Экономистами признан и обоснован факт того, что интенсивным фактором улучшения торгового баланса любой страны является ориентация ее внешнеторговой политики на стимулирование экспорта, в то время как экстенсивный фактор – это поддержание импортозамещения, что предполагает сокращение импорта и производство в большинстве случаев аналогичных товаров, товаров-заменителей (товаров-субститутов).
Политика стимулирования экспорта предполагает не просто расширение количества и разнообразия поставляемой за рубеж продукции, но и постоянный мониторинг ее конкурентоспособности, за счет чего и предполагается формирование авторитета страны на отдельных товарных рынках, воспитание лояльности потребителей конкретной продукции, увеличение инвалютных поступлений, то есть приток капитала в страну, что в условиях растущей глобализации является чрезвычайно важным критерием оценки уровня странового риска и самодостаточности страновой экономики и ее инвестиционной привлекательности. А это, в свою очередь, создает основу для дальнейших стратегических реформ в стране на базе роста ее конкурентоспособности.
Однако, в последнее время активно обсуждается вопрос о необходимости и готовности российской экономики к активной реализации положений политики импортозамещения.
Следует заметить, что одновременное сочетание указанных направлений торговой политики страны при сохранении преобладающей доли сырьевых товаров в структуре экспорта, как показывает практика, не дает эффекта.
Таким образом, целью данного исследования является критическая оценка готовности/неготовности и необходимости/ненужности активизации и стимулирования реализации политики импортозамещения в России в целом и, прежде всего, в сельском хозяйстве, основываясь на практическом опыте Кемеровской области.
Для реализации поставленной цели были использованы методы: сравнительного анализа; системного подхода; монографический и прочие.
Теоретические и исторические аспекты практики применения политики импортозамещения в России
Задавшись вопросом прояснить ситуацию с точки зрения готовности/неготовности и необходимости/ненужности активизации и стимулирования реализации политики импортозамещения в России, следует рассмотреть дефиницию «импортозамещение».
Импортозамещение – это производство в данной стране товаров, которые ранее только импортировались [1].
Импортозамещение – это уменьшение или прекращение импорта определенного товара посредством производства, выпуска в стране того же или аналогичных товаров [7].
Исходя из данных трактовок, уже становится очевидным то, что импортозамещение – это не обязательное прекращение ввоза в страну всех ранее ввозимых товаров, а в большей степени лишь их количественное ограничение. То есть речь не идет о так называемом «критическом импорте», то есть импорте тех товаров, которые традиционно ввозились с нашу страну из-за рубежа (например: кофе, сырье для производства натуральных шелковых, хлопчатобумажных и прочих тканей, экзотические фрукты и другие как продовольственные так и непродовольственные товары, а так же услуги).
Далее следует обратиться к тем событиям, которые имели место у нас в стране и были связаны с посткризисным развитием экономики. Так в период 1999–2000 гг. на фоне сокращающего из-за мирового экономического кризиса импорта (в 1998 г. снижение импорта составило приблизительно 20 %, а в 1999 г. объем ввоза товаров в страну сократился еще на 28 %), рост неудовлетворенного спроса подтолкнул к поиску возможностей удовлетворить его на экстенсивной основе, то есть через разработку отраслевых программ импортозамещения. Аналогично развивалась ситуация в 2009 году, когда сокращение импорта коснулось большинства продовольственных рынков России: свыше 60 % по растительным маслам, около 50 % сахара сырца, около 20 % мяса птицы и т.д.
В этой связи уместно вспомнить о том, что, будучи Премьр-министром РФ, В.В. Путин в своем выступлении на расширенном заседании правления Торгово-Промышленной палаты РФ сказал: «Не считаю, что импортозамещение – это самоцель... Мы должны делать дешевле и лучше. Или вообще не делать. Может быть легче купить?... Если мы говорим в целом об экономике, то нет смысла заниматься импортозамещением, если можно купить задешево. Если мы все время будем стремиться догонять, мы всегда будем в отстающих» [3] С этим сложно не согласиться, понимая, что в условиях глобального разделения труда, порой гораздо выгодней приобретать недорогой качественный товар за границей.
Соответствие политики импортозамещения России
требованиям ВТО
Целесообразно отметить еще и то, что помимо прочих, предметом переговоров любой страны при вступлении во Всемирную торговую организацию (ВТО) является определение максимального уровня таможенных пошлин как основы политики импортозамещения. Тарифы в определенной мере должны защищать отечественных товаропроизводителей от иностранной конкуренции, но не должны ущемлять производителей и потребителей, интересам которых отвечает снижение ввозных пошлин.[6]
В этой связи возникает вопрос о соответствии современной импортозамещающей политики России нормам и требованиям ВТО. По словам нынешнего Президента России В.В. Путина «…мы сможем – особо подчеркну, не нарушая норм международной торговли, не вводя каких-либо ограничений и барьеров, – существенно сократить импорт по многим позициям, вернуть собственный рынок национальным производителям. Это в том числе производство программного обеспечения, радиоэлектронного оборудования, энергетического оборудования, это текстильная промышленность и это, конечно, рынок продовольствия… Считаю необходимым в короткие сроки проанализировать возможности конкурентного импортозамещения в промышленности и сельском хозяйстве и уже к осени определить, какие товары для государственных и муниципальных нужд будут закупаться исключительно или преимущественно у российских производителей, а также у компаний государств-членов Таможенного союза» [4].
