На протяжении десятилетий моделирование является одним из актуальных методов научного исследования.
Невозможно представить, как человечество в своей деятельности может обойтись без моделей окружающего мира. Строгие и точные правила создания моделей сформулировать сложно, однако учёные и практики накопили огромный опыт моделирования и использования его для различных объектов и процессов, чем мы и воспользуемся в исследовании.
Метод моделирования даёт возможность объединить эмперическое и теоретическое в педагогическом исследовании – сочетать в ходе изучения педагогического объекта эксперимент, построение логических конструкций и научных абстракций [1].
В педагогической науке метод моделирования обоснован в трудах В.Г. Афанасьева, А.У. Варданяна, В.А. Веникова, Б.С. Гершунского, В.В. Давыдова, Б.А. Глинского, И.Б. Новика, В.А. Штоффа, Е.В. Яковлева и др.
Раскрытие понятия «педагогическое моделирование» следует начать с определения термина «модель».
В современных педагогических исследованиях трактований модели множество, термин «модель» определяется и как система, и как искусственно созданный образец, и как аналог природного или социального явления.
Вот одно из них: модель – это искусственно созданный объект в виде схемы, физических конструкций, знаковых форм или формул, который, будучи подобен исследуемому объекту (или явлению), отображает и воспроизводит в более простом и обобщённом виде структуру, свойства, взаимосвязи и отношения между элементами этого объекта [2].
В контексте нашего исследования это будет модель полиэтнокультурной компетентности старших школьников как образец социального явления, созданного на основе определённой системы взглядов и идей, творческой интуиции.
Кроме выше приведённого определения модели мы учли следующее: модель – система объектов или знаков, воспроизводящая некоторые существенные свойства системы – оригинала, она является обобщённым отражением объекта, результатом абстрактного практического опыта, а не непосредственным результатом эксперимента [3].
Исходя из выше приведённых определений моделирование – это построение принципиальной схемы, отражающий реальный педагогический процесс или явление.
В деятельности по созданию модели необходимо учитывать требования к ней. Мы будем ориентироваться на требования, изложенные в работе А.М. Новикова и Д.А. Новиковой. Они следующие:
– ингерентность, то есть достаточная степень согласованности создаваемой модели со средой;
– простота модели, это выбор существенных качеств или характеристик модели путём отброса остальных, менее важных и менее существенных;
– адекватность поставленной цели, полнота, точность, истинность [2].
В практической педагогике моделирование выполняет следующие функции:
– дескриптивную, которая заключается в том, что за счёт абстрагирования модели можно достаточно просто объяснить наблюдаемые явления и процессы;
– прогностическую, которая отражает возможность предсказывать будущие свойства и состояния моделируемых систем, то есть узнать «что будет?»;
– нормативную, позволяющую ответить на вопрос «как должно быть?» и не только описать существующую систему, но и построить её нормативный образ – желательный с точки зрения субъекта, интересы и предпочтения которого отражены используемыми критериями [1].
Обеспечение выполнения в процессе целенаправленной педагогической деятельности этих функций моделирования должно привести к реализации поставленной цели исследования.
В исследовании смыслообразующим структурным компонентом построения нашей модели является реализация социального заказа – воспитание подрастающего поколения, обладающего высоким уровнем полиэтнокультурной компетентности.
В соответствии с социальным заказом, целью исследования, нашей системой взглядов на проблему развития полиэтнокультурной компетентности старшего школьника, творческой интуиции мы определили следующие её компоненты: когнитивность, духовность, социальность (рисунок).
Модель полиэтнокультурной компетентности школьников
На наш взгляд, представленная модель удовлетворяет выше перечисленным требованиям. Опишем её.
Слово когнитивность произошло от латинского слова cognitio, что означает «познавание», «узнавание».
К одной из основных теорий рассматривающих проблему обучения относится когнитивизм.
Представители когнитивизма, в частности Дж.С. Брунер рассматривает учение как процесс создания учащимся собственного «культурного опыта», имеющего социальный характер и обусловленного культурно – историческим контекстом [4.с. 183].
Проблемой когнитивного развития личности занимались Л.С. Выготский, В.В. Давыдов, П.Я. Гальперин, В.Н. Дружинин, Ж. Пиаже, Р. Солсо и др. Л.С. Выготский считал, что порождающим источником когнитивного развития выступает культура как совокупность исторически выработанных орудий труда, систем знаков и других средств деятельности [5. с. 163].
Эти выводы являются основополагающими для нашего исследования.
В психологии когнитивность рассматривается как способность к умственному восприятию и переработке внешней информации. Это понятие применяется по отношению к психическим процессам личности и особенно к так называемым «психическим состояниям» (убеждениям, желаниям и намерениям). Данный термин также используется шире, обозначая акт познания или само знание и может быть интерпретирован в культурно – социальном смысле как обозначающих появление знания и концепций, связанных с этим знанием [6].
Когнитивность – способность человека воспринимать внешний мир сквозь созданную им самим систему взглядов, зависящую от его восприятия, внимания, памяти, мышления, воображения и т.д., перерабатывать информацию, поступающую из внешнего мира. При наличии соответствующих знаний, умений и навыков в какой либо области, умение излагать свои мысли в соответствии с нормами литературного языка [7].
