До сих пор недостаточно изученными остаются вопросы, характеризующие взаимосвязь показателей риска здоровью со степенью вредности и опасности условий труда с учетом не только ведущего неблагоприятного фактора, но и комплексного влияния факторов производственной среды и трудового процесса при изготовлении мебели. В тоже время, применение моделей оценки профессионального риска здоровью работающих в деревообработке носит фрагментарный характер и освещено лишь в единичных публикациях [7]. В связи с этим, актуальным является поиск информативных критериев для прогнозирования нарушений здоровья работающих на современных мебельных предприятиях, учитывая новые профессиональные риски и изменение характера трудовой деятельности. Данная проблема распространяется и на обучающихся по специальности: мастер деревообработки. В процессе обучения подростки могут контактировать с подавляющим большинством неблагоприятных физических факторов и со многими химическими агентами, характерными для данного вида производства (древесная пыль, пары клеев и лаков применяемых в деревообрабатывающей промышленности; интенсивный шум и вибрация, источниками которых являются деревообрабатывающие станки, электродвигатели и подвижные части технологических линий; нагревающий микроклимат при работе в окрасочной камере) [2].. К этому добавляются кардинальные проблемы подросткового возраста. Сам по себе подростковый возраст в онтогенезе считается «фактором риска», что обусловливает необходимость пристального внимания к профессиональному обучению подростков [1].
В связи с этим, целью работы явилась оценка влияния гигиенических факторов во время прохождения производственной практики на организм учащихся при обучении в профессиональном лицее по специальности мастер деревообработки.
Материалы и методы исследования
Были проведены санитарно-гигиенические исследования условий обучения в производственных мастерских – параметров микроклимата, освещенности, шума, запыленности воздуха рабочей зоны. Параметры микроклимата в мастерской столяров – станочников измерялась выборочно в четырех точках на расстоянии 0,1 м и 1,5м от пола, от пола с помощью прибора «Психрометр аспирационный МВ-4 М». Измерения показателей световой среды: коэффициент естественного освещения, освещенность рабочего места, коэффициент пульсации производились прибором « Люксемтр – пульсметр Аргус-07». Параметры шума замеряли прибором акустическим многофункциональным «Экофизика» № ЭФ 1001138, микрофон МК-265, № 2260.
Пыль в воздухе рабочей зоны замеряли гравиметрическим способом, забор пыли осуществляли прибором «Аспиратор М-822»
У 30 учащихся по специальности мастер деревообработки в начале и в конце прохождения практики определяли регуляторно-адаптивные возможности организма. В этом плане на приборе «ВНС-Микро» по специально разработанной программе [5] проводили пробу сердечно-дыхательного синхронизма. Определяли диапазон сердечно-дыхательного синхронизма и длительность развития синхронизации на минимальной границе диапазона. По значениям данных параметров рассчитывали индекс регуляторно-адаптивного статуса, а по нему определяли регуляторно-адаптивные возможности [4].
Статистический анализ результатов исследования был проведен с использованием программ: «STATISTIKA 6,0».
Результаты исследования и их обсуждение
Значение показателей микроклимата температура, скорость движения воздуха во всех измеряемых точках превышали допустимые уровни: температура измеренная на расстоянии 0,1М от пола составила 26,1 °С; 25,8 °С; 26,0 °С; 26,2 °С при скорости движения воздуха соответственно 0,00; 0,01; 0,00; 0,00 м/с; температура на расстоянии 1,5 метров от уровня пола 26,2 °С; 26,3 °С; 26,0 °С; 26,1 °С при скорости движения воздуха 0,00; 0,02; 0,01; 0,00 м/с. и относительной влажности 34 % во всех четырех измеряемых точках [6].
Параметры световой среды: коэффициент естественного освещения и коэффициент пульсации соответствуют нормируемым показателям, в то время как искусственная освещенность рабочей поверхности при работе на ряде станков не соответствуют нормируемым уровням искусственного освещения. Так, освещенность рабочей поверхности на присадочном станке составила 205 лк, на строгально-фуговальном станке – 211 лк, сверлильном станке – 215 лк, рейсмусном станке – 237лк, круглопильный станок – 266 лк малом сверлильном станке – 270 лк, форматный станок для обработки ДВП и ДСП – 296 лк при нормируемом уровне – 500 лк. [6]. С учетом специфики работы недостаточная освещенность рабочих мест может привести к напряжению зрительного анализатора и способствовать повышенным уровням производственного травматизма.
