Scientific journal
International Journal of Applied and fundamental research
ISSN 1996-3955
ИФ РИНЦ = 0,593

Введение

Наблюдающиеся в последние десятилетия негативные тенденции в структуре и уровнях заболеваемости, смертности населения всех стран, резкое омоложение хронических не­инфекционных заболеваний, ставят проблему клинико-гигиенического изучения причинно-следственных связей наиболее распростра­ненных болезней, в частности язвенной болез­ни, с эколого-биогеохимическими факторами, так как интенсивное вмешательство человека в естественные циклы биогенной миграции макро- и микроэлементов (атомовитов) зако­номерно привело к появлению искусственных биогеоценозов в антропобиосфере, которые в совокупности изменили общие закономер­ности системной организованности и функ­ционирования живого вещества в биосфере [1,2].

В течение многих лет проблема язвенной болезни остается одной из наиболее акту­альных и социально-значимых, так как распространенность этого заболевания за по­следние десятилетие увеличилась в 3 раза. В современных условиях отчетливо про­слеживается утяжеление течения язвенной болезни в молодом возрасте, проявляющее­ся достоверным ростом частоты рецидивов и осложнений заболевания, что свидетель­ствует о недостаточной эффективности при­меняемого лечения.

ЯБ поражает людей в наиболее работоспо­собном, творческом возрасте, обусловливая часто их временную нетрудоспособность, а при развитии осложнений (массивные га­стродуоденальные кровотечения, пенетра-ция, стеноз, малигнизация и др.) - стойкую утрату трудоспособности и даже реальную опасность для жизни. Среди взрослого на­селения ЯБ регистрируется в 1,3 - 1,5%, чаще у мужчин, чем у женщин (соотноше­ние 2 - 4 : 1). Вместе с тем распростране­ние ЯБ неравномерно в различных геогра­фических регионах и странах. Так, в США в течении жизни страдает ЯБ от 7 до 10% населения, в Германии - от 6 до 10%, в Швеции - до 16%. Причем в основном болеют ЯБ в высокоразвитых индустриаль­ных странах, а жители крупных городов в 2 раза чаще, чем сельской местности.

Этиология ЯБ до сих пор до конца не вы­яснена. К экзогенным факторам участвую­щим в этиологии заболевания многие ис­следователи относят: 1) нерациональное питание, 2) стресс, 3) урбанизацию, 4) ми­кроэлементы и токсические химические вещества. Нарушение стереотипа питания в виде еды всухомятку, торопливая еда, не­достаточное разжевывание пищи, дефицит белков животного происхождения, дефи­цит витаминов, злоупотребление острой и раздражающей пищи, курение и злоупо­требление спиртными напитками. После того, как J. Warren & B. Marshall [10] от­крыли в слизистой пилородуоденального отдела желудка спиралевидные бактерии helicobacter-pylori (Hp), начался новый этап исследований патогенеза пептической язвы.

Существует точка зрения, что HP являет­ся условно-патогенным микроорганизмом, так как его в 25-30% случаев обнаруживают у здоровых людей [3, 9]. В процессе эволю­ции сформировались симбиотические отно­шения между человеком и HP, а патогенные свойства последнего не проявляются пока не нарушено равновесие в «микроэколо­гической» системе желудка [3,9]. По мне­нию, А.А. Крылова [4] более правильно рассматривать инвазию HP не как причину язвенной болезни, а как фактор, который при определенных условиях ухудшает ее те­чение. Однако хеликобактерная инфекция, являясь фактором риска рецидива язвенной болезни, не объясняет многих вопросов: одиночность дефекта, смену обострений и ремиссий, их сезонность [8]. Поэтому, не­обходимо рассматривать пептическую язву как гастроэнтерологическое, а не инфекци­онное заболевание и признать HP как один из факторов ульцерогенеза. Заслуживают внимания сведения, что у больных хрони­ческим гастродуоденитом и у практически здоровых людей высокий уровень протео-литической активности желудочного сока может сохраняться на протяжении многих лет без образования язвы [4]. С 70-х годов прошлого столетия в литературе широко дискутируется роль микроэлементов(1,2) в возникновении, развитии и заживлении язв гастродуоденальной области. Цель исследования

Осуществитьклинико-гигиеническийана-лиз причинно-следственных связей язвен­ной болезни с эколого-биогеохимическими факторами в пределах территорий Чувашии и республики Непал.