Итак, исходя из выше изложенного, в результате целенаправленной деятельности педагогического сообщества в условиях сельского кластера когнитивность школьников будет способствовать восприятию информации, переработке её, что приведёт к появлению новых знаний, умений. В процессе опытно – экспериментальной работы, направленной на развитие полиэтнокультурной компетентности старших школьников, наш взгляд, будет повышаться уровень знаний своей этнокультуры, что приведёт к пониманию важности этих знаний для жизни; на этой основе будет развиваться интерес к изучению национальных культур этносов социума; что приведёт к осмыслению того факта, что для успешной жизнедеятельности в многонациональном мире важны знания и ориентация на общечеловеческие ценности. На основе чего школьники «создадут собственный культурный опыт», который будет способствовать повышению уровня их полиэтнокультурной компетентности.
Следующий компонент нашей модели полиэтнокультурной компетентности школьников – духовность. Этот компонент является основой двух других: когнитивности и социальности.
Проблема духовности интересовала мудрецов, философов, поэтов, писателей, учёных разных поколений, в том числе и современности.
Н.Г. Чернышевский считал духовным человеком того, «кто приобрёл много знаний, и, кроме того, привык быстро и верно соображать, что хорошо и что дурно, что справедливо и что несправедливо, или, как выражаются одним словом, привык «мыслить», и, наконец, у кого понятия и чувства получили благородное и возвышенное направление, т.е. приобрели сильную любовь ко всему доброму и прекрасному»[8].
Проблемы духовности нашли отражения в современных исследованиях в работах Н.А. Буравлёвой, Л.В. Верейкина, В.Г. Морогина, Л.И. Шуманской, В.И. Слободникова, В.В. Знакова, Л.Г. Бузуновой, Д.А. Леонтьева, А.А. Костылёвой, Е.Н. Костылёва, Н.В. Марьясова и др.
По мнению В.И. Слободникова, духовность придаёт смысл жизни отдельного человека, в ней он ищет и находит ответы на вопросы: зачем он живёт, каково его назначение в жизни, что есть добро и зло, истина и заблуждение, красивое и безобразное и т.п. Как способ, как образ бытия в целом духовность открывает человеку доступ к любви, совести и чувству долга, к праву, правосознанию и государственности, к искусству и художественной красоте, к очевидности и науке, только она может указать человеку, что есть подлинно главное и ценнейшее в его жизни, дать ему нечто такое, чем стоит жить, за что стоит нести жертвы.
Духовное бытие начинается и существует там, где начинается освобождение человека от всякой поглощённости, от оккупации чужой и, главное, собственностью самостью. Поэтому свобода есть модальное (фактически инструментальное), а не предметно – содержательное определение духовного бытия человека; она есть сила, энергия порыва в самоопределении к лучшему и высшему [9. с. 402]. Действительно, духовность – состояние внутреннего мира человека, условие, которое позволяет ему уйти от соблазнов, не делать «как все», бать свободным в выборе действий на благо свершения благородных действий.
В.В. Зеньковский, характеризуя духовную жизнь, ставит задачи: «Духовная жизнь в нас ищет во всём «смысла» – вечного, глубокого, достойного, она не отвергает внешней жизни, её законов, она хочет только во всём смысл, хочет связать внешнюю жизнь с Вечным Бесконечным»[10. с. 60]. Основным в духовной жизни учёный называл закон свободы внутреннего выбора служению добру – раскрытие духовных сил и формирование духовных потребностей человека при условии личностного самоопределения в системе высших, надобыденных ценностей; задача старшего поколения – «помощь младшему в том, в чём оно беспомощно» – в «овладении свободой»[10. с. 61–62]. Эту задачу В.В. Зеньковский ставит перед семьёй, однако, эта задача сегодня и педагогов.
Д.А. Леонтьев подчёркивает, что основанное на духовности действие, во-первых, всегда представляет собой поступок, т.е. «действие, судьба которого определяется не из личной ситуации». Во-вторых, понятие духовности относится к поведению, побуждаемому не потребностями, а ценностями [11. с. 17].
В исследовании мы будем руководствоваться следующим определением духовности, к которому нас привёл, проведённый нами анализ и данное в Большой современной энциклопедии «Педагогика»: духовность – выраженность в системе мотивов личности двух фундаментальных потребностей: идеальной потребности познания и социальной потребности жить и действовать «для других» [12. с. 156].
Исходя из выше изложенного, на наш взгляд, важными характеристиками духовности как компонента полиэтнической культуры школьников являются эмпатия, гуманизм и альтруизм.
Следующий компонент полиэтнокультурной компетентности школьника социальность.
Социальность – личное качество, характеризующее меру развития человека как общественного существа. Выражается в уровне овладения знаниями, умениями и др. элементами накопленного в обществе социального опыта. Проявляется через способность индивида реализовывать свой духовно – культурный потенциал в процессе совместной с др. людьми деятельности [12. c. 544].
В этом понятии «социальный опыт» означает важнейшую содержательную компоненту культуры, представляющую собой исторически селекционированные и аккумулированные в общественном сознании членов сообществ формы осуществления любой социально значимой деятельности и взаимодействия людей [13]. В нашем исследовании социальный опыт мы рассматриваем как смыслообразующее понятие, так как его целью является передача социального опыта полиэтнического социума, его ценностей, отношений, деятельности.
Специально – организованная деятельность по передаче социального опыта развития полиэтнокультурной компетентности – это суть педагогического процесса в нашей опытно – экспериментальной работе. Главные составляющие этого опыта: знание и соблюдение этических и правовых норм поведения в полиэтническом социуме; способность создавать комфортную обстановку в многонациональной среде; способность противостоять национальной ограниченности, национальному недоверию.
Важно чтобы этот был основан на гуманизме, эмпатии и альтруизме, которые в повседневной жизни отражаются в признании человека наивысшей ценностью, способности к сопереживанию каких либо – событий с людьми независимо от национальности, сочувствие человеку, испытывающему дискомфорт в полиэтническом социуме.