Многое исследования фактического питания населения различных социально-демографических, профессиональных групп населения показали, что потребление основных групп продуктов питания не соответствует требованиям здорового питания [1, 4, 8]. В последнее время отмечается снижение уровня здоровья населения. Определённую роль в реализации этого процесса играют дефекты питания. В ряде исследований выявлено, что существенное влияние на увеличение заболеваемости имеют такие отклонения в химическом составе рационов, как дефицит незаменимых аминокислот, пищевых волокон, основных витаминов и минералов, избыточное потребление жира, насыщенных жирных кислот [2,7]. В семьях с низким доходом более выражены нарушения требований к питанию по сравнению с более обеспеченными [3,5,6]. Многочисленные исследования изучения фактического питания показали, что и у лиц с высоким уровнем дохода имеются серьёзные нарушения, обусловленные недостаточными знаниями по здоровому питанию, формированию пищевых пристрастий и привычек, а следствие этого сформированными изменениями пищевого поведения. Изменения пищевого поведения могут быть связаны с психологическими и медико-биологическими особенностями. В многочисленных исследованиях, выполненных в нашей стране и за рубежом, отмечается, что изменение пищевого поведения и связанные с ним нарушения питания могут приводить к возникновению таких заболеваний, как ожирение, болезни сердечнососудистой системы и др. [4]. Причём отмечаются большие сложности в изменении сформированного пищевого поведения даже лицами с тяжёлыми заболеваниями, несмотря на интенсивное обучение их коррекции питания, и даже непосредственную угрозу жизни при невыполнении требований [9]. Актуальность исследования обусловлена тем, что оптимизация питания в настоящее время является одним из наиболее значимых направлений улучшения здоровья, увеличения продолжительности жизни населения, снижения заболеваемости среди населении. Решение этой задачи предусмотрено «Концепцией государственной политики в области здорового питания населения РФ до 2020 г.».
Целью исследования явилось изучение факторов питания среди сельского населения с учетом гендерных различий.
Материалы и методы исследования
В выборочном социально-гигиеническом исследование приняли участи 947 мужчин и женщин, проживающих в сельской местности Республики Татарстан в 2012 году. Образ жизни изучался на основе анкетирования и непосредственного интервьюирования мужчин и женщин, проживающих в сельских семьях, представляющих одно ее поколение. Программой исследования семьи явилась «Карта комплексной медико-социальной характеристики сельской семьи» содержала вопросы, объединенные в 9 блоков: медико-демографическая характеристика семьи; социально-профессиональная характеристика семьи; социально-гигиеническая характеристика семьи; поведенческие факторы семьи; психологический климат семьи; характеристика состояния здоровья семьи; санитарная грамотность семьи; оценка качества медицинской помощи; ценностные установки семьи.
В результате исследования установлено, что средний возраст мужчин составил 54, 4±0,76 лет, женщин – 58,2±0,76 лет. Среди них 69,3 % работающих мужчин и 46,3 % работающих женщин, 30,7 % неработающих мужчин, 53,7 % неработающих женщин. Причем, в хороших жилищных условиях проживают 34,3 % мужчин и 23,9 % женщин, в плохих – 40,9 % мужчин и 41,0 % женщин. Денежный доход выше прожиточного минимума имели 13,1 % мужчин и 13,8 % женщин, ниже прожиточного минимума – 63,5 % и 45,1 % соответственно.
Для дифференцированного изучения нами выделены факторы питания: питание 4 и более раз в день, горячее питание 3 и более раз в день, режим питания, регулярное употребление овощей и фруктов, регулярное употребление мяса, регулярное употребление растительного масла, регулярное употребление рыбы, удовлетворенность питанием.
Результаты исследования
и их обсуждение
На основании статистического анализа, нами получены частотные параметры распределения факторов в совокупности мужчин и женщин (см. рис. 1).