Измерения пыли в воздухе рабочей зоны гравиметрическим методом показали содержание пыли ниже чувствительности применяемого метода, что обусловлено эффективной местной и общей вентиляцией.
Уровни звука в столярной мастерской, при работе деревообрабатывающих станков составили во всех пяти точках измерения – 79 , 86, 86, 78, 86 дБА соответственно, что требует тщательной регламентации временем и использование средства коллективной (звук изолированные кабины и дистанционное управление и др.) и индивидуальной (противошумные наушники, противошумные вкладыши, противошумные шлемы, каски) защиты не всегда выполняемые [6]. При этом, изучение воздействия производственного шума различной интенсивности на подростков по сравнению со взрослыми, выявило наличие более выраженных изменений функционального состояния организма в первой группе по параметрам состояния слухового анализатора, центральной нервной системы и сердечно-сосудистой системы [3].
У учащихся при проведении пробы – высокочастотном дыхании в такт команде, задаваемой компьютерной программой, возникал феномен сердечно-дыхательного синхронизма. Он состоял в том, что сердце в ответ на каждое дыхание совершало одно сокращение. Изменение частоты подаваемых команд и, соответственно, частоты дыхания приводило к синхронному изменению частоты сердечных сокращений в определенном частотном диапазоне, ограниченным максимальной и минимальной частотными границами, за пределами которых синхронизации между частотой дыхания и сердечных сокращений не было.
В конце практики у учащихся диапазон сердечно-дыхательного синхронизма уменьшался на 52,5 % по сравнению с таковым в начале практики. Это происходило за счет уменьшения максимальной границы диапазона на 9,1 %. При этом минимальная граница диапазона синхронизации уменьшалась на 2,3 %.
Длительность развития синхронизации на минимальной границе диапазона в конце практики увеличивалась на 25,0 %.
Поскольку индекс регуляторно-адаптивного статуса определяется как отношение величины диапазона синхронизации к длительности развития синхронизации на минимальной границе диапазона, то в конце практики у учащихся в силу уменьшения диапазона и увеличения длительности развития синхронизации, индекс регуляторно-адаптивного статуса уменьшался на 63,6 %. В соответствии с этим, регуляторно-адаптивные отношения у учащихся с «хороших» в начале практики переходили в «удовлетворительные» (таблица).
Параметры сердечно-дыхательного синхронизма, индекс регуляторно-адаптивного статуса, регуляторно-адаптивные возможности у учащихся деревообрабатывающего техникума в начале и в конце практики (M+ m)
Параметры сердечно-дыхательного синхронизма |
До практики n=30 |
После практики n=30 |
Исходная частота сердечных сокращений в минуту |
79,5±0,4 |
74,2+0,4 P<0,001 |
Исходная частота дыхания в минуту |
18,8±0,2 |
19,6+0,2 P<0,001 |
Минимальная граница диапазона синхронизации в кардио-респираторных циклах в минуту |
78,1+0,4 |
76,3+0,4 P <0,01 |
Максимальная граница диапазона синхронизации в кардио-рес пираторных циклах в минуту |
90,3+0,4 |
82,1+0,4 P<0,001 |
Диапазон синхронизации в кадиореспираторных циклах в минуту |
12,2+0,1 |
5,8+0,1 P <0,001 |
Длительность развития синхро низации на минимальной границе диапазона в кардиоциклах |
19,2+0,3 |
24,0+0,2 P<0,001 |
Индекс регуляторно-адаптивного статуса |
70,4+0,8 |
25,6+0,2 P<0,001 |
Регуляторно-адаптивные возможности организма |
Хорошие |
Удовлетво- рительные |
Регуляторно-адаптивный статус учащихся деревообрабатывающего лицея в конце производственной практики снижен вследствие следующих причин: вдыхания древесной пыли, выделяющейся при обработке древесины; вдыхания паров клеев и лаков применяемых в деревообрабатывающей промышленности; наличия интенсивного шума и вибрации, источниками которых являются деревообрабатывающие станки, электродвигатели и подвижные части технологических линий.
Вывод: уменьшение регуляторно-адаптивного статуса у учащихся дерево-обрабатывающего лицея в конце производственной практики свидетельствует о неблагоприятном влиянии на организм вредных факторов производства.