Георгий Плеханов писал, что «история делается людьми и что поэтому деятельность личностей не может не иметь в ней значения» [1]. История развивается во всем мире, в отдельных странах, в населенных пунктах и находящихся в них предприятиях и организациях. И о людях, сыгравших существенную роль в развитие истории, пусть даже небольшого города, следует помнить будущим поколениям. Такими людьми для медицинской общественности г. Пензе являются врачи Демме, отец и дочь.
Георгий Александрович Демме родился в 1899 году в Таганроге. Его дед – Герман Густав Леопольд Демме – по происхождению немец, в конце XVIII-го века был нанят управляющим в помещичью усадьбу статского советника А.М. Устинова, располагавшуюся в селе Грабово Пензенской губернии. С 1910 года Герман Густав Леопольд Демме был назначен секретарем Пензенского губернатора Анатолия Павловича Лилиенфельд-Тоаль [2].
В 1914 году Георгий Александрович поступил в Харьковский медицинский институт. Первая мировая война, революция и гражданская война затянули время его обучения вплоть до 1923 г. Молодой врач сначала работал терапевтом в селе Мокшан. Вскоре он женился и переехал в Пензу, где был принят в терапевтическое отделение губернской больницы, которая сейчас является Пензенской областной клинической больницей им. Н.Н. Бурденко. Служа терапевтом, Г.А. Демме интересовался прозекторским делом. В то время аутопсии производились по собственной инициативе докторами, не имевшими для этого специальной подготовки. К тому же в Пензе в то время не было и специализированного судебно-медицинского морга, поэтому подобные исследования трупов также проводились в помещении областной больницы [2, 3, 4].
Интерес, основанный на стремлении увидеть морфологический субстрат болезни и понять причину смерти, пересилил желание быть терапевтом и Г.А. Демме начал исполнять обязанности губернского судебно-медицинского эксперта. Он стал первым организатором судебно-медицинской службы в Пензенской области. Однако рамки его профессиональной деятельности выходили за пределы области. Он принимал участие в деятельности судебно-медицинской службы советского государства, обсуждая на различных судебно-медицинских форумах актуальные практические и научные проблемы. Доказательством признания активной позиции и профессионализма является избрание его в члены президиума II съезда судебно-медицинских экспертов Поволжья, проходившего с 4 по 9 июня 1927 г. в г. Саратове [5]. Следует отметить, что наряду с Г.А. Демме в Президиуме состояли такие выдающиеся представители судебной медицины, как главный судебно-медицинский эксперт Наркомздрава СССР Лейбович Я.Л., заведующий региональной службой Ленинграда Ижевский Н.И., Саратова – Сапожников С.К., профессора Поляков Н.Л., Попов Н.В., Райский М.И. и Шибков А.И.
Пензенский эксперт 6 июня на вечернем заседании принял участие в дискуссии о травматических разрывах переполненного пищей желудка и привел два наблюдения из своей практики. В другом выступлении пензенский судебный медик поделился выявленным им признаком попадания в воду трупа, исключающим смерть от утопления. После микрокопирования «содержимого верхних и нижних воздухоносных путей легких» извлеченного из воды трупа он обнаружил, что планктон «содержался дыхательном горле, но отсутствовал в самых нижних отделах легких». На этом основании им был высказано «мнение, что смерть последовала не от утопления», что впоследствии подтвердилось. Но не только вопросы судебно-медицинской экспертизы трупа заботили доктора Демме. Он предложил участникам съезда заявить, чтобы истории болезни при различных травмах «составлялись лечащими врачами с исчерпывающей полнотой», обосновывая такую необходимость их важностью «на следствии и заседаниях суда». При этом выступающий отметил, что они «всегда оставляют желать лучшего». Это касалось случаев «при освидетельствовании врачами повреждений», когда требуется отмечать «в истории болезни все те вопросы, которые ставит циркуляр НКЗ и НКЮ». С сожалением, приходится констатировать, что последнее высказывание Г.А. Демме в начале прошлого века не потеряло своей актуальности. В наше время нередко описание повреждений в медицинских документах так же осуществляется недолжным образом.
