На пороге XX-XXI столетий серьезным вызовом для Европы стала исламизация – процесс, одной стороной которого является переход коренных европейцев из христианства в ислам [5]. Одна из внутренних причин этого явления – экзистенциальный кризис христианской церкви, переживающей не лучшие времена.
Цель исследования: выявить взаимосвязь успехов исламской экспансии в Европу с кризисом христианской церкви.
Задачи исследования:
1. Раскрыть причины падения авторитета христианской церкви в Европе.
2. Выявить мотивы, побуждающие европейцев менять веру.
Материалы и методы исследования
Методологию исследования составили: контент-анализ, ивент-анализ, структурно-функциональный и сравнительный методы. Также применялась статистическая обработка полученных сведений.
Результаты исследования и их обсуждение
Вил Дюрант – американский историк прошлого столетия века в одной из своих книг точно подметил, что «великая цивилизация не может быть разрушена извне, если она уже не разрушила себя изнутри». Действительно, в настоящее время мы наблюдаем системный кризис европейских ценностей и христианства, в частности. Процесс этот захватил всю Европу. Так, британские клерикальные круги с тревогой отмечают, что число сторонников ислама в их стране растет быстрее, чем количество христиан. Они утверждают: в связи с тем, что светское общество нацелено на соблюдение демократических ценностей, оно не отдает себе отчета в масштабах угрозы наступления ислама, в том числе радикального [2].
Реальность такова, что в последние сто лет мы наблюдаем выхолащивание и, следовательно, падение влияния христианства. Отношение к религии у европейцев стало как к второстепенному и сугубо личному делу. Европа становится постхристианским обществом с постоянно уменьшающейся связью с традициями и историческими ценностями христианства. Число верующих и соблюдающих религиозную обрядность в течение последних десятилетий упало до такой степени, что некоторые обозреватели стали называть Европу «новым мрачным континентом». Уже сейчас аналитики говорят о том, что каждую неделю английские мечети посещаются большим количеством верующих, чем английские церкви [8].
Христианские храмы в Европе повсеместно исчезают. По мнению экспертов, в ближайшие годы христианские церкви в Германии потеряют как минимум половину своих приходов. Причина этого – массовый выход немцев из церкви, а также ее финансовые проблемы. В период с 1950 г. по 2000 г. только число католиков, участвующих в мессах, сократилось в стране в три раза: с 12 до 4 млн.
Христианское общество давно не реагирует на оскорбительные выпады со стороны мусульман. Еще несколько столетий назад все было иначе. Ересь, ведовство и кощунство над христианскими святынями считались тягчайшими преступлениями. Если за убийство простолюдина в Средневековой Европе можно было откупиться штрафом, то простое чихание в церкви могло привести несчастного на костер.
Более 30 храмов в последние годы закрылись в Копенгагене по причине нехватки средств на содержание. В нескольких храмах датской столицы обряды вообще не проводятся из-за отсутствия прихожан. Сами христианские церкви в Скандинавских странах «ищут» доступные пути к их сердцам, ставя разного рода эксперименты, вызывающие недоумение. Это и устроенные под сводами церквей выставки, утверждающие, что Иисус был гомосексуалистом, и выход «феминистской» Библии, из которой старательно вычистили мужское начало Христа, превратив Сына Господа в расплывчатое «оно», и выпуск сборников молитв на все случаи жизни – от просьб спасти от запора до мольбы послать удачу в биржевых операциях. Среди датских теологов развернулась дискуссия о необходимости радикального пересмотра традиционного толкования Библии. Все большее число представителей Лютеранской церкви в Дании считают, что преисподней, куда души грешников попадают на вечные муки после кончины, не существует. А вот рай обеспечен всем людям вне зависимости от их земных деяний. «Господь даровал нам вечную любовь, поэтому никто не попадет в какой-то ад. Не потому, что туда не следовало бы отправлять злодеев, а потому, что рука Господа поднимет нас из любой преисподней», – заявил в 2008 г. епископ Роскильдский Яан Линдхард.
«Отцы» лютеранской церкви, в отличие от мусульманских теологов [6] еще не выработали единой позиции в отношении ада и его главного хозяина – дьявола, однако уже рекомендуею пасторам осторожнее пользоваться в своих проповедях ссылками на эти «сомнительные» понятия. Лучше всего, по мнению церковных иерархов, говорить o преисподней и дьяволе как о метафорах, описывающих смятенное состояние души живого человека.