Не следует забывать, что политика импортозамещения реализуется преимущественно за счет собственных ресурсов страны, качество и разнообразие которых может отнюдь не способствовать достижению высокого уровня конкурентоспособности продукции местных товаропроизводителей, следовательно, на уровне правительства следует позаботиться о формировании разумного баланса между протекционистскими мерами и либерализмом через введение мероприятий по ограничению давления зарубежных товаров на внутренний рынок. Среди таких мер можно выделить введение контингентирования (квотирования) импортной продукции, установление повышенных импортных пошлин и пр. Но обратившись вновь к выше приведенной цитате из выступления В.В. Путина, не стоит забывать, что в соответствии с требованиями ВТО нетарифные ограничения импорта должны носить лишь вспомогательный и временный характер и не ограничивать торговлю. А так же надо отдавать себе отчет в том, что эти меры не способствуют здоровой конкуренции на внутреннем страновом рынке и снижают эффективность экономики данной страны.
Еще одним важным, для понимая происходящего, аспектом является отношение к госзакупкам. В своем выступлении на круглом столе на тему «Импортозамещение: новые возможности для российской промышленности», поведенном в июле 2014 г. в рамках Международной промышленной выставки Иннопром-2014 заместитель министра промышленности и торговли С. Цыб обратил внимание собравшихся на такую меру поддержки, как преференции при государственных закупках для отечественных производителей.
В настоящее время федеральное законодательство о госзакупках позволяет устанавливать запреты и ограничения для импортных товаров. Он также рассказал, что сейчас рассматривается вопрос о повышении ставок ввозных таможенных пошлин на некоторые товары. Кроме того, власти России совместно с представителями бизнеса в настоящий момент занимаются составлением перечня наиболее чувствительных для российской промышленности товаров, по которым целесообразно начать переговоры об изменении ставок таможенных пошлин в рамках ВТО[5].
Готовность сельского хозяйства к переходу на импортозамещение и поддержанию продовольственной безопасности страны
В соответствии с Дорожной картой по замещению импорта в сельском хозяйстве, содержащей перечень мер по повышению эффективности использования сельхозугодий, фитосанитарному и ветеринарному контролю, прогнозируется увеличение производства сельхозпродукции, продовольствия и уход от жесткой зависимости продовольственного рынка от импорта, что повысит нашу продовольственную безопасность.
Отметим, что среднегодовой объем сельскохозяйственного импорта России составляет около 30 млрд евро, свыше трети из которых аграрная продукция, поставляемая из стран ЕС. Эти потоки продовольствия отлажены годами. И то, что мы наблюдаем сейчас, больше похоже не на импортозамещение, а на перераспределение потоков импорта ранее поставляемых продуктов питания из европейских стран на их поставку из Аргентины, Бразилии, Турции. Это наше мнение подтверждает и выступление в августе этого года в ходе круглого стола «Продуктовые войны: Санкции Запада и ответные меры России» зампредседателя комитета ТПП РФ по развитию агропромышленного комплекса П. Грудинина:
«Для того, чтобы произвести картошку, нужно как минимум год, молоко – два с половиной года корову растить из теленка. Яблоко – пять-восемь лет, пока вырастет сад. В сельском хозяйстве ничего быстро не делается… Государство сегодня занимается не импортозамещением пищевой продукции, а поисками других экспортеров взамен прежних… Пока сигнал от государства только один – давайте, начинайте работать. А если через год санкции перестанут работать, выяснится, что польские яблоки снова везут сюда по тем же ценам, а мы уже начали сажать сады?» [2].
Немаловажно еще и то, что ориентация на развитие сельского хозяйства и поддержания продовольственной безопасности предполагает наличие профессиональных кадров и воли руководства в решении ими же поставленных задач. Но сосредоточенность большинства региональных органов отраслевого управления на поддержке стратегически приоритетных для региона отраслях сельского хозяйства и отсутствие внимания к глубокой переработке непродовольственного сельскохозяйственного сырья, не позволяет создать основу для диверсификации сельской экономики и стимулировать развитие занятости населения сельских территорий.