Отмеченные выше профессиональные качества этого человека делают понятным назначение в 1929 г. Георгия Александровича Демме руководителем Пензенского бюро судебно-медицинской экспертизы. С 1936 г. он стал заведовать и патологоанатомическим отделением губернской больницы и работал прозектором по совместительству. В годы Великой отечественной войны Г.А. Демме был начальником медицинского лазарета в Пермской области и показал себя знающим доктором и талантливым организатором. После войны он вернулся в Пензу, и до 1973 года работал заведующим патологоанатомическим отделением областной больницы [3, 4].
Прозектор Демме быстро заработал себе славу «мозга областной больницы» и «ходячей энциклопедии». Он пользовался безграничным уважением со стороны коллег, которые часто обращались к нему за помощью. Георгий Александрович был разносторонним человеком. Известно, что он увлекался нумизматикой, его коллекция монет и медалей участвовала на многих выставках и была признана одной из лучших в стране. Очень любил читать книги, каждое воскресенье утром шел на улицу Московскую в магазин «КАГИЗ», чтобы подписаться на новые издания. Семья Демме жила в доме на улице Калинина. По выходным у них собиралась вся пензенская интеллигенция: известные врачи, музыканты. В этом же доме тесть Георгия Александровича, Гаманиил Иванович Державин, известный доктор, занимался частной практикой [2].
Много лет Г.А. Демме был бессменным секретарем Всесоюзного общества патологоанатомов. Был секретарем редакционной коллегии выходивших сборников научных работ врачей областной больницы им. Бурденко. Георгий Александрович – автор печатных работ: «Клинико-анатомические конференции в больнице» (1957), «Пневматоз кишечника» (1957), «История и развитие прозекторского дела в Пензенской областной больнице» (1970) и др. [6].
В интернете можно встретить ошибочную информацию о пензенском судебно-медицинском эксперте Демме, который стал жертвой репрессии. Был, яко бы, обвинен в проведении шпионской деятельности в пользу иностранной разведки и сослан в г. Таганрог, где в 1938 году скончался. На самом деле Г.А. Демме скончался 5 ноября 1976 года на 78-ом году, проработав патологоанатомом в Пензе более сорока лет [6].
За эти годы им было сделано чрезвычайно много: увеличилось число патологоанатомических вскрытий, которые стали производиться только в присутствии лечащего врача; появилась система написания протоколов вскрытий, к которым стали прилагать результаты гистологического исследования. Кроме того, началось освоение новых методик приготовления гистологических препаратов, результатом чего стала налаженная срочная диагностика биопсий для больных на операционном столе [3, 7].
Заслугой Г.А. Демме также считается организация в областной больнице клинико-анатомических конференций. Первая такая конференция, в которой участвовало 10 врачей, состоялась 19 апреля 1963 г. С тех пор подобные конференции стали проводиться еженедельно. На них разбирались случаи смерти больных всех отделений больницы. О выявленных ошибках диагностики и лечения, если они касались врачей других больниц, прозектор письменно сообщал в эти учреждения решения конференции.
В течение 20 лет Г.А. Демме преподавал патологическую анатомию учащимся местной фельдшерской школы, фармацевтического училища и педагогического института. Практические занятия по анатомии велись в прозектуре при вскрытиях трупов и в созданном им музее патологической анатомии. Ежегодно на этих занятиях бывало до 400 учащихся [6, 3].
Развивая патологоанатомическую службу, Георгий Александрович активно занимался подготовкой специалистов для районов области. В послевоенные годы заведующим Облздравотделом был С.И. Свердлин. Он понимал значимость налаженной патологоанатомической службе для повышения квалификации всех врачей и для научно-практического контроля лечебного дела. По инициативе этого организатора здравоохранения с 1948 года при патологоанатомическом отделении областной больницы начали проводиться практические занятия по патологической анатомии с прикомандированными врачами различных больниц. Для них Г.А. Демме было выполнено 5 показательных вскрытий [3, 7].