Датские дебаты о необходимости радикального пересмотра традиционного толкования Библии начались под влиянием соседней Норвегии, где Библейское общество осуществило новый перевод Священного Писания. Переводчик профессор Ервелл изменил ключевую фразу Иисуса Христа, произнесенную им на встрече с учениками: «В Доме Отца Моего обителей много». В новом варианте Библии говорится следующее: «В Доме Отца Моего обители есть для всех». Руководство скандинавских лютеранских церквей трактует этот вариант как революционный и подтверждающий ложность прежнего учения, разделявшего людей на грешников, которым предстоит отправиться в ад, и добрых христиан, которым уготованы кущи небесные. «Господь милостив, все попадут в рай», – утверждают апологеты либерального толкования Библии [1].
Сходные проблемы наблюдаются в Великобритании. Посещаемость церквей снизилась до минимума, а в Восточном Лондоне закрывшиеся церкви передаются мусульманам для открытия в них мечетей. Если к англиканской церкви формально приписано 13,4 млн человек, то постоянно посещают богослужения лишь около 2 млн.
Слова о «вымирающем» христианстве прозвучали из уст лорда Дж. Керри на Генеральном Синоде англиканской церкви, состоявшемся в ноябре 2013 г. Соображения лорда были представлены в виде отчета на Генеральный Синод. Согласно этому тексту, стремительно сокращающееся число прихожан угрожает способности англиканской церкви удержать свои позиции в масштабах всего государства. Духовенство охвачено депрессией и упадническими настроениями, паства застыла в оцепенении и деградирует, в то время как общество выражает свое отношение к проблеме тем, что просто «закатывает глаза и зевает от скуки», считает Дж. Керри. По его мнению, англиканской церковь может лишиться статуса национального института, если число прихожан будет и дальше сокращаться.
Бывший Архиепископ Кентерберийский также заявил, что англиканская церковь хотя и продолжает делать много важной работы, столкнулась сейчас с экзистенциальным кризисом. Повсюду по стране церкви буквально борются за существование, священникам не хватает убежденности и уверенности в себе. Проблема очень серьезная, и среди духовенства оптимизм уступил место унынию. Когда говоришь об этом священнослужителям, продолжает лорд Дж. Керри, то они безразлично пожимают плечами.
В Англии сложилась ситуация, когда незначительное число подданных ее величества воспринимают церковь как место, где происходят какие-либо важные события. «Холодная скамья с видом на спины впереди сидящих – явно не лучшее место для встречи с вдохновенными людьми и прослушивания пророчеств», – образно обрисовал ситуацию Дж. Керри.
Сама проблемная группа, требующая внимания и усилий церкви, по мнению лорда, – это молодые люди. Действительно, если молодежь переполняет мечети [7], то с христианскими церквями ситуация иная. Среди прихожан многих храмов нет молодежи, а это означает, что руководство церкви не думает о будущем. «Нам нужно привести убедительные доводы в пользу того, почему христианская вера нужна молодым людям», – заявил бывший Архиепископ Кентерберийский.
Согласно данным британской газеты «Guardian», начиная с 1970 г. число англичан, посещавших церкви по воскресеньям, сократилось в два раза. Теперь в воскресных богослужениях принимают участие всего 807 тыс. верующих англиканской церкви. Напомним, что население Соединенного Королевства составляет не многим более 63 млн человек.
Тревожную тональность обращения бывшего архиепископа Кентерберийского подхватил архиепископ Йоркский Джон Сентаму, заявивший членам британского синода, что те обязаны активно проповедовать Евангелие. Иначе они превратятся в «живые ископаемые». И другого пути у «отцов» церкви нет. Страстно призывая проводить новую политику миссионерства, он указал епископам, что их внутренние споры – не больше чем «перестановка мебели в горящем доме». Дж. Сентаму, первый чернокожий епископ на Туманном Альбионе, потребовал проведения целенаправленной кампании по «реевангелизации Англии», сравнимой по масштабам с тем, как во времена англосаксов христианские святые Кутберт Линдисфарнский, Хильда Уитбийская и Айдан Линдисфарнский проповедовали христианство на севере Британии. «Трагедия состоит в том, что очень часто мы реорганизуем структуру, спорим о формулировках и тому подобном, в то время как английский народ не находит пути истинного среди бессмысленной суеты и отчаяния», – сказал архиепископ Дж. Сентаму. В ответ Синод проголосовал за создание соответствующего комитета [9].
