Scientific journal
International Journal of Applied and fundamental research
ISSN 1996-3955
ИФ РИНЦ = 0,593

ABOUT THE INTEGRATION ASSOCIATION OF MEMBERS EEU: EXPECTATIONS AND IMPLEMENTATION MECHANISMS

Iskakova Z.D. 1 Kabasheva N.V. 1 Esenova G.J. 1
1 JSC «Financial Academy» of the Ministry of Finance
Eurasian Economic Community (EAEC) on the right can be represented as a form of co-integration of the new generation, which is consistent with the trends of the global regionalization in modern conditions.
single market
global development
economic community

В подтверждение можно привести концептуальные размышления Президента Казахстана Назарбаева Н.А. о том, что «в ХХI столетии невозможно представить, чтобы Евразийский союз состоялся как успешный центр глобальной силы вне четко прослеживающихся трендов глобального развития. В текущем столетии регионализация стала общемировой тенденцией» [1].

Достаточно убедительно, что Евразийский союз создается не как политическая организация, а как экономическое сообщество в рамках сотрудничества, вызванного необходимостью в современных условиях и подписание договора о Евразийском Экономическом союзе стал мощным стимулом для развития экономик трех стран (Казахстан, Россия и Беларусь). Текст договора о создании ЕАЭС включает 28 разделов, 118 статей, а также 32 приложения – всего порядка 1000 страниц. Эксперты, по механизму работы нового объединения, отметили, что в основу документа положена договорно-правовая база Таможенного союза (ТС) и Единого экономического пространства (ЕЭП), действующие нормы которых были оптимизированы и приведены в соответствие с правилами Всемирной торговой организации (ВТО).

Изложенные цели и задачи евразийской интеграции в Договоре закрепляют статус ЕАЭС как полноформатной международной организации. Именно данный формат, закрепленный в подписанном документе существенно поднимает место и роль ЕАЭС на международной арене и предписывает всем странам-участницам по согласованным направлениям выступать именно с позиций ЕАЭС, а не собственной страны. Более того, официально закрепленный статус международной организации предполагает признание ЕАЭС как единого международного игрока и субъекта международного права, следовательно, настойчивость стран ЕАЭС и система внутренней дисциплины в самой организации должны быть на высоком уровне.

Таким образом, ЕАЭС становится субъектом международного права и его деятельность начинается с формирования единого рынка услуг с начала 2015 года, а затем переход к созданию единого рынка по финансовым услугам, транспорту, телекоммуникациям, строительству, что подтвердит серьезность экономической интеграции. Важным направлением является, что ЕАЭС будет уже общим рынком трудовых ресурсов, финансовых, сырьевых материалов, который не должен ограничиваться только рамками импорта – экспорта товаров.

В экономических обобщениях высказываются, что общий макроэкономический эффект от интеграции стран ЕАЭС разделяют на несколько пунктов:

  • Снижение цены на товары благодаря уменьшению издержек перевозки необходимого сырья/экспорта своего готового товара;
  • Стимулируется «здоровая» конкуренция на общем рынке ЕАЭС за счет равного уровня экономического развития;
  • Увеличение конкуренции на общем рынке стран-членов Таможенного Союза благодаря вхождению на рынок новых игроков из общего пространства;
  • Увеличение средней заработной платы благодаря уменьшению издержек и повышению производительности;
  • Наращивание производства благодаря увеличению спроса на товары;
  • Увеличение благосостояния народов стран ЕАЭС благодаря снижению цен на продукты и увеличению занятости населения в производствах импортоориентированных и экспортоориентированных фирм;
  • Повышается окупаемость новых технологий и товаров благодаря увеличенному объёму рынка;
  • Увеличение объёма ВВП стран ЕАЭС минимум на 25%[2].

Ожидается, что рынок потребления составит порядка 170 миллионов человек. Также зафиксированы взаимные макроэкономические показатели по инфляции – самый низкий уровень среди всех национальных ограничений в ЕАЭС. Все страны, взяли на себя обязательства поддерживать «дефицит консолидированного бюджета сектора государственного управления» не выше 3 % ВВП, долг этого сектора — не более 50 %, общий предел экономик плюс 5 процентных пунктов.

По оценкам экспертов, до 2030 года эта интеграция даст участникам трех стран, рост ВВП на 25 %. Участники Евразийского экономического союза не планируют закрываться от мира, а продолжат активно сотрудничать с партнерами всех стран и расширять границы сотрудничества. ЕАЭС может сформировать льготные режимы торговли с другими странами. В целом именно торговая, а не политическая интеграция может считаться мировым трендом: аналогичное объединение регионального масштаба не без труда пытается сформировать Саудовская Аравия на базе действующего Совета сотрудничества арабских государств Персидского залива, в союзе стран Юго-Восточной Азии (АСЕАН), где уже действует зона свободной торговли.

По предположениям, эффект от расширения интеграции планируется более 900 млрд. долларов до 2030 года, на страны ЕЭС приходится где то 1 тыс. банков с совокупным капиталом порядка 250 млрд долларов, с активами порядка 2 трлн. долларов и совокупным объемом фондового рынка порядка 1 трлн долларов. Эксперты, однако, отмечают, что реального эффекта от интеграции можно ожидать лишь при фактическом открытии рынков и выравнивании регулирования.