Задачи исследования 1. Осуществить гигиенический монито­ринг распространенности язвенной болезни среди населения Чувашии и республики Не­пал.

2.   Оценить условия водоснабжения, питания и образа жизни населения опытной и контрольной биогеохимических провинций в пределах изучаемых территорий.

3.    Провести сравнительный клинический анализ течения язвенной болезни среди населения, проживающего в различных
эколого-биогеохимических условиях Чувашии и республики Непал.

4.   Выполнить работы по выявлению донозологических сдвигов в организмах коренных практически здоровых жителей
из контрастных по распространенности язвенной болезни эколого-биогеохимических зон проживания.

Материалы, методы и объем исследова­ния. Эпидемиологический анализ распро­страненности ЯБ был произведен на осно­вании 3469 историй болезни по Козловской центральной районной больнице (Чува­шия) и материалов гастродуоденального обследования 969 больных, выполненных автором в клинике Люмбинского меди­цинского института (Непал). Для клинико-гигиенического изучения были исполь­зованы методические указания № 12а [6] и методические рекомендации № 01-19 [5], в соответствии с которыми на территории Козловского района было выбрано опытное село Карамышево, входящее в зону со сверх­высокими уровнями заболеваемости ЯБ от 138,0 до 293,0 на 10 тыс. жителей, и кон­трольное село А.Базары, входящее в зону со сверхнизкими уровнями заболеваемости ЯБ менее 6,8 на 10 тыс. жителей. В респу­блике Непал в качестве опытного выбрано поселение Бутвал с частными случаями за­болевания ЯБ до 3,5 на 1000 обследован­ных, в качестве контрольного - г. Пальпа с редкими случаями заболевания ЯБ - ме­нее 0,8%о. Выборочная совокупность «ко­пия - пара» включала по 20 больных ЯБ и по 10 здоровых жителей в сравниваемых населенных пунктах Чувашии и Непала.

Сравнительная гигиеническая оценка во­доснабжения, питания и образа жизни про­водилась в соответствии с действующими СанПиНами 2.1.4.1074 - 01 и 2.1.4.1175 - 02, Методическими рекомендациями 2.3.1.1915-04, материалами анкетного опро­са 108 респондентов.

Содержание макро- и микроэлементов (Са, Mg, K, Fe, Si, Mo, As, Cd, Zn, Cu, Ni, Cr, Mn) в суточных рационах питания, питье­вых водах и в пробах волос у обследуемых из опытных (по 40 проб) и контрольных (по 20 проб) зон Чувашии и Непала определя­ли атомно-абсорбционным спектрометром «Квант Z.ЭTА» в соответствии с методи­ческими указаниями МУР № 2.3.1.1915-04. Выделение и идентификация микроорганизмов в испражнениях осуществляли в со­ответствии с методическими рекомендация­ми, разработанными НИИ Эпидемиологии и микробиологии им. Г.Н. Габричевского (1986). Все полученные данные обработаны в операционной системе Windows Vista с по­мощью статистической программы SPSS 16.0. Системный анализ с использованием многофакторного дисперсного расчета ко­эффициентов детерминации осуществляли по методу М.Б. Славина [7].

