Плацентарная недостаточность (ПН) – клинический синдром, обусловленный морфофункциональными изменениями в плаценте и нарушениями компенсаторно-приспособительных механизмов, обеспечивающих нормальный рост и развитие плода, а также адаптацию организма женщины к беременности [2].
Развитие ишемического инсульта на поздних сроках беременности является частой причиной развития синдрома вторичной плацентарной недостаточности, как правило, прогноз у таких пациенток неблагоприятный [1, 3]. Таким образом, актуальной является разработка новых методов терапии вторичной плацентарной недостаточности у пациенток с ишемическим инсультом. В связи с этим возникает необходимость в разработке модели плацентарной недостаточности у крыс с экспериментальным ишемическим инсультом.
Цель работы – изучение вторичной плацентарной недостаточности, возникшей на фоне течения острой локальной церебральной ишемии у крыс на поздних сроках беременности, вызванной посредством коагуляции правой средней мозговой артерии (ПСМА).
Материалы и методы исследования
Исследование проведено в лаборатории кафедры общей и клинической патофизиологии ГБОУ ВПО КубГМУ. Эксперименты проведены на 8 белых нелинейных беременных крысах самках, средней массой – 270 ± 25 гр. Содержание животных и постановка экспериментов проводилась в соответствии с требованиями приказов № 1179 МЗ СССР от 11.10.1983 года и № 267 МЗ РФ от 19.06.2003 года, а также международными правилами «Guide for the Care and Use of Laboratory Animals».
Все потенциально болезненные вмешательства в проводимых экспериментах, а также эвтаназия осуществлялись под комбинированным инъекционным наркозом: золетил 0,3 мг в/м («Virbac» Франция), ксиланит 0,8 мг в/м (ЗАО «НИТА-ФАРМ, Россия, г. Саратов), атропина сульфат 0,1 % раствор – 0,01 мл п/к из расчета на 100 гр. массы тела животного [4, 5, 8, 10].
Тестирование с использованием диагностических тест-полосок на беременность проводилось начиная со второго дня совместного проживания самцов и самок крыс. Моделирование ишемического инсульта выполнялось за счет коагуляции ПСМА [6, 10]. Операция выполнялась на 10 день беременности. Крысы были разделены на 2 группы: 1 группа (n = 6) – выполнялась коагуляция ПСМА с последующим забоем на 1, 3 и 10 сутки после операции; 2 группа (n = 2) – контрольная, интактные животные. Постоперационный период сопровождался антибиотикотерапией (бициллин-5) 30 тыс. ЕД на 100 гр. веса животного в/м однократно. Эвтаназия крысам выполнялась посредством декапитации под глубоким наркозом: в группе № 1 по 2 крысы на 1, 3 и 10 сутки после операции; в группе № 2 – одновременно. Выделяли головной мозг и послед, ополаскивали их в холодном 0.9 % растворе хлорида натрия. Нативную ткань мозга нарезали во фронтальной плоскости на срезы по 2 мм и окрашивали их 2,3,5-трифенилтетразолия хлоридом (с целью определения области инфаркта мозга) [7]. Проводили фиксацию плаценты в 10 % нейтральном формалине, в дальнейшем изготавливали гистологические микропрепараты ткани плаценты с окрашиванием их гематоксиллином-эозином [6].
Результаты исследования и их обсуждение
Случаев незапланированной гибели и осложнений у животных зарегистрировано не было. Морфологическое исследование макросрезов мозга крыс группы № 1 тетразолиевым методом показало преимущественное поражение каудопутамена и гибель значительных участков неокортекса, локализованных в бассейне кровоснабжения ПСМА, что согласуется с данными литературы [9]. На срезах ткани мозга животных группы № 2 признаков наличия очага ишемии не выявлено. Исследование микропрепаратов ткани плаценты окрашенных гематоксиллином-эозином показало. В группе № 1 – признаки нарушения периферического кровообращения в краевой зоне плаценты в виде тромбоза и уменьшения числа материнских лакун и плодовых капилляров в краевой зоне, а также картина стаза и сладжа эритроцитов в отдельных материнских лакунах. При этом в последе забранном на 3 день после воспроизведения экспериментального инсульта изменения были наиболее выраженными. Группа № 2 – выраженных изменений не обнаружено.
Вывод – установлено, что моделирование экспериментального ишемического инсульта у крыс на поздних сроках беременности сопровождается появлением в последе морфологических признаков плацентарной недостаточности.