Современное российское государство и общество обеспокоены поиском путей повышения уровня своего благосостояния. Достигнутые в стране уровень качества жизни и развития человеческого капитала являются важнейшими характеристиками результативности социально-экономической политики и потенциальных возможностей дальнейшего устойчивого развития. В современной России, как показывает анализ, для дальнейшего повышения эффективности экономических отношений в обществе необходимы исследования по установлению воспроизводственной взаимосвязи между качеством жизни и человеческим капиталом. Экспертный анализ, на основании имеющихся социально-экономических показателей, показывает, что при этом решающее значение имеет менеджмент как рыночная система управленческой деятельности. Именно менеджмент является гуманитарно-организационной саморазвивающейся системой, которая способствует воспроизводственному социально-экономическому процессу в обществе [1]. Саморазвитие этой системы – это расширение внутренних источников роста ее самодостаточности, поиск источников воспроизводства собственной социально-экономической энергии составных частей самой системы, за счет применения и вовлечения различных категорий для повышения ее устойчивости.
Как научные термины, категории «качество жизни» и «человеческий капитал» впервые появились в США, на рубеже 1950-1960-х гг., хронологически почти одновременно, и отражают общую природу человеческого бытия, в силу чего между ними обозначилась глубокая онтологическая взаимосвязь, проявляющаяся в их наполненности многогранным социально-экономическим содержанием, связанным с различными сторонами воспроизводственного процесса, что пока не получило должного внимания в отечественных научных исследованиях. Эти категории отражают сущностные характеристики рыночного устройства общества, его потенциальные возможности для устройства необходимого благополучия в обществе.
При этом необходимо отметить мнение ряда исследователей о том, что теория качества жизни несет в себе некий новый этап развития западной цивилизации, которая будет способствовать избавлению от некоторых свойственных ей недостатков и дальнейшему углублению рыночных инструментов развития общества.
Субъективный интеллектуальный процесс формирует у каждого человека удовлетворение особого свойства – самоидентификацию, которое и создает ему собственное индивидуальное качество жизни. При этом возникает чувство автономного бытия духовного удовлетворения и активность этого бытия по отношению к остальному миру. Это и создает цельность личности и его индивидуальное качество жизни, т.е. личностную онтологию особого бытия.
На повышение качества жизни влияет множество факторов, которые группируются в зависимости от сферы и характера влияния, подхода к изучению, культурно-исторических особенностей и т.д. Они формируют многомерную систему, в составе которой присутствуют как интегральные (уровень благосостояния, степень безопасности, развитие образования, здравоохранения, культуры и др.), так и частные показатели, подчас не сводимые друг с другом. Так, при подготовке ежегодных Докладов ПРООН о развитии человека или для оценки международных проектов ОЭСР используется около 200 различных индикаторов. Постоянное стремление людей к повышению качества жизни можно наблюдать по данным о продолжительности жизни за ХХ в. Например, если в 1900 г. средняя продолжительность жизни в России составляла 35,5 лет, в 2012 г. она составляла 69,1 лет [2]. Аналогичная ситуация с динамикой образованности населения (человеческим капиталом) в России: если в 1900 г. доля населения с образованием не ниже среднего –составляла 23%, то в 2012 г. – 99, 6 %; с высшим образованием доля населения в 1900 – 9,5 %, в 2012 г.- 75,9 % [3]. Эти данные показывают корреляционную эмпирическую взаимосвязь человеческого капитала и качества жизни.
Можно предположить, что качество жизни – это совокупность сформировавшихся эмоционально-психологических ощущений человека, которые определяют его предрасположенность к выбранной трудовой и профессиональной деятельности, наличию определенного материального комфорта, позитивному отношению к самой природе биологической и социальной жизни, гуманистической привязанности к своим близким и уважении окружающих, что позволяет ему приобретать социальный статус в обществе и быть экономически эффективным. При этом весьма важен статус человека в том сообществе, где он находится. Современные постиндустриальные требования определяют, что статус человека непосредственно определяется его интеллектом, образованностью и здоровьем, которые позволяюют накапливать человеческий капитал.
Например, в современной России в 2013 г. впервые был опубликован рейтинг городов по качеству жизни [4], который учитывал такие девять основных показателей (на первом месте оказался г. Краснодар):
– освещенность города;
– экологическая ситуация;
– стоимость услуг ЖКХ;
– обеспеченность жильем;
– загруженность дорог;
– транспортная доступность;
– городское благоустройство;
– покупательная способность населения;
– природные условия.
Кроме того, рейтинг учитывал уровень инвестиционной привлекательности городов, соотношение доходов и расходов населения, обеспеченность жильем, криминальные характеристики жизни населения и др. Безусловно, только эффективный менеджмент руководства городов может обеспечить необходимое качество жизни и человеческого капитала.