Изучение заболеваемости населения Чу­вашии и Республики Непал осуществлялось нами на основе анализа официальных стати­стических данных министерств здравоохра­нения за последние 20 лет (1998-2008 г.г.). Для комплексной оценки территориальных особенностей распространения заболева­ния в пределах изучаемых территорий было проведено изучение первичных материалов Козловской центральной районной больни­цы (ЦРБ) и одной из частных клиник За­падной части республики Непал. Указанные лечебные учреждения были выбраны нами из соображений частичной идентичности географических характеристик, т.е. наличие гор, предгорий и долинных участков посто­янного проживания населения. Нами реги­стрировались все случаи заболевания с под­робным отражением в специальных картах паспортных данных с определением досто­верности диагностических сведений, что по­зволило максимально снизить возможность дублирования случаев заболевания и сни­зить ошибки статистических данных. Исхо­дным материалом в Чувашии служили фор­мы годовых отчетов № 30 и № 14, журналы диспансерного наблюдения 3264 случаев, а в Республике Непал - материалы меди­цинских обследований населения с эзофагогастродуоденоскопией (ЭГДС) с охватом 72% взрослых коренных жителей в возрас­те от 12 до 91 лет, в среднем - 37,5 ± 1,4 г., составивших 969 человек. Для детального анализа материалов использованы истории болезни, амбулаторные карты в разрезе всех населенных пунктов. Так, на территории Козловского района Чувашии проживало в среднем 27292 человека, из них взрос­лое - 20824 чел. (76,3%), детское - 5259, (19,27%), подростковое - 1209 чел.(4,43%). Городское население составило 13022 чел (44,7%), сельское - 14270 (52,3%). Об­щая площадь Козловского района состав­ляет 516,8 кв.м. Случаи язвенной болезни за 10 лет наблюдений были зарегистрирова­ны только в 30-ти населенных пунктах из 64 по району. В соответствии с интенсивными показателями заболеваемости, рассчитан­ными по каждому населенному пункту, нами была проведена их группировка. Сверхвы­сокие показатели заболеваемости язвенной болезнью были установлены среди жителей с. Карамышево (33,0%) и с. Солдыбаевская (20,6%). Сверхнизкие - в с. Карачевская (5,17%) и с. А-Базарская (0,98%). В западной части Республики Непал были выбраны 2 провинции: Бутвал и Люмбини, обслужи­ваемые одним частным медицинским цен­тром (Hospital Line).

В сравниваемых группах населения (по 10 семей в каждом населенном пункте), отобранных по выборочной совокупности «копия - пара» по возрасту, полу, нацио­нальности и профессиональной принадлеж­ности было проведено изучение питания по опросно-весовому методу А.Покровского в нашей модификации с отбором проб су­точных водно-пищевых рационов для ис­следований макро- и микроэлементов атомно-абсорбционным методом. В иссле­довании участвовали 10 семей (основная группа) - жители села Карамышево, Коз­ловского района и 10 семей (основная груп­па) - жители анчола Люмбини из республи­ки Непал. Основные группы исследований размещались на территориях с сверхвысо­кими показателями заболеваемости язвен­ной болезнью. В указанные группы вхо­дили 70 человек в возрасте 40,5 ± 0,7 года. Контрольные группы исследований также включали по 10 семей из с. А-Базары, Коз­ловского района Чувашии и анчола Люмби­ни г. Бутвал республики Непал. В указанные группы входили 82 человека в возрасте 41 ± 0,6 года. Отобранные участники исследова­ния относились преимущественно к П и Ш группам физической активности (учителя, врачи, служащие). Обследование включа­ло определение структуры и калорийности суточного рациона питания, проведение в группах антропометрических исследова­ний и отбора проб основных пищевых продуктов, готовых рационов и проб волос, отстриженных с трех участков волосистой части головы (2 височные и 1 затылочная). Структуру суточного рациона питания обследуемых изучали опросно-весовым методом по А.А.Покровскому, причем со­держание нутриентов в рационах и общая калорийность сопоставляли с рекомен­дуемыми физиологическими нормами. Все больные были обследованы в условиях стационара на общий анализ крови, мочи, ГДС, лабораторный анализ на наличие гели-кобактера (НР), по историям болезни осу­ществлен сравнительный анализ особен­ностей течения заболевания в различных географических зонах постоянного прожи­вания населения.

Результаты исследований и обсужде­ние

Нами впервые были установлены этио­логические параллели язвенной болезни на основе установления общих закономер­ностей причинно- следственных связей за­болевания с эколого-биогеохимическими факторами среды проживания на террито­риях Чувашии и республики Непал. Настоя­щая работа развивает новое научное направ­ление «Геохимическая экология болезней, их первичная профилактика», утвержденное на кафедрепрофилактическоймедицины Чу­вашского госуниверситета Российской Ака­демией естествознания в 2008 г., ставящая цель научный поиск, установление и норми­рование главного «пускового» причинного фактора изучаемого заболевания. В рамках нового научного направления кафедры было осуществлено эколого-биогеохимическое зонирование территории Чувашии с непо­средственным участием автора настоящей работы в целях продолжения начатых пере­говоров об эколого-биогеохимическом зо­нировании территории республики Непал на базе открытого в г.Тульсипуре (Непал) Чувашско-Непальского медицинского цен­тра (директор - проф. Сусликов В.Л.).

