Scientific journal
International Journal of Applied and fundamental research
ISSN 1996-3955
ИФ РИНЦ = 0,593

HONORE DAUMIER AND HIS TIME

Selivanov A.O. 1 Matyar T.I. 1
1 Vladimir State University names after Alexander and Nikolay Stoletovs
This article focuses on the impact of the historical reality in the mid-19th century France Honore Daumier’s art.
Daumier
caricature
Balzac
bourgeoisie
lithography

Исторические события и политическая ситуация середины девятнадцатого века во Франции в одинаковой степени влияли и на живопись и на литературу. Изменчивый политический климат, появление новых всё более совершенных достижений в науке и технике, а также развитие новых художественных и литературных направлений и стилей – всё это создало условия для эксперимента, как в литературе, так и в изобразительном искусстве. Под влиянием этих изменений социально-культурной среды, в творчестве Оноре Домье и его литературных современников сформировались схожие художественные взгляды и подходы к изображению французского общества, поскольку их произведения предназначались для одной и той же аудитории.

Целью исследования является анализ исторической действительности Франции середины девятнадцатого века, влияние эпохи на творчество Оноре Домье. Данная исследовательская работа опирается на корпус англоязычной искусствоведческой литературы (Бенджамин У., Коллер П., Мориарти М.). Методологически работа носит междисциплинарный характер, так как затрагивает не только область истории искусства, но и сферу политологического анализа, сочетая историческую и логическую методику.

Середина девятнадцатого века во Франции ознаменовалась чередой сменяющих друг друга монархических и республиканских правительств, т. о. буржуазия пыталась выяснить, какая форма политической власти с учётом многочисленных соперничающих политических фракций будет наилучшим образом соответствовать её интересам. В ходе политической борьбы буржуазия стремилась вытеснить старые аристократические правила и нормы и укрепить свою социально- культурную позицию во французском обществе, что в конечном итоге увенчалось успехом. Такое сочетание политических потрясений с усилиями буржуазии утвердить свои позиции в социальном и культурном пространстве создало среду, как способствующую свободе самовыражения, так и ограничивающую её. В этот период романтизм с его акцентом на свободу самовыражения пришел на смену классицизму с его ограниченностью форм и связью с аристократическим прошлым. Переход к романтизму открыл возможности для появления новых художественных форм с довольно жесткими традициями, например в поэзии и живописи. Процветал роман, как литературная форма, наиболее способствующая экспериментам. Одним из ведущих представителей французского романтизма был поэт, романист, драматург и художник, Виктор Гюго, ещё в начале своей творческой деятельности заложивший многие из основ этого направления в искусстве. Утверждая перехода к романтизму, Домье высмеивает художников и ученых, продолжавших придерживаться идеалов классицизма в карикатурах на героев мифов и классической литературы. классицизма (Серии L’histoire Ancienne (Древняя история), Physionomies tragiques ( Трагические лица)).

В то время как романтизм провозгласил свободу формы выражения в литературном и художественном творчестве, многие из правительств, приходивших к власти в этот период, пытались, путем принятия законов против такой свободы или просто прибегая к помощи силы, ввести цензуру литературных и художественных произведений, авторы которых критиковали политику, направленную на ограничение свободы творчества. Появление в начале тридцатых годов карикатуры Домье на короля Луи-Филиппа, где он сравнивал телосложение короля с грушей, привело к заключению художника в тюрьму и послужило стимулом для принятия сентябрьских законов 1835, ограничивавших свободу прессы.

sel1.tif

Рис. 1. Оноре Домье Les Poires (фр. игра слов груша – глупец), 1830, опубликована в журнале La Caricature (фр. «Карикатура»)

Сентябрьские законы заставили ряд художников и писателей, занимавшихся политической сатирой, отойти от политических тем. Некоторые из этих художников отказались работать для прессы и стали иллюстрировать книги[4, с. 31]. другие художники и писатели использовали свой опыт в политической сатире и начали писать физиологические очерки, бытовые нравоописательные рассказы, для периодической печати, где объектом пристального внимания стали все стороны буржуазной жизни[1, 42 с.]. После принятия сентябрьских законов Домье отказался от политической сатиры и сосредоточил всю свою энергию на карикатурах типичных образов парижан. Этот резкий переход от открытой политической сатиры к более тонкой критике французского общества в результате тщательного изучения буржуазной жизни проложил путь реализму, появившемуся в середине девятнадцатого века.

Техническая революция

Новые технологии значительно изменили также и процесс создания произведений искусства и литературы. Изобретение фотографии привело к поискам художественной формы в этой области. возникла литография – быстрый способ создания оттисков, позволивший художнику в быстрой последовательности создавать большое количество копий графических работ и быстро реагировать на текущие события. Домье одним из первых художников стал использовать литографию в качестве приоритетной техники. В литературном мире удешевление бумаги, появление быстрых печатных станков, а также улучшение типографских и переплетных работ позволили печатать большие тиражи книг, что послужило массовому распространению грамотности в период с 1820 по 1850 год. Эти технологические нововведения в печати также способствовали резкому увеличению газет и периодики. В 1824 в Париже насчитывалось 47,000 подписчиков газет; в 1836 году их было 70,000; а в 1846 году уже 200,000[1, с. 27]. Эти газеты формировали рынок художественной литературы, который обеспечивал пополнение доходов авторов и способствовал формированию новых отношений между авторами и издателями[6, с. 25].