«Упадок, который уже давно переживают церкви в Великобритании, в настоящий момент, видимо, достиг критической точки. 95 % людей не ходят в церковь по воскресеньям. Христианские службы посещает меньшинство населения», – комментирует ситуацию глава Британской гуманистической ассоциации Эндрю Копсон.
Обстановку в стране характеризует одна из печальных историй, связанных с отправлением религиозного культа местными христианами. Дело в том, что в христианских общинах по всей Великобритании сложилась традиция разыгрывать «Страстную пьесу» в Великую пятницу перед Пасхой. В пьесе возвеличиваются страдания и смерть Христа на распятии. Одна из таких постановок состоялась на Трафальгарской площади в Лондоне, а Оксфорду реализовать её не позволили: сотрудник, отвечавший за рассмотрение заявок, посчитал «Страстную пьесу» секс-представлением. Это в очередной раз доказывает, что даже люди, облечённые властью, не всегда знают, что именно празднуют христиане всего мира.
Не лучше ситуация в других странах. В некогда католической Франции 3 тыс. из 15 тыс. сельских церквей грозит снос. Уничтожать эти великолепные памятники европейской истории муниципалитеты вынуждены из-за высокой стоимости ремонтных работ.
В ФРГ в начале наступившего тысячелетия было закрыто 400 католических церквей и более 100 протестантских. Еще 700 католических церквей власти запланировали закрыть в течение ближайших нескольких лет. Мусульмане же весьма охотно покупают здания бывших христианских храмов и перестраивают их под мечети [4].
В современных Нидерландах среди 16-миллионного населения почти две трети составляют атеисты. Число католиков, а полвека назад это 42 % жителей страны, сейчас не превышает 17 %. К 2020 г. оно может сократиться до 10 %. Аналогичные результаты показали последние социологические исследования, проведенные в католической Ирландии, население которой традиционно считается весьма религиозным. 35 % опрошенных молодых людей в возрасте от 15 до 24 лет не смогли ответить, что именно празднуют на Пасху, а треть опрошенных не знала, где родился Иисус Христос. Представитель Евангелического альянса Шон Муллан вынужден был с горечью констатировать, что представления об Ирландии как о хранительнице христианской культуры начинают уходить в прошлое [3].
Многие в европейских странах на религию, прежде всего на христианство, смотрят как на пережиток средневековья. Сдерживая человеческие страсти, она, по их представлениям, мешает свободной реализации личности. Верующие стесняются проявлять религиозные чувства, не говоря уже об активной защите своей веры. Воскресное посещение церкви, бывшее когда-то нормой, превратилось в чистую формальность.
Падению авторитета христианской церкви содействовали многочисленные скандалы с педофилией в собственных рядах. Как сообщило американское агентство «Ассошиэйтед пресс», ссылаясь на достоверный источник из Ватикана, предшественник нынешнего Папы римского Франциска – Бенедикт XVI только в 2011–2012 гг. приняв кардинальные меры, лишил сана 384 священнослужителя за изнасилование и растление несовершеннолетних. Показатель за эти два года оказался выше, чем в 2008–2009 гг., когда церковь очистила свои ряды от 171 педофила.
Отрицать вышеназванные факты бессмысленно. Однако если мыслить концептуально, то нельзя не сказать несколько слов в защиту христианства, ответив наличие у него потенциала благодаря своей гуманистической направленности. В отличие от мусульман, христиане могут ясно показать евангелистские ценности, сославшись на умеренный образ Иисуса даже с учетом всех отклонений церкви. Ни одна из ошибок церкви (индульгенции, расправы с учеными, преследования еретиков) не имеет корней в Евангелии. Иисус отрицал насилие в каких-либо формах. Возвращение к нему всегда поворачивается против радикализма. Возврат к фундаменту ислама, напротив, укрепляет ненависть и насилие, создавая новые антагонизмы.
Выводы
Падение влияния христианства стало одной из причин усиления в Европе другой мировой религии – ислама. Образ жизни, мысли европейцев, их отношение к религии в их нынешнем состоянии не позволяют противодействовать экспансии исламских ценностей в Европу, т.е. исламизации. Христианство с его моралью всепрощения, нетребовательностью к пастве, нежеланием защищать и помогать единоверцам в настоящем виде вряд ли может предложить реальную альтернативу. Об этом стоит основательно подумать, предложив серьезную программу по возрождению христианских ценностей в Европе и возвращению верующих в лоно церкви.