В областной больнице у Г.А. Демме в течение 4–6 месяцев проходили подготовку по патологической анатомии прозекторы г. Пензы: в 1947 г. Н.Е. Глебова (родильный дом и инфекционная больница), в 1948 г. А.А. Аристов (1-я городская больница), в 1963 г. С.А. Папков (хирургическая больница). Под руководством опытного патологоанатома были открыты патологоанатомические лаборатории в 1959 г. в г. Кузнецке (прозектор М.А. Люкшин) и в 1963 г. в г. Сердобске (прозектор Т.В. Фадеечева).
С 1949 года Георгий Александрович выезжал 4–5 раз в году в районы области вместе с главными специалистами Облздравотдела на межрайонные конференции врачей с докладом по клинико-анатомическому разбору историй болезни умерших в этих больницах [3].
«В тесной органической связи» с областной больницей работал онкологический диспансер, в котором гистологической лабораторией заведовала дочь Георгия Александровича – Наталия Георгиевна Демме [6, 8].
Наталья Георгиевна родилась в 1930 г. Ее будущее было предопределено интересом к медицине, который был вызван примером любви к своей профессии отца. В 1950 г. она поступила на лечебный факультет Казанского медицинского института. После его окончания в 1956 г. Н.Г. Демме решила пойти по стопам Георгия Александровича и выбрала своей специальностью патологическую анатомию, самый сложный ее раздел – онкоморфологию. На протяжении первых лет она работала в патологоанатомическом отделении под руководством Г.А. Демме. С 1959 г. по 1993 г. стала заведовать гистологической лабораторией Областного онкологического диспансера, располагавшегося на ул. Калинина. Работая в диспансере, Наталья Георгиевна достигла высокого профессионализма, что было оценено присвоением ей высшей квалификационной категории, которая затем не раз была подтверждена. С 1 апреля 1994 года, когда диспансер переехал в новые помещения на пр. Строителей, и до настоящего времени доктор Н.Г. Демме работает врачом-гистологом в его патологоанатомическом отделении, ставя или исключая так важные для жизни больных диагнозы.
Наталья Георгиевна регулярно повышала свой профессиональный уровень, неоднократно училась на курсах тематического усовершенствования по микроскопической диагностике биопсий для заведующих патологоанатомическими отделениями больниц и онкологических диспансеров. Проходила курсы общего усовершенствования по специальности «Патологическая анатомия» в институтах последипломного образования г. Ленинграда и г. Москвы. Возраст не мешает Н.Г. Демме познавать новую информацию и оставаться профессионалом. В 2005 г. и 2010 г. она обучалась на сертификационных курсах на кафедре «Клиническая морфология» медицинского института ПГУ, в 2005 г. под руководством академика Г.Г. Автандилова.
Наталья Георгиевна Демме неоднократно принимала участие в научных съездах патологоанатомов СССР. Ее печатные работы регулярно издавались в сборниках материалов научно-практических конференций различного уровня, в том числе областной больницы им. Бурденко («О смерти от жировой дистрофии» (1957), «Перфорация матки, диагностированная при гистологическом исследовании соскоба полости матки» (1961)).
Государство по достоинству оценило труд патологоанатома. Она является ветераном труда, имеет благодарственные грамоты от правительства и министерства здравоохранения пензенской области. К ней с уважением относится коллектив онкологического диспансера и, особенно, родного отделения, молодые доктора которого берут пример трепетного и высокопрофессионального отношения к нелегкому труду патологоанатома.
Мы не знаем, какой бы была судебно-медицинская и патологоанатомическая служба Пензенской области без этих двух преданных своей профессии людей, отца и дочери по фамилии Демме, но мы уверены, что они внесли существенный вклад в историю регионального здравоохранения, в бывших и настоящих позитивных тенденциях развития которого есть заслуга Георгия Александровича и Натальи Георгиевны.