На основании результатов исследований, полученных в условиях научных экспеди­ций в республику Непал врачей и ученых из Чувашии (всего было проведено 5 экс­педиций), были сформулированы основные научные задачи, одна из которых касалась непосредственно цели настоящих исследо­ваний.

1. Показатели заболеваемости населе­ния Чувашии и республики Непал язвенной болезнью имеют неравномерную распро­страненность с ярко выраженной эколого-биогеохимической зональностью.

2. Корреляционный и многофакторный дисперсный анализ показал, что язвенная болезнь тесно связана с содержанием в ор­ганизме магния, железа, фтора, кремния, мо­либдена, мышьяка, цинка, хрома, марганца, кадмия и их отношением к йоду в суточных рационах питания как чувашского, так и не­пальского народов, а также с колонизаци­онной резистентностью аутомикрофлоры кишечника. Наибольший вклад (54,98%) в дисперсию оказывает кремний, а также величина его соотношения с йодом, цинком, фтором, магнием и медью. Вклад в дисперсию кальция и фтора составляет 16,98%. Общий вклад в дисперсию атомовитов со­ставляет 86,21%.

3. Результаты сравнительной гигиени­ческой оценки различных групп населе­ния, проживающего в юго-западной части Чувашской республики и в низменных, предгорных районах республики Непал, в сравнении с населением восточной части Чувашии и горных районов республики Непал, свидетельствуют о наличии опре­деленных отклонений в химическом со­ставе питьевых вод, сбалансированности пищевых рационов и в образе жизни, кото­рые являются приоритетными для выбора организационно-управленческих решений в мероприятиях по первичной профилакти­ке язвенной болезни.

список литературы

1.   Авцын А.П. Микроэлементозы человека / А.П. Авцын, А.А. Жаворонков, М.А. Риш, П.С. Строчкова// М.: Медицина-1991. - 496 с.

2.  Агаджанян Н.А. Химические элементы в среде обитания и экологический портрет человека / Н.А. Агаджанян, А.В. Скальный // М.: КМК. - 2001.- 83 с.

3.  Гриневич, В.Б. Частота рецидивирова-ния язвенной болезни в зависимости от ас­социации с пилорическим геликобактерио-зом / В.Б. Гриневич, Ю.П. Успенский // Рос. журн. гастроэнерол., гепатол. и колопрок-тол. - 1997. - №5. - С. 24-25.

4.  Крылов, А.А. Язвенная болезнь: осо­бенности клиники, диагностики и лече­ния в зависимости от локализации язвы / А.А. Крылов // Клин. мед. - 1991. - №8. -С. 70-73.

5.  Методические рекомендации «Унифицированные методы сбора данных, анализа и оценки заболеваемости населения с учетом комплексного действия факторов окружающей среды, утверждены Госкомстатом № 01-19.1996. - Москва.

6.  Методические указания по изуче­нию причинно-следственных связей ХНЗ, утверждены научным Советом РАМН «Гиги­ена окружающей среды» № 12а.1980. - М.

7.   Славин, М.Б. Методы системного анализа    в медицинских    исследованиях/ М.Б. Славин //. - М.: Медицина. - 1989. - С. 29-82.

8.   Яковлев, В.А. Биоритмы при гастродуоденальной патологии / В.А. Яковлев, П.А. Думан // Тер. арх. - 1988. - №2. - С. 152-156.

9.   Goodwin, C.D. Duodenal ulcer, Campilobacter pylori and the «Leaking roof» concept / C.D. Goodwin // Lancet. - 1988. - Vol. 1.2, - №8626/8627. - P. 1467-1469.

10. Warren, J.R. Unidentified curved bacilli on gastric epithelium in active chronic gastritis / J.R. Warren, B. Marshall // Lancet. - 1983. - Vol.1. - P. 1273-1275.