Так как с 1 января 2015 года Евразийский экономический союз, если начнет функционировать, то с этого момента должны быть обеспечены условия для свободного перемещения товаров, услуг, капиталов и рабочей силы между тремя странами, согласно условиям ЕЭП. Страны-участницы будут осуществлять согласованную политику в ключевых отраслях экономики: в энергетике, промышленности, сельском хозяйстве, транспорте. Следует, что кардинально торговая политика ЕАЭС не поменяется: останутся единые таможенное регулирование и тариф. Не изменятся и нормативы распределения доходов от ввозных пошлин: 87,97 % получит Россия, 7,33 % – Казахстан, 4,7 % – Беларусь. Каждая страна будет вправе проводить собственную промышленную политику, в том числе субсидировать предприятия. Но они смогут оспорить в Евразийском суде меры поддержки промышленности, применяемые в другой стране. В соглашении прописаны механизмы защиты рынка от импорта. Могут устанавливаться сезонные пошлины на срок до 6 месяцев, применяться защитные, антидемпинговые и компенсационные меры.

Большие изменения ожидаются на рынке услуг, где с 2015 года общим станет рынок около 25 секторов. На рынке труда будут отменены любые квоты для граждан России, Казахстана и республики Беларусь [4].

Вместе с тем, актуальные вопросы по созданию единого финансового регулятора, по политике в области торговли энергоносителями, а также по проблеме существования изъятий и ограничений в торговле между участниками союза еще требуют четких согласований и принятия решений.

В будущем Россия, Беларусь и Казахстан должны договориться проводить единую макроэкономическую, антимонопольную, валютную и финансовую политику. В этой связи, необходима интеграция именно финансовых рынков, которая призвана сформировать в Евразийском экономическом союзе конкурентоспособный сегмент мирового финансового рынка.

Также, договор о ЕЭС в целях создания единого финансового рынка содержит такие новшества, как понятие «общий финансовый рынок», куда, безусловно, входят банковский, страховой, валютный, рынки.

В настоящий момент в трех странах действуют различные программные документы, принятые в разное время и на разном уровне по развитию банковского, страхового сектора и рынка ценных бумаг, которые в основном ориентированы на внутреннее развитие и не в полной мере учитывают интеграционные цели. Стратегия развития финансовых рынков стран-членов ЕЭП позволит определить ориентиры развития интеграционных процессов на перспективу и согласовать долгосрочную политику стран в области развития финансовых рынков.

В положениях раздела XVII «Налоги и налогообложение» договора о ЕЭС заложена стратегия стран-членов ТС и ЕЭП, которая направлена на повышение конкурентоспособности хозяйствующих субъектов и устранение налоговых барьеров. В частности, предусмотрено, что страны-члены ЕАЭС определяют направления взаимодействия налоговой политики в части гармонизации и совершенствования налогового законодательства, включая механизм взимания косвенных налогов при выполнении работ, оказании услуг, сближение ставок по наиболее чувствительным подакцизным товарам.

В области валютной политики на современном этапе развития Евразийского экономического союза акцент делается на ее координации и согласовании в целях повышения доверия к национальным валютам стран-членов как на внутреннем валютном рынке каждого государства, так и на международных валютных рынках. В настоящее время проведена кодификация международных договоров, составляющих договорно-правовую базу ТС и ЕЭП по вопросам валютной политики.

В результате подписания договора в Таможенный кодекс ЕАЭС планируется также внести ряд новшеств, которых не было ранее в регламенте Таможенного союза, в частности о взаимном признании уполномоченных экономических операторов.

Страны ЕАЭС должны идти по пути либерализации фискальной политики, а не ужесточении, существует риск при нынешнем содержании ТК еще больше получить стремительную инфляцию. Возникают вопросы с начислением НДС. По сути, в Казахстане налог на добавленную стоимость, – 12 %, в России -18 %, а предлагается в рамках ЕАЭС -20 %. При данных предполагаемых параметрах окончательно ограничится деятельность многих предпринимателей и тех, кто занимается реальным производством. У Казахстана, Белоруссии и России на данный момент абсолютно разные системы администрирования НДС. Необходимо решать вопросы об унификации, единых подходах, но не об увеличении налогов. В настоящее время существует проблема сертификации товаров на границе, которая может стать очередной схемой для отъема денег у бизнеса [5].

Наиболее сложной и насыщенной по уровню противоречий остается сфера оборота минеральных ресурсов. Наиболее чувствительными секторами экономики, выигравшими от евразийской интеграции остаются следующие отрасли: в Белоруссии это агропромышленный комплекс и сельскохозяйственное машиностроение; в Казахстане, это отрасль строительных материалов, пищевая промышленность; в России такие отрасли не выражены, по крайней мере не выявлены на уровне макроэкономических исследований.

Анализируя содержание договора по принципиальным позициям, мы видим, что в договоре зафиксированы принципы суверенного равенства государств, территориальной целостности, а также уважение особенностей политического устройства государств – членов союза. В будущем планируется расширение Евразийского экономического союза за счет Армении и Киргизии.

В перспективе поставлена задача по созданию общего финансового рынка. Снятие барьеров на пути капиталов позволит диверсифицировать риски, улучшить качество, доступность и надежность финансовых услуг. Поэтапная гармонизация валютной политики повысит устойчивость финансовых систем государств – членов союза, сделает национальные денежные рынки более предсказуемыми, лучше защищенными от колебаний курсов валют, повысит суверенитет.