Scientific journal
International Journal of Applied and fundamental research
ISSN 1996-3955
ИФ РИНЦ = 0,593

1
1 Volgograd State Medical University

Ежегодно в мире выявляется более полумиллиона новых случаев колоректального рака. Среди опухолей желудочно-кишечного тракта рак ободочной кишки прочно вышел на второе место (после рака желудка), оттеснив на третье место рак прямой кишки [2, 3].

При этом до 70 % больных раком ободочной кишки диагностируется III и IV стадии заболевания заболевания. В последние годы все больше хирургов при распространенном колоректальном раке отдают предпочтение паллиативным операциям перед симптоматическим лечением [1].

За 20 лет в Волгоградском ОКОД №1 при раке ободочной кишки была выполнена 81 паллиативная операция, что составило 6 % от общего числа операций на этом органе. Паллиативный характер операций был обусловлен наличием отдаленных метастазов в различные органы (24), выходом местного распространения опухоли за пределы резекции (15) и обнаружением клеток рака на границе резекции кишки (2). Гистологическая структура опухоли у 40 (97,5 %) больных соответствовала аденокарциноме и у 1 (2,5 %) пациента – перстневидно-клеточному раку.

В качестве паллиативных операций были выполнены: правосторонняя гемиколэктомия (14), левосторонняя гемиколэктомия (6), резекция поперечной ободочной кишки (1), резекция сигмовидной кишки (11), операция Гартмана (9). Послеоперационный период осложнился у 10 (24,3 %) больных процессами преимущественно гнойно-воспалительного характера. Умерло 3 пациента. Послеоперационная летальность составила 7,3 % и была сопоставима с летальностью после радикальных операций – 7,6 %.

Предпосылками к выполнению паллиативных операций мы считали возможность уменьшения массы опухоли для последующего химиотерапевтического лечения; устранения угрозы развития таких тяжелых осложнений, как кишечная непроходимость, перфорация опухоли, перифокальное воспаление, кровотечение, перфорация кишечной трубки; а также улучшения качества жизни больных.

Средняя продолжительность жизни больных была вычислена методом построения таблиц дожития и составила 28,8±5,0 мес., после симптоматических операций она была равна 8,1±1,1 мес. (р<0,01). Достоверное увеличение продолжительности жизни после выполнения паллиативных операций было получено у пациентов с единичными метастазами в печень, значительном местном распространении опухоли и одиночных раковых диссеминатах в брюшину (32,3±5,5 мес., р<0,01). Операции на фоне метастазов в забрюшинных лимфатических узлах и большом сальнике также имели преимущества по продолжительности жизни больных по сравнению с симптоматическими вмешательствами (19,9±3,4 мес., р<0,01). Резекции ободочной кишки на фоне ракового асцита и метастазов в легкие не увеличивали продолжительности жизни. Двое пациентов с раковыми клетками по линии резекции кишки жили в течение 1 и 4 лет без признаков прогрессирования.

Более 1 года после паллиативных операций прожили 72,0 %, 3 года – 29,4 %, 5 лет – 10,3 % больных.

Полученные результаты позволяют однозначно высказаться за в пользу выполнения паллиативных хирургических вмешательств у данной категории пациентов. Подобный агрессивный подход позволяет ликвидировать опасность развития угрожающих жизни осложнений рака, уменьшить объем опухолевой массы и создать благоприятные условия для дальнейшего лекарственного лечения больных.