,экстранаучного познания.
В связи с этим системная методология лингвистики базируется на синтезе ряда источников и составных частей: 1) философия и философия науки; 2) наука и науковедение; 3) логика и психология; 4) аксиология, этика и эстетика; 4) семиотика и лингвистика и 6) терминоведение. Отметим, что число наук, входящих в основание методологии, взято с позиции минимально достаточной для достоверности, но не исчерпывающе, что, собственно говоря, невозможно. Поскольку языки способны вербализовать любой тип знания (обиходно-бытовое, лингвистическое, гуманитарное, естественнонаучное, техническое и т.д.), то в континуум оснований могут быть включены все науки, существующие «здесь и сейчас». В пособии рассмотрены наиболее «лингвоцентрические» из них.
Структура учебного пособия логически достаточно прозрачна: в соответствии с ключевыми словами, вынесенными в заглавие книги, она состоит из четырех частей, включающих 16 глав. При этом концептуальное содержание книги коррелирует с композиционной формой: четырём базовым терминированным понятиям посвящены четыре части работы, а уточняющим и сопутствующим – её главы и разделы глав.
Специфика учебного пособия, отличающая его от существующих работ по методологической проблематике, состоит в том, что, во-первых, эпистемическая (познавательная) ситуация рассматривается в данной концепции как метамодель познавательного процесса; во-вторых, эпистемическая ситуация позволяет уточнить структуру метода: узуальная трёхчастная структура метода (методология – метод – методика) дополнена четвёртым компонентом – технология, что обусловлено императивом современной техногенной цивилизации, в которой складываются социокультурные условия воспроизводства технологий; в-третьих, в отличие от традиционной трёхуровневой системы методов (философские, общенаучные и частнонаучные), которая описана в научной литературе, в пособии обоснована субординированная иерархическая структура системной лингвистической методологии, включающая девять методологических уровней: 1) философский; 2) системологический; 3) синергетический; 4) семиотический; 5) общенаучный; 6) частнонаучный (социально-гуманитарный); 7) дисциплинарный, общелингвистический; 8) частнодисциплинарныйи 9) методология конкретного лингвистического исследования, взаимосвязь и взаимопроницаемостьуровней (особенно гибридных: системологического, семиотического, герменевтического и синергетического) создаёт единое целое полипарадигмальной лингвистики и обеспечивает её связь с когнитивными ресурсами современной культуры; в-четвёртых, впервые дисциплинарные лингвистические методы систематизируются с позиции парадигмальности / непарадигмальности: макропарадигмальные (сравнительно-исторический, структурный, коммуникативно-прагматический и когнитивно-дискурсивный); частнопарадигмальные (социолингвистика, этнолингвистика, ареальная лингвистика, психолингвистика, нейролингвистика, паралингвистика, лингвокультурология, межкультурная коммуникация, лингвополитология); непарадигмальные (диалектология, этимология, ономастика, лингвостилистика, прикладная лингвистика; описательный и лингвостатистический методы; контекстологический и валентностный анализы);в-пятых, технология системной лингвистической методологии, которая исходит из постулата о внутреннем единстве процесса познания (открытия) и процесса описания полученного знания (Ю. С. Степанов), целиком базируется на диссертационных работах, выполненных под руководством автора учебного пособия в рамках официально признанной научной школы «Типы знания и их вербализация в языках» (Протокол Президиума РАЕ № 408 от 27.05.2013).
Содержательная концентрация текста учебного пособия достаточно высока, потому, чтобы сделать текст более лёгким для восприятия и наглядным, в работе используются различные вербальные и невербальные средства: образные; разнообразные значки-символы для структурирования текста; 12 таблиц и 30 схем; различные шрифты для выделения концептуально значимых терминированных понятий; эпиграфы, вводящие читателей в содержание глав и разделов, приёмы диалогичности текста и др.
Практическая направленность учебного пособия определяет то, что каждая глава завершается разделами «Вопросы и задания для обсуждения» и «Литература для углублённого изучения», что поможет организовать как аудиторные занятия, так и самостоятельное изучение каждым исследователем. Этим же определяется наличие большой библиографии: список научной литературы содержит более 900 названий, а список словарно-справочной литературы – более 80.
Пособие содержит приложение, в котором даётся рабочая учебная программа для магистров «Методология научных исследований в языкознании».
Учебное пособие предназначено для бакалавров, магистров, аспирантов, докторантов и преподавателей вузов, ведущих курсы «Основы научных исследований» (бакалавры и специалитет) и «Методология научных исследований в языкознании» (магистры и аспиранты), а также слушатели ФПК. Помимо этой определённой предназначенности, учебное пособие может иметь широкого читателя: в современной постнеклассической науке в условиях «наведения мостов» между естественными и социально-гуманитарными науками роль «методологического локомотива» (Ю.С. Степанов) отводится прежде всегосемиотике какпервонауке(концепт знак востребован во всех науках!) илингвистике (как средства кодирования и декодирования любой информации), а потому учебное пособие будет полезно представителям разных наук.
Учебное пособие (в первом и втором издании) прошло апробацию в ряде вузов (по филологическим специальностям) России, Белоруссии, Украины, Казахстана. Научная и практическая значимость книги отмечена в ряде опубликованных рецензий:
Голованова Е.И. Рецензия на книгу З.И. Комаровой «Методология, метод, методика и технология научных исследований в лингвистике» // Вестник Челябинского ун-та. Филология и искусствоведение. – Вып. 82. – 2013. – С. 177-178.
Иващенко В.Л. Комарова З.И. «Методология, метод, методика и технология научных исследований в лингвистике: учебное пособие». – Екатеринбург: Изд-во Урал федерал.ун-та, 2012. – 818 с. // Мовознатство. – 2013. – № 4. – С. 89-91.
Котюрова М.П. Комарова З.И. «Методология, метод, методика и технология научных исследований в лингвистике: учебное пособие» // Стереотипность и творчество в тексте: межвуз. сб. науч. тр. – Пермь: Изд-во Перм. гос. нац. исследовательской ун-т, 2013. – Вып. 17. – С. 213-216.
Табанакова В.Д. Всё о методологии научных исследований в лингвистике. Комарова З.И. «Методология, метод, методика и технология научных исследований в лингвистике: учебное пособие» // Научно-информационный бюллетень «Ялик». – Спб. ун-т, 2013. – № 88. – С. 14-15.