Scientific journal
International Journal of Applied and fundamental research
ISSN 1996-3955
ИФ РИНЦ = 0,593

1 1 1
1 Kursk State Medical University

В настоящее время исследование временной перспективы и различных его аспектов приобретает широкомасштабный характер [1, 2, 3]. Ф. Зимбардо и Дж. Бойд, определяют временную перспективу как «...зачастую неосознанное отношение личности ко времени, и это процесс, при помощи которого длительный поток существования объединяется во временные категории, что помогает упорядочить нашу жизнь, структурировать ее и придать ей смысл», которое отражает установки, убеждения и ценности, связанные со временем [3].Временная перспектива личности при зависимости перестает интегрировать систему отношений и поддерживать субъект-субъектную направленность, так как объектное пространство отношений сосредоточено в основном только в настоящем [5] .

Целью данного исследования является изучение временной перспектива личности с алкогольной зависимостью (АЗ). Нарушение идентичности рассмотрено через трансформацию представлений о себе [6]. Эмпирическое исследование осуществлялось на базе Областной наркологической больницы Курской области. Общее количество выборки составляет 100 человек. В пакет психодиагностических методик вошли: тест «Кто Я?» (М. Кун, Т. Макпартленд; модификация Т.В. Румянцевой), опросник временной перспективы личности Ф. Зимбардо (в адаптации А. Сырцовой, Е.Т. Соколовой, О.В. Митиной). Математическая обработка – пакет прикладных программ STATISTIKA 8.0.

Полученные результаты теста «Кто Я?» (М. Кун, Т. Макпартленд; модификация Т.В. Румянцевой) свидетельствуют о том, что у людей с АЗ преобладают в самоописании словесные формы, описывающие переживания в прошедшем времени, что может свидетельствовать о неудовлетворенности настоящим, стремлении вернуться в прошлое. У людей без зависимости (БЗ) наблюдается наличие целей, планов на дальнейшую жизненную перспективу. Характеристики показателей коммуникативной, физической, деятельной идентичностей у АЗ практически отсутствуют, отмечается минимальное указание социальных ролей, при этом человек действительно не знает, как можно еще ответить на задание, а не просто не дает ответы в силу своей скрытности, что может свидетельствовать о крайне низком уровне рефлексии при АЗ. Рефлексия одновременно является способом и механизмом выхода системы психики за собственные пределы, что детерминирует пластичность и адаптивность личности [4]. Эти испытуемые обладают слабой дифференцированностью идентичности (средние показатели при АЗ 8,96±3,83, 11,3±5,2 в группе БЗ). Распределение событий прошлого, настоящего и будущего при АЗ характеризуется значимым преобладанием событий прошлого (p=0,016) и настоящего (p=0,021) при минимальной представленности событий будущего (p=0,018) в сравнении с испытуемыми БЗ, ее качественные характеристики соответствуют негативному прошлому и гедонистическому настоящему. Для БЗ характерна равномерность распределения событий по всем типам временной перспективы. При АЗ выявлены значимые взаимосвязи на уровне прошлого (негативного и позитивного) (r=0,17), настоящего (гедонистического и фаталистического) (r=0,13), отсутствуют на уровне будущего и прошлого (r=0,21), будущего и настоящего (r=0,23).

Таким образом, нарушение идентичности при алкогольной зависимости во временной перспективе оцениванием своего настоящего как негативного, в меньшей степени ориентированы на будущее, отношение к настоящему фаталистическое. Временная перспектива характеризуется как несбалансированная, с преобладанием негативных оценок прошлого, настоящего и будущего.