На современном этапе развития и преобразования воспитательной и образовательной систем актуальной задачей является формирование у подрастающего поколения основ духовности, нравственности и интереса к национальной культуре и искусству, о чём свидетельствует не только общественный, но и государственный интерес к национальному достоянию. Сложные процессы перемен в сознании людей обусловлены в основном происходящими в настоящее время изменениями, охватывающими все сферы социально-экономической жизни России [4, 5]. На всем постсоветском пространстве наблюдается интерес людей к своему национальному наследию: языку, традициям, обычаям, истории, искусству и т.д., и связывают пробуждающиеся национальные запросы прежде всего с этнокультурным образованием на всех его этапах.
В последние годы, с увеличением национально-этнического самосознания людей, возросла необходимость обращения к потенциалам этнопедагогики, формирующим культурный облик нации через воспитание подрастающего поколения в рамках этнокультуры.
Понятию «этнокультура» в современной педагогике отводится достаточно большое место, как коллективной памяти народа, являющейся исторически обусловленным систематизированием духовного опыта народа, при этом, изначальной целью этнокультуры было воспитание духовно развитой нравственной личности, с высоким сознанием, собственным мировоззрением.
В качестве наиболее существенных составляющих этнокультуры можно выделить:
● культурный текст в широком, (не только вербальном) смысле, с семантикой и её знаково – символическим и материальным воплощением; т.е. социо – нормативные представления, этические, религиозные, эстетические ценности, идеи, смыслы, а также многообразные формы их выражения: вербальные, музыкальные, хореографические, жестовые, предметно – вещественные, иконические. Причём для народной культуры особенно актуальны смешанные, синкретические образования;
● социальный носитель – субъект культуры, продуцирующий её и в то же время благодаря её существующий. Типы культурных субъектов разного масштаба: личность, группа, социальная среда, социальная общность, нация, и т.д;
● социальные механизмы функционирования культуры и передачи её от поколения к поколению, с учётом современного арсенала информационных технологий, также выполняющих роль социального механизма по отношению к культуре. При этом первичным является способ передачи в акте непосредственной коммуникации, остающийся основным для народной культуры устной традиции;
● функции культуры в обществе по отношению к таким глобальным системам, как общество, личность, культура в целом. В частности, по отношению к традиционным формам современном обществе можно рассматривать существенное сокращение её исконных функций таких, как формирование целостной картины мира, регулирование жизни общины и индивида [8].
Механизм функционирования этнокультуры в обществе можно рассмотреть так: устойчивость этнокультуры в социальных рамках во многом обуславливается тем, насколько развиты структуры, определяющие её единство и целостность. Имеются ввиду не только семиотические связи, с помощью которых достигается слитность различных её сфер. Целостность этнокультуры также предполагает выработку единообразных правил поведения, общей памяти и общей картины мира. Именно на эти (интегрирующие и стабилизирующие) аспекты функционирования культуры направлено действие механизма традиции, в основе которого лежит процесс стереотипизации опыта, его жизнеспособность, необходимость передачи последующим поколениям. При этом рассматриваются как механизмы естественной трансляции, основанной на сложившемся менталитете нации, так и передача знаний в рамках образования.
В современном обществе наблюдаются процессы мутации духовной культуры, оторванной от традиционных корней, в связи с чем на разных уровнях государственного регулирования поднимаются вопросы этничности. Так, государственный Закон 2013 года «Об образовании в Российской Федерации» провозгласил гуманистический характер образования, приоритет общечеловеческих ценностей, единство федерального культурного и образовательного пространства, защиту и развитие национальных культур в системе образования, внедрение в образовательные процессы региональных культурных традиций и особенностей в условиях многонационального государства [2], усилив этнокультурную направленность содержания образования. В настоящее время для России это очень важное решение, т.к. народное единство зависит не от экономики, а от того, что именно в качестве примера для подражания выбирают наши дети, умеют ли они отличать культуру от псевдокультуры, объединено ли подрастающее поколение единым культурным кодом, являющимся стержневой духовной основой нации.