Принято считать, что впервые термин «качество жизни» ввел в научный оборот американский экономист Дж. Гэлбрейт в книге «Общество изобилия» в 1958 г. [5]. Необходимо отметить, что именно по проблеме «качество жизни» возникло значительное политико-экономическое противостояние между противоборствующими системами капитализма и социализма в мире в 1960-1970-е гг.[6]. Эта проблема активно обсуждалась на международных форумах в те годы. Уже на рубеже 1970-1980-х гг. все почувствовали (и в бывшем СССР тоже), что термин «качество жизни» выгодно отличает рыночный характер западной экономической жизни, ее гуманистическую направленность и динамику уверенного повышения уровня благосостояния населения в ней. Более того, сам термин «качество жизни» начал олицетворять философию рыночной экономики. Кстати, термин «рыночная экономика» ввел в научный оборот также Дж. Гэлбрейт, где он отмечал, что «… в прошлом груз ответственности лежал на владельцах; теперь …имеется менеджмент. Именно менеджеры … представляют собой эффективную силу на современном предприятии … сам термин «капитализм» порой навевает неприятные исторические ассоциации, этот термин уходит в прошлое … новое имя ему – «рыночная система» [7]. При этом Дж. Гэлбрейт отмечает, что еще с 1920- х гг. в США были начаты попытки замены термина «капитализм». Предлагались различные словосочетания : «свободное предпринимательство», «новый курс», но прижилось именно выражение «рыночная система» [7].
Нужно заметить, что только рыночная система позволяет развиваться менеджменту как эффективной формы управленческой деятельности. Менеджмент – это, прежде всего, необходимое организационно-гуманитарное взаимодействие между работодателем и работником в сфере производства, т.е. там, где формируется трудовое качество жизни. С помощь инструментов менеджмента организуется эффективный трудовой процесс, т.е. производство, которое и является связующим звеном качества жизни и человеческого капитала.
Человеческий капитал – намного более конкретная категория, характеризуемая сформированным у человека запасом знаний, навыков, способностей, здоровья и т.д., необходимых для продуктивного труда, самореализации, получения хороших заработков и др. Для исчерпывающей характеристики уровня развития человеческого капитала требуется не более двух десятков показателей.
Сам по себе накопленный образовательный ресурс нельзя отчуждать от его носителя – человека, поэтому он не может приносить какой-либо доход своему владельцу за счет того, что в прошлом, ранее, создавал уже материальные продукты. Это является главным отличием образовательного интеллектуального ресурса от обычных, традиционных капитальных активов. Экспертный анализ, на основании имеющихся литературных источников, показывает, что сам факт постоянной принадлежности этого ресурса у человека приносит ему особое онтологическое удовлетворение, которое можно определить как «ментальное качество жизни». Оно и обеспечивает устойчивую онтологическую взаимосвязь качества жизни и человеческого капитала. Ментальное качество жизни формирует у человека его особую индивидуальную духовную настроенность по отношению к окружающему миру, развивает специфическим образом внутренний интеллектуальный мир. Например, очевидно, наличие такого ментального качества жизни помогло Ф. Оппенгеймеру, немецкому социологу, не только выжить в гитлеровском концлагере, во второй мировой войне, но создать и сохранить в памяти целые книги по проблемам либерального социализма (эти работы он опубликовал после освобождения из концлагеря), основоположником теории которого он является.
Онтологическая взаимосвязь качества жизни и человеческого капитала проявляется и в том, что ряд свойственных им показателей одновременно присутствуют в характеристике обеих категорий (например, образование, здоровье и др.). Соотношение этих терминов можно наглядно представить с помощью диаграммы Эйлера-Венна. Показатели, которые попадают в пересекающиеся подмножество, по совокупной направленности характеризуют, прежде всего, качество трудовой жизни, потенциал и мотивацию для развития человеческого капитала и вместе с тем ключевые индикаторы качества жизни. Это не формальное дублирование показателей. Каждый из них в своем смысловом пространстве несет различную нагрузку, выполняя роль, либо индикатора (в пространстве качества жизни), либо активного фактора (условия развития человеческого капитала).
Причинно-следственные связи между категориями качество жизни и человеческий капитал обусловлены и тем, что они соотносятся с разными фазами воспроизводственного цикла. Качество жизни, отражающее, в широком понимании, степень удовлетворения потребностей населения, как воспроизводственная компонента, принадлежит сегменту потребления. В движении человеческого капитала можно выделить два периода – процесс формирования (инвестиционный период) и период использования в процессе активной трудовой деятельности. Поэтому накопление человеческого капитала связано с потреблением, но как часть основного капитала и специфическое средство производства человеческий капитал относится к фазе производства, создания новой потребительной стоимости (продукции, услуг).
Качество жизни и человеческий капитал – это важные доминанты, предопределяющие спрос и предложение. Постоянное стремление носителей личного человеческого капитала к повышению качества жизни увеличивает совокупный спрос и усиливает мотивацию производителя в увеличении объемов и повышении качества производимых товаров. Цикличность этих действий, известная еще со времен К. Маркса, и основанная на том, что общество никогда не перестанет производить, потому, что никогда не перестанет потреблять, отражает суть воспроизводственного процесса [8]. Отсюда можно заметить, что потребление и производство – это онтологически взаимосвязанные факторы экономического развития.
