Номинация мать/мад отражает родственные отношения и логически должна быть родовым понятием концепта женщина. Но преимущественно положительная трактовка данного понятия является основанием рассматривать его как отдельное идеографическое поле. В обработанном паремическом материале не выявлено ни одной пословицы, где женщина-мать выступает как коварное, лживое, болтливое и глупое существо, т.е. существо, обладающее стереотипными негативными чертами (характеризуемыми отклонением от нормы).
Образ матери ассоциируется с такими понятиями как добро–зæрдæхæлар, нежность–фæлмæн, тепло–хъарм, любовь–уарзондзинад, и определяется с точки зрения её необходимости для детей: мады зæрдæ – фæлмæн; мады зæрдæ – уарзаг; мады рæвдыдæн æмбал нæй; мадæй уарзондæр нæй; мадæй зынаргъдæр нæй.
Мать является объектом и почитания, олицетворением житейской мудрости и кладезем знаний. Это человек, на плечах которого лежит вся ответственность за воспитание детей, для которых она является источником жизненных ценностей: зундгин силгоймаг – хæдзари хæзна (ср. русс.: что мать в голову вобьёт, того и отец не выбьет; народила, да не научила, нарожать нарожала, а научить не научила).
Мать любит своё дитя, каким бы оно не было: мадæн йæ цот – хуры тынтæ; хæфсæн йæ лæппын – хуры тын – для лягушки её дитя – лучик солнца (ср.: своё дитя и горбато, да мило; дитя хоть криво, да отцу, матери мило; дитя худенько, а отцу, матери миленько; сын да дочь – ясно солнце, светел месяц). Мать всегда является примером подражания для своих детей. Какова мать, таковы и дети: сæгъæй сæныкк гуыры.
Особыми узами мать связана с дочерью, которая со временем становится её копией: мады мын равдис, æмæ чызг цавæр у, уый дын зæгъон; мады халдих чызг; по матери дочка; у кого девка хороша? – у матки, у кого сын умен? – у батьки; Сердце матери можно завоевать, обретя расположение её детей: мад кæй уарза, сывæллон дæр уый уарзы.
Рассмотренный материал даёт возможность оценивать понятия мать как концепт не иерархичный, а существующий вполне самостоятельно, параллельно концепту женщина. Это, очевидно, связанно с тем, что понятие «материнство» является биосоциальным явлением и меньше всего зависит от властных отношений в обществе.