Творчество – политическая трибуна

Во времена Домье создание как художественных, так и литературных произведений претерпели значительные изменения. К середине девятнадцатого века система академической салонной живописи, строго регулировавшейся вкусами и интересами аристократического двора, уже не являлась посредником между художником и публикой. Росла популярность выставок, и критики формировали художественный вкус[7, с. 105]. писатели обнаружили, что им необходимо развивать более широкие связи с читающей публики для увеличения продажи своих книг и обеспечивать себе популярность, создавая статьи для газет и журналов. В отсутствии аристократической поддержки искусства и литературы художники и писатели всё больше обращаются к широкой публике, и особенно к буржуазии, являющейся господствующим классом, чтобы среди её представителей найти почитателей своих работ. Художники и писатели пересматривают свои отношения с публикой, и нормой становятся литературно-художественные инновации, а не стремление полагаться на традиционные символы социального и культурного престижа[4, с. 25-26]. На протяжении всей своей творческой деятельности Домье чутко реагировал на изменения в политике, требованиях и вкусах издателей и публики. Его работы, сначала открытая сатира на политических деятелей, затем карикатурные изображения французских типажей и, наконец, сатирический комментарий французской жизни (серии Croquis Parisiens (Парижские наброски) и Les Plaisirs de la champagne (Наслаждение шампанским), показывают, как меняется отношение художника к объекту его творчества, и само творчество меняется со временем.

Оноре де Бальзак и Оноре Домье

именно в творчестве Оноре де Бальзака чаще всего, в сравнении с творчеством всех других литературных деятелей той эпохи, критики находят ассоциации с работами Оноре Домье. «Человеческая комедия» Бальзака, состоит из 98 романов и новелл и является грандиозной историей нравов Франции, изображающей французское общество в период Реставрации Бурбонов и Июльской монархии (1815-1848). Она представляет собой своеобразную социальную эпопею жизни французского общества. Профессиональная деятельность Домье и Бальзака несколько раз пересекалась: Домье иллюстрировал некоторые романы Бальзака[2, с. 24], а Бальзак проработал год в La Caricature – том же самом журнале, для которого Домье создавал свои ранние сатирические литографии[3, с. 118]. В основном же, однако, их сравнивают, потому что в своих работах они пользуются схожими стилистическими принципами. Французский критик и поэт, Шарль Бодлер, который был другом и почитателем Домье и его творчества, одним из первых обратил внимание на стилистические сходства работ Бальзака и Домье[5, с. 261]: «Гравюры Гаварни и Домье по справедливости были названы дополнениями к «Человеческой комедии». Я убежден, что сам Бальзак поддержал бы это мнение, тем более обоснованное, что талант художника-бытописателя является талантом смешанным, поскольку в него вливается значительная литературная струя. « Оба Домье и Бальзак работали на поприще журналистики, и в своем творчестве обращались к одной и той же публике и отражали аналогичные события современной им действительности[2, с. 13]. Они проявляли повышенный интерес к социальным явлениям парижской жизни, особенно к изучению обычаев и нравов людей; их поведения и внешности. Бальзак часто характеризует героя через его манеру одеваться или в мельчайших подробностях описывает обстановку комнаты, чтобы нарисовать социальный портрет изображаемого героя. Домье выискивал карикатурные сцены французской жизни, изучал и критиковал представителей буржуазного класса. Реализм, как и карикатура, предоставляет читателю лишь общий взгляд на вещи, давая ему возможность сформировать своё суждение. В то же время, однако, любое узнавание или признание, возникшее у читателя, вовлекает его в этот процесс[8, с. 79]. Искусство Бальзака и Домье заключается в том, что они приглашают свою публику судить о характере французской жизни состоящей из их повседневного опыта, привлекая их внимание к собственной принадлежности к изображаемой социальной среде.

sel2.tif

Рис. 2. Оноре Домье. Le Wagon de troisiéme classe («Вагон третьего класса»). 1863-1865. Холст, масло

Известный французский архитектор и реставратор архитектуры XIX века Э. Виолле-ле-Дюк писал[9]: «Домье – народный художник. Он умел разглядеть в этом мире народа, жизнь которого протекает в полутьме, если не во тьме, все живое, думающее, человечное, а, следовательно, и великое для нас, прочих людей. Это не приниженные люди, не сброд, не хвастуны, не пошляки… Это люди – я не нахожу слов, чтобы лучше пояснить мою мысль». Эти слова в полной мере относятся к картине «Вагон третьего класса». Все здесь крепко, просто, значительно. Мастер обладал редкой способностью с помощью нескольких фигур создавать впечатление множества людей. Давая формы предельно укрупненно и обобщенно, монументализируя их, метко схватывая типаж, скупо используя цвет, художник создает обобщенный образ народа Франции. Это одно из самых совершенных и значительных произведений французского мастера.

Заключение

Как и у многих писатели его времени, приверженность идеям французской республики у Домье находит выражение не только в тематике его работ, но и в использовании прогрессивных технологий в создании произведений, призывавших народные массы к политической борьбе. Точно также как технологические усовершенствования в печати позволили совершить громадный скачок в книгопечатании, литография позволила Домье быстро печатать оттиски гравюр, в результате чего появилось огромное количество его работ. Как и его литературные современники, писавшие статьи для газет и журналов, выходивших большими тиражами, Домье искал свою публику среди широких народных масс, а не в элитном аристократическом клубе. литографии Домье, как и самые передовые литературные произведения эпохи, превращали видевших их людей в критиков существовавшего общества, призывая их бросать вызов социальным нормам, в особенности тем которые не служили интересам всей страны.