Территориальную составляющую нашей экономики можно рассматривать не только как существенное преимущество, но и с обратной точки зрения: отсутствия возможности развития у сельхозпроизводителей, расположенных на отдаленных территориях (особенно это касается домашних подворий), альтернатив при выборе рынков сбыта. А ведь именно личные подсобные хозяйства продолжают производить около 50 % сельхозпродукции и являются основой для сохранения сельского образа жизни населения.
Региональные аспекты обеспечения продовольственной безопасности
на примере Кемероской области
По нашему мнению, достаточно иллюстративен пример по обеспечению продовольственной безопасности в Кемеровской области в рамках реализации Указа Президента РФ № 560 «О применении отельных специальных экономических мер в целях обеспечения безопасности Российской Федерации».
Надо отметить, что внутренний локальный спрос населения на продукцию сельского хозяйства в области удовлетворен примерно на 90 %. Недостающую мясную и молочную продукцию завозят из соседних регионов. Сибирского Федерального округа. В Кузбассе в настоящее время реализуется несколько действенных инвестиционных проектов, направленных на увеличение производства плодоовощной продукции, молокосодержащей продукции и мяса.
Так, автоматизированный животноводческий комплекс ОАО «Ваганово» с полным циклом выращивания рассчитан на 4600 голов, в том числе 2100 фуражных коров. Производственная мощность комплекса – 55 тонн молока в сутки. Под обеспечение кормами выделено 10 тыс. гектаров сельхозугодий. Совместно с группой ученых Центра криоконсервации и репродуктивных технологий Института цитологии и генетики СО РАН специалисты ОАО «Ваганово» решают задачу рождения и выращивания в Кузбассе нового поколения племенного молочного стада с высочайшим генетическим потенциалом, с годовой продуктивностью 10–12 тонн молока на одну корову. Для сравнения: в среднем по области от коровы сейчас надаивают чуть больше четырех тонн молока в год.
В Кемеровской области приступили к применению технологии минимальной обработки земли, что позволило добиваться неплохих результатов в условиях засухи. В области налажен выпуск посевных широкозахватных комплексов «КУЗБАСС» и «ТОМЬ», позволяющих за один проход, согласно технологических карт, осуществлять 6 операций. По данным департамента сельского хозяйства и продовольствия Кемеровской области, использование такой технологии не только снижает риски погодных условий, но и затраты на производство. Расход горюче смазочных материалов (ГСМ) составляет 18–20 килограмм на один гектар, тогда как при традиционной технологии – до 60 кг.
В ситуации введенных по отношению к России санкций со стороны западных стран и подорожания продовольственных товаров администрация Кемеровской области осуществляет ежедневный мониторинг цен на установленный перечень продовольственных товаров, что способствует проведению адаптивной ценовой политики на продовольственном рынке области в отношении социально значимой продукции первой необходимости, предусматривающей обоснование ограничения торговых надбавок оптовиков и розничных торговых организаций. Кроме того, традиционными являются проводимые в городах области продовольственные ярмарки, где сехозпроизводители, а так же предприятия пищевой и перерабатывающей промышленности реализуют продовольственные товары по ценам на 10–15 % ниже средних розничных цен.
В Кемеровской области на постоянной основе действует 28 губернских предприятий розничной торговли, где реализуется продукция местных товаропроизводителей. На территории области функционирует свыше 100 розничных рынков, но в настоящее время на них используется 70,5 % всех торговых мест. Уровень использования торговых мест, закрепленных за крестьянскими хозяйствами, индивидуальными предпринимателями и юридическими лицами составил 79–88 %, частными лицами (населением) – 46 %.
Но, не смотря на снижение указанных показателей, можно сделать вывод о создании благоприятных условий для обеспечения неизбалованного импортом населения Кемеровской области такими товарами местного производства как яйцо, молоко и молочная продукция, колбасные изделия, хлабобулочные изделия, овощи, продукция пчеловодства и пр.
Заключение
Проведя критическую оценку современного положения дел в стране в рамках реализации политики импортозамещения, следует сказать, что, не смотря на некоторые трения и противоречия, возникающие из-за неточного трактования положений политики импортозамещения, из-за недопонимания значения этого направления развития экономики страны, а так же из-за откровенного нежелания обратиться к историческим аспектам применения политики импортозамещения не только в России, но и в других странах, нежелания вообще что-либо изменить, степень готовности к переходу на импортозамещение в сельском хозяйстве можно оценить как достаточную. Тому есть положительные показательные примеры для подражания.
Хочется надеяться, что предпринятые попытки активизации работы во многих отраслях и сферах российской экономики по реализации политики импортозамещения будут иметь положительные результаты, Правительство не остановится на «половинчатых» мерах в рамках реализации данной политики в сельском хозяйстве, и у каждого жителя России будет возможность употреблять Брянскую мраморную говядину, Костромские козьи сыры, Новгороскую монцареллу и прочую продукцию, о которой сейчас с завидной регулярностью и гордостью повествуют в новостных программах средства массовой информации России.