В своей основе этнокультурное образование призвано обеспечить освоение молодым поколением истории, традиций народа и накопленных веками духовных, нравственно-этических ценностей: народной философии, религии, этических традиций, фольклора. В этой связи необходимо отметить важность включения компонентов этнокультуры в образовательный процесс, в соответствии с этническими потребностями обучаемой аудитории. Принятие этой идеи означает принятие национальной системы обучения и воспитания, сочетающей мировой уровень технической и информационной оснащенности образования с традиционными культурными ценностями. Задачи возрождения национальных ценностей культуры в образовании, формирования национального самосознания, связанного с народными традициями и обычаями конкретного этноса дают возможность реализовать принцип этнокультурного образования [7: 11].
На сегодняшний день этнокультурное образование включает в себя, основополагающие достижения народа в области обучения и воспитания, основанные на национальной идеологии, психологии, экономических социально-политических условиях. Это один из институтов трансляции культуры и оздоровления нации, относится к универсальным, общечеловеческим явлениям, нацеленным на воспитание свободной, творческой личности, осознающей свои национальные корни и способной ориентироваться в современном мире учитывая опыт использования этнокультурного духовно-нравственного потенциала, сконцентрированного в национальной культуре.
В настоящее время особую актуальность приобретает проблема обновления содержания этнокультурного образования в средних и высших учебных заведениях музыкальной и социокультурной сферы [3]. Активный поиск нового решения поставленных задач связан с отрывом академической педагогики от традиционных народных знаний и опыта, что повлияло на формирование отчуждённости учащихся от образовательного учреждения, снижение интереса и желания учиться, невостребованность знаний, умений и навыков учащихся, так как в содержании обучения слабо отражались особенности этноса.
С конца ХХ до начала XXI вв. задача обновления этнокультурного музыкального образования решалась в рамках регионального компонента базового учебного плана «Руководитель народного хора» для студентов учебных заведений музыкальной и социокультурной направленности [1, 6]. На основе базового плана учебные заведения разрабатывали свои учебные курсы за счёт часов регионального компонента. В результате, в программы средних и высших музыкальных и социокультурных учебных заведений стали внедряться такие этнокультурные образовательные курсы, как «Этнокультурология», «Народоведение» «Художественная культура», «Основы этнографии» и др., что дало возможность огромному количеству специалистов на местах включиться в разработку рабочих учебных планов и программ образовательных дисциплин с учётом социокультурной и экономической специфики и запросов конкретного региона. Эти тенденции носили отчасти экспериментальный характер, в котором можно усмотреть как положительные, так и отрицательные моменты, связанные с возможностями для оценки результатов процесса обучения и профессиональной педагогической компетентностью педагогического состава отдельных учебных заведений. При этом педагогической компетентностью мы называем способность к эффективной реализации в образовательной практике системы социально одобряемых ценностных установок и достижению наилучших педагогических результатов за счет профессионально-личностного саморазвития.
Данный опыт позволил разработать большое количество обоснованных, апробированных, самодостаточных рабочих учебных планов на основе единой структуры базового плана «Руководитель народного хора». В пример можно привести рабочие учебные планы Белгородского государственного музыкального колледжа им. С.А. Дегтярёва (сегодня – музыкального колледжа им. С.А. Дегтярёва Белгородского государственного института искусств и культуры), Белгородского государственного института искусств и культуры, Губкинского государственного музыкального колледжа (г. Губкин Белгородской области). Опыт подобных учебных заведений особенно важен при создании новых государственных образовательных стандартов среднего и высшего профессионального музыкального этнокультурного образования.
Сегодня этнокультурное музыкальное образование в высших учебных заведениях реализуется по Федеральным государственным образовательным стандартам 2011 года в направлении подготовки «Искусство народного пения», а в средних учебных заведениях – в специальности «Сольное и хоровое народное пение». Учебные планы в Российских средних и высших учебных заведениях социокультурной сферы, ориентированных на подготовку специалистов-музыкантов разработаны с учётом полученного опыта конструирования учебных курсов в рамках регионального компонента и отвечают основным целям этнокультурного музыкального образования –воспитанию ценностных ориентаций у учащихся на основе этнокультурных представлений, формированию компетентных кадров для сферы этнокультурного музыкального образования.