В рамках наших эмпирических исследований изучены предболезненные расстройства личности. В связи с этим мы обратились к тем различиям, которые приводят некоторые авторы между нормой и здоровьем. Многие исследователи (Запуска-лов С.Б., Положий Б.С. и др.), разрабатывая гипотезу психического здоровья и предбо-лезненых состояний, указывают, что важное место в динамике психического здоровья и формирования предболезненных состояний принадлежит процессам социальной адаптации личности в своей социальной роли в микроколлективе и выделяют два вида адаптации: субъективную социальную адаптацию, отражающую внутреннее, субъективно оцениваемое индивидом соответствие себя выбранной социальной роли, и внешнюю социальную адаптацию, отражающую субъективно оцениваемое соответствие себя социальной роли, предъявляемой микрогруппой. Б зависимости от социальной адаптации в различных микросоциальных группах выделяют пять уровней психического здоровья: 1) «уровень стабильного психического здоровья» характеризуется наличием полной субъективной социальной адаптации индивида; 2) «уровень психического здоровья (уровень риска)» характеризуется неполной адаптацией и сохранением высокого уровня потребности в реализации ролевой функции; 3) «уровень предболез-ни», для которого характерно полное нарушение субъективной адаптации. Такие лица не в состоянии полноценно выполнять свою роль даже при минимальной социальной нагрузке; 4) между нормой, понимаемой как идеальное состояние оптимального функционирования, и болезнью существуют промежуточные состояния, могущие включать в себя те или иные патологические нарушения, причиной которых могут быть профессиональные факторы, являющиеся деструктивными. К группам риска относятся в полной мере учителя общеобразовательных школ.
Под влиянием деструктивных стрессо-генных факторов «заостряются» пограничные состояния учителя, возникают негативные психические качества, изменяющие личность учителя. Б клиническую картину входят неврозы: невроз неудачи (когда педагог считает себя виновником собственного несчастья или не в состоянии выносить свои неудачи); невроз навязчивых состояний (когда господствует переживание одного и того же сомнения, раскаяния и пр., а в результате возникает торможение мыслей и действий); невроз нарцистический (обращение любви на себя); невроз покинутости (страх покинутости и потребность в защите, тревожность, агрессивность, потеря чувства собственной ценности, безграничная потребность в любви); невроз страха (постоянное ожидание будущих опасностей); невроз судьбы (с периодическим возвратом одних и тех же цепочек событий, обычно несчастных, которые имеют вид рокового стечения внешних обстоятельств), алкоголизация. Даже из этого неполноценного списка нарушений и отклонений видно, к каким необратимым последствиям может привести профессиональная деятельность учителя, обладающего хотя бы одним таким (путь даже не ярко выраженным) негативным психическим качеством. Особым фактором риска для психического здоровья учителя выступает усталость - психическое состояние учителя при утомлении в процессе профессиональной деятельности, т.е. комплекс физических сдвигов в организме, вызванных процессом труда, понижающих работоспособность и создающих конфликт между внешними требованиями работы учителя и его индивидуальными возможностями.
Б настоящее время появляется все больше исследований, связанных с проблемой «синдрома эмоционального выгорания». «Синдром выгорания - берет свое начало в хроническом эмоциональном переутомлении, переживаемом человеком. Понятие выгорания («burnout») обычно используется для обозначения переживаемого человеком состояния физического, эмоционального и психического истощения, вызываемого длительной включенностью в ситуации, содержащие высокие эмоциональные требования, которые, в свою очередь, наиболее часто являются следствием сочетания чрезмерно высоких экспектаций с хроническими ситуационными стрессами. К основным конкретным симптомам профессионального выгорания относят: усталость, истощение, психосоматические недомогания, злоупотребление табаком, кофе, алкоголем, наркотиками, агрессивные чувства (раздражительность, напряженность, тревожность) и т.д. Выявленный высокий уровень социальной фрустрированности педагогов по результатам нашего исследования связан, прежде всего, с социальными факторами (неудовлетворенность социальным, материальным и семейно-бытовым статусом) и теми факторами в профессиональной деятельности (неудовлетворенность уровнем образования, перспективами психоэмоциональной напряженностью, потенциальной конфликтностью педагогической деятельности, коммуникативными проблемами и др.), которые приводят в итоге к снижению субъективной значимости педагогической деятельности и потере к ней активного интереса.
Отечественные и зарубежные исследователи сходятся во мнении относительно высокой эмоциогенности учительского труда; высокого уровня психической напряженности учителя, сопутствующего его профессиональной деятельности, отнесения учителя к группе риска психического здоровья, что предполагает разработку программы оказания психологической помощи учителю на основе современных инновационных технологий.