Рис. 1. Сравнительная характеристика распределения факторов питания у мужчин и женщин, проживающих в сельской местности РТ
Анализ данных показал, что питание 4 и более раз в день встречается у 53,8 % мужчин и 49,6 % женщин, горячее питание 3 и более раз в день у 42,6 % мужчин и 53,2 % женщин, режим питания у 30,9 % мужчин и 28,7 % женщин, регулярное употребление овощей и фруктов у 35,4 % мужчин и 35,6 % женщин, регулярное употребление растительного масла у 53,8 % мужчин и 45,5 % женщин, регулярное употребление мяса у 49,7 % мужчин и 49,1 % женщин, регулярное употребление рыбы у 26,1 % мужчин и 26,7 % женщин, удовлетворенность питанием у 75,2 % мужчин и 61,8 % женщин.
Таким образом, у женщины чаще имели горячее питание 3 и более раз в день, но у них встречается реже питание по режиму, регулярное употребления растительного масла и удовлетворенность питанием по сравнению с питанием мужчин. В то время как, регулярное употребление овощей и фруктов, мяса и рыбы не различается по полу.
Сравнительная характеристика пищевого поведения мужчин и женщин, проживающих в сельской местности, показала сходство по отдельным составляющим их образа питания. Вместе с тем, в популяции женского населения частота горячего питания существенно выше (р<001), чем у мужчин. Однако мужчины достоверно чаще регулярно употребляют растительное масло (р<0,05) и у них статистически значимо больше (р<0,001) удовлетворенность питанием.
Для выяснения особенностей пищевого поведения сельского населения, нами определены корреляционные связи между факторами питания отдельно для мужчин и женщин.
Для детального описания выделены статистически значимые (р<0,005) связи между факторами питания в жизнедеятельности сельского населения.
У женщин горячее питание 3 и более раз в день связано с регулярным употреблением фруктов и овощей (r =0,738, уровень значимости р=0,023), регулярным употреблением растительного масла (r =0,931, уровень значимости р<0,001), регулярным употреблением мяса (r =0,749, уровень значимости р=0,020), регулярным употреблением рыбы (r =0,686, уровень значимости р=0,041), удовлетворенностью питанием
(r = – 0,858, уровень значимости р=0,003), регулярное употребление фруктов и овощей – с горячим питанием 3 и более раз в день (r = 0,738, уровень значимости р=0,023), регулярным употреблением растительного масла (r =0,815, уровень значимости р=0,008), регулярным употреблением мяса (r =0,880, уровень значимости р=0,002), регулярным употреблением рыбы (r =0,965, уровень значимости р<0,001), регулярное употребление растительного масла – с регулярным употреблением мяса (r =0,912, уровень значимости р=0,001), регулярным употреблением рыбы (r =0,832, уровень значимости р=0,005), удовлетворенностью питанием (r = – 0,695, уровень значимости р=0,038), регулярное употребление мяса – с регулярным употреблением растительного масла (r =0,912, уровень значимости р=0,001), регулярным употреблением рыбы (r =0,951, уровень значимости р<0,001).
Питание мужчин и женщин населения не соответствует принципам здорового питания из-за потребления пищевых продуктов, содержащих большое количество жира животного происхождения и простых углеводов, недостатка в рационе овощей и фруктов, рыбы и морепродуктов, что приводит к росту избыточной массы тела и ожирению, распространенность которых за последние 8 – 9 лет возросла с 19 до 23 процентов, увеличивая риск развития неинфекционных заболеваний.
В результате проведенного исследования установлены гендерные различия во взаимном влиянии факторов питания. В частности, для женщин имеет значение удовлетворенности питанием, которая при увеличении горячего питания и регулярного употребления растительного масла снижается.
Следовательно, можно сделать заключение, что не индивидуальные предпочтения, а уровень и уклад жизни сельской семьи имеют большее значение для создания пищевого рациона мужчин и женщин. Таким образом, важным в области здорового питания сельского населения является комплекс мероприятий, направленных на создание условий, обеспечивающих удовлетворение в соответствии с требованиями медицинской науки потребностей различных групп населения в здоровом питании с учетом их традиций, привычек и экономического положения. Для формирования модели здорового питания имеют значение факторы не только индивидуального пищевого поведения, но и факторы, обеспечивающие возможность его выбора.
Работа выполнена за счет средств субсидий, выделенных в рамках государственной поддержки Казанского (Приволжского) федерального университета в целях выполнения его конкурентоспособности среди ведущих мировых научно-образовательных центров.