В политический лексикон термин «качество жизни» был введен президентом США Дж. Кеннеди в «Докладе о положении нации» в 1963 г., когда он выдвинул тезис о том, что «качество американской жизни должно идти в ногу с количеством американских товаров»[9]. по имеющимся данным, первое глубокое исследование качества жизни было проведено в Канаде и США с использованием 36 медико-социальных показателей за 1964-1974 гг.[9]. За эти же 10 лет увеличилось количество исследований по проблемам функционирования человеческого капитала. В этом контексте, качество жизни и человеческий капитал, способствующий появлению качественных товаров и услуг, безусловно, являются онтологически взаимосвязанными.
Анализ взаимосвязи категорий «качество жизни» и «человеческий капитал» позволяет расширить понимание многообразия воспроизводственных процессов, выявлять дополнительные факторы активизации человеческого капитала, усиливать социальную направленность мероприятий по повышению качества жизни, обосновывать приоритеты инвестиционной политики государства и корпораций в достижении устойчивого синергетического эффекта.
Таким образом, можно определить, что существует закон взаимосвязи качества жизни и человеческого капитала: каждый человек имеет постоянное желание по улучшению своего качества жизни, которое возможно только за счет непрерывного повышения личного профессионализма, т.е. капитализации своих индивидуальных способностей, именуемых как «человеческий капитал» [10], способствующий непрерывному производству. Действие этого закона наиболее заметно в современных условиях постиндустриализма, где доминирует общество знаний. В экономике, основанной на знаниях, главное не столько создать новое знание, сколько продуктивно его использовать [12]. В экономике, основанной на знаниях, изменяется структура занятых. В составе работающего населения, в настоящее время, все больший удельный вес занимают работники интеллектуального труда.
В 1980-1990-е гг. в социально-экономических исследованиях получил применение подход, стал именоваться как «теория рационального выбора». Например, В.П. Култыгин объясняет, что социально-экономическая среда, экономическая ситуация структурируют альтернативы, стоящие перед индивидами или группами, и оказывают решающее влияние на принимаемые ими решения [12]. Очевидно, что под рациональностью можно подразумевать, что индивид имеет план и стремится максимизировать совокупность удовлетворенностей своих предпочтений, одновременно размышляя о минимизации возможных расходов. При этом мы не можем не отметить Г. Беккера, являющимся основоположником экономического подхода, который получил название «экономический империализм» [13]. Центральными у Г. Беккера рассматриваются такие допущения:
– предпочтения людей относительно стабильны (они значительно не отличаются в различных категориях населения или же в различных культурах и обществах);
– люди демонстрируют максимизирующее поведение на основе оптимального объема информации;
– существуют рынки, облегчающие координацию действий людей, участвующих в этом поведении [12].
С точки зрения Дж. Коулмена [14]: «…люди не просто действуют преднамеренно, но они также выбирают действие или благо, которые максимизируют полезность». Но при этом он отмечает, что, во-первых, теория, которая предполагает, что люди максимизируют полезность, имеет большую предсказательную силу, чем теория, которая просто постулирует преднамеренность, а во-вторых, предположение, что люди максимизируют полезность, добавляет этой теории простоты. по мнению Дж. Коулмена, люди действуют преднамеренно, однако они могут произвести результаты, которых не предполагали, или которых не предвидели [14].
Мы можем отметить, что рациональный выбор можно рассматривать как социально-институциональную основу качества жизни и человеческого капитала. Дело в том, что в естественных науках существует «теория наименьшего действия», суть которой заключается в использовании способов, требующих наименьших усилий. Например, луч света будет двигаться по прямой, поскольку это кратчайший путь между двумя точками. Известно, что брошенный мяч направится к центру Земли. В науке точно не известно, кто первый выдвинул идею принципа наименьшего действия. по этой проблеме можно найти множество дискуссий величайших ученых – Г. Лейбница, Вольтера, П. Ферма, Л. Эйлера и др.
Принцип наименьшего действия – основа рационализма в экономических действиях людей. В попытках обеспечить себе необходимое качество жизни во взаимосвязи с человеческим капиталом – это и есть демонстрация применения теории рационального выбора. Социологи и экономисты уже более двухсот лет говорят на разных языках, т.к. неодинаково объясняют многие проблемы социально-экономической реальности. Представляется, что применение теории рационального выбора во взаимосвязи качества жизни и человеческого капитала может быть объединяющей концепцией для социологов и экономистов. Например, социологические примеры включают попытки показать, что стереотипы поведения в браке и преступное поведение действуют в соответствии с экономической логикой [15]. Социологическое понимание качества жизни и человеческого капитала также вписывается в экономическую логику этого феномена взаимосвязи.
Таким образом, за счет эффективного менеджмента установленная воспроизводственная взаимосвязь качества жизни и человеческого капитала способствует удовлетворительному функционированию экономических отношений в обществе, реализации основных экономических законов в нем – закону спроса и закону предложения.
Публикация подготовлена в рамках поддержанного РГНФ научного проекта № 14-02-00313а.