Служба в рядах Вооруженных Сил РФ предъявляет особые требования к состоянию физического, психического и соматического здоровья гражданина, поэтому задача комплектования армии здоровым контингентом всегда являлась актуальной. Однако, качество призывного контингента определяется не только состоянием здоровья потенциальных военнослужащих, но и в немалой степени, особенностями адаптации молодого пополнения к военной службе. Значимым индикатором успешности адаптации к военной службе являются показатели заболеваемости.
Цель исследования
Оценка заболеваемости курсантов Академии ФСИН России и факторов, влияющих на ее формирование и уровень.
Материалы и методы исследования: В нашем исследовании были изучены медицинские карты 518 курсантов 18-22 лет (1-5 курс) Академии ФСИН России. Систематизация материалов осуществлялась в соответствии с Международной классификацией болезней X пересмотра (ВОЗ). У части данных курсантов (104 человека) проведены дополнительные обследования: психологическое тестирование с использованием тестов EPI Г. Айзенка, Шмишека-Леонгарда, теста для определения уровня невротизации и психопатизации (УНП) [1, 4, 5]; кардиоин-тервалометрия с помощью прибора «Вари-кард 1.2» фирмы «Рамена».
Результаты и их обсуждение
При анализе структуры заболеваемости курсантов на первом месте находится заболевания органов дыхания (57,1 %), включающие в основном сезонные респираторно-вирусные инфекции. Далее следуют травмы (17,6 %) и заболевания органов пищеварения (6,0 %). Эти данные отличаются от структуры заболеваемости призывников, того же возраста, где первые три места занимают заболевания органов дыхания, костно-мышечной системы, а также заболевания глаз [3]. Некоторые различия в структуре заболеваемости между этими категориями молодых людей, по всей видимости, обусловлены следующими причинами:
во-первых, курсанты при поступлении в Академию ФСИН России проходят строгий медицинский отбор, то есть у данного контингента отсутствуют тяжелые хронические заболевания, поэтому уровень их здоровья намного выше, и структура заболеваемости изначально имеет отличия от структуры заболеваемости призывников;
во-вторых, некоторые причины обращения за медицинской помощью у курсантов обусловлены спецификой обучения в данном образовательном учреждении, часто такими причинами может быть желание уклониться от несения наряда, избежать тяжелой физической нагрузки во время учений и т.д., то есть имеются случаи аггравации;
в-третьих, относительно большое количество обращений за медицинской помощью связано с травмами (17,6 %), в основном спортивными, как следствие широкого охвата курсантов занятиями спортом и физической культурой, в отличии от призывников.
В нашем исследовании оценивалась частота обращений курсантов за медицинской помощью. Данный показатель с одной стороны характеризует уровень здоровья индивидуума, а с другой - уровень медицинской активности, то есть отношение к своему здоровью. При анализе результатов исследования оказалось, что частота обращаемости за медицинской помощью у курсантов с различным сроком обучения примерно одинакова. В ходе исследования были сформированы три группы: в первую группу (n=25) вошли лица с низким уровнем обращаемости - 0,35 ± 0,35 раз в год, вторая группа (n=18) - лица с высоким уровнем обращаемости - 3,76 ± 0,47 раз в год, третья группа (n=61) - со средним уровнем обращаемости - 1,76 ± 0,51 раз в год. При проведении кардиоинтервалометрии отмечено, что показатели вариабельности сердечного ритма (ВСР) не различаются по группам ни в состоянии покоя, ни при условиях физической нагрузки. Статистически значимых корреляционных связей между показателями ВСР и частотой обращаемости курсантов за медицинской помощью выявлено не было, что может быть объяснено вышеизложенными причинами, т.е. имеющимися случаями аггравации, а также наличием большого количества спортивных травм, что, учитывая, как правило, высокий уровень функционального состояния спортсменов, сложно заключить в рамки общей концепции.
При психологическом обследовании групп с различной частотой обращаемости за медицинской помощью отмечались определенные особенности. Обращает на себя внимание, статистически значимые различия в тесте EPI Г. Айзенка [1] по шкале невротизм-стабильность: в группе с высокой обращаемостью - 10,14 ± 2,71 баллов, в группе с низкой обращаемостью - 7,00 ± 3,40 баллов; а также различия между данными группами в тесте Леонгарда-Шмишека [5] по шкале тревожности 7,93 ± 4,07 и 4,05 ± 3,26 баллов, соответственно. Между данными показателями в нашем исследовании наблюдалась сильная положительная корреляционная связь г = 0,634.
Вместе с тем, в группе курсантов с «физиологической нормой» (n=32) по показателю активности регуляторных систем (PARS = 1-3 балла) отмечена сильная отрицательная корреляция (г = - 0,693) между величиной PARS и уровнем обращаемости. В этой же группе отмечены слабые корреляционные связи между уровнем обращаемости и невротизмом (тест УНП [4]) - г = 434 и демонстративностью (тест Шмишека-Леонгарда [5]) - г = 434. В других группах, сформированных по принципу «светофор» [2], подобных корреляционных взаимосвязей не наблюдалось, что, скорее всего, связано с внутренней однородностью группы «физиологической нормы».
Выводы
Таким образом, частота обращения курсантов за медицинской помощью больше зависит от их психологических особенностей, нежели от действительного функционального состояния, за исключением группы с «физиологической нормой», и не зависит от срока обучения в Академии ФСИН России. Структура заболеваемости курсантов отличается от структуры призывников в силу специфики отбора в Академию ФСИН России и особенностей учебной деятельности.
список литературы
1. Альманах психологических тестов. - М.: КСП. - 1995. - 397 с.
2. Баевский Р.М. Баевский Р.М., Иванов Г.Г. Анализ вариабельности сердечного ритма при использовании различных электрокардиографических систем (методические рекомендации). // Вестник аритмологии. - 2001. - № 24. - С. 65-87.
3. Воронин Р.М., Шатрова Н.В. Состояние и проблемы здоровья призывников // Известия Самарского научного центра Российской академии наук. - 2009. - т. 11. - № 1 (5). - С. 847-849.
4. Ласко Н.Б. Основные принципы разработки и применения методики определения уровня невротизации и психопатизации // Психологические методы исследования личности в клинике. - Л.: ВМА, 1978. - 135 с.
5. Практикум по психодиагностике личности: Дидактические материалы. // Отв. редактор Ракович Н.К. - Мн.: БГПУ им. М. Танка, 2002. - 248 с.