Репродуктивная система человека, является одной из древнейших физиологических систем организма, функционирование которой определяется слаженной работой нейро-эндокринных взаимодействий. Эндокринная система, объединяющая в своем составе все железы внутренней секреции (гипофиз, гипоталамус, щитовидную железу, поджелудочную железу, надпочечники, и гонады) позволяет осуществить синхронный контроль обеспечения гомеостаза организма. При этом даже незначительные отклонения в работе одного из органов эндокринной системы, могут повлечь за собой сбой в работе других органов и значительные проблемы с репродуктивной системой [3].
Заболевания щитовидной железы чаще встречаются у женщин, чем у мужчин и играют важную роль в нарушениях физиологии размножения. Как гипер- так и гипотиреоз оказывают сильное влияние на метаболизм половых гормонов [1]. Дефицит тиреоидных гормонов приводит к выраженным изменениям синтеза, транспорта и периферических эффектов половых гормонов. При длительном дефиците гормонов щитовидной железы повышается уровень пролактина, что впоследствии приводит к бесплодию, обусловленному хронической ановуляцией, нарушаются процессы метаболизма эстрогенов, в частности переход эстрадиола в эстрон, что приводит к изменениям менструального цикла, бесплодию, прерыванию беременности [8]. Избыток гормонов щитовидной железы так же крайне неблагоприятно влияет на репродуктивную систему, стимулируя длительную циркуляцию женских половых гормонов в сыворотке крови, что провоцирует развитие гиперпластических процессов в эндометрии, вторичного поликистоза яичников, маточных кровотечений или аменореи (отсутствие менструаций от 3-х и более месяцев). В свою очередь в ткани щитовидной железы выявлены рецепторы половых гормонов, при этом эстрогены могут оказывать на щитовидную железу стимулирующее действие, а прогестерон – напротив, угнетающее [3]. Кроме того, функция щитовидной железы находится в тесном взаимодействии с системой гипоталамус-гипофиз-яичники благодаря наличию общих центральных механизмов регуляции [8]. Установлены нарушения в тиреоидном статусе больных при ряде доброкачественных и злокачественных опухолевых процессах [4,5].
Гистерэктомия (ГЭ) у женщин с функционирующими яичниками, при доброкачественных заболеваниях матки, неизбежно приводит к нарушению гомеостаза, срыву процессов адаптации на всех уровнях, усугублению климактерических расстройств. Она способствует нарушению сложных нейроэндокринных взаимоотношений гипоталамус – гипофиз – яичники – кора надпочечников – щитовидная железа [9]. В настоящее время особенность функционирования яичников, оставшихся без органа-мишени функция, а также возможные нарушения в эндокринной системе, следующие за гистерэктомией, изучены мало. Остается не до конца выясненной роль удаления основного органа-мишени – матки, в последующем опухолевом росте в яичниках.
Учитывая отсутствие сведений о состоянии нейрогормональной системы у пациенток с оставленными яичниками после гистерэктомии, представляет интерес исследовать показатели функциональной активности щитовидной железы у женщин с доброкачественными и злокачественными опухолевыми процессами в яичниках, развивающимися в присутствии или отсутствии матки.
Материалы и методы исследования
Обследованы 74 пациентки с доброкачественными и злокачественными образованиями яичников с наличием или отсутствием матки в возрасте от 48 до 75 лет, находящиеся в менопаузе разного срока длительности. Средний возраст больных составил 58,3±1,2 года. В качестве контроля были обследованы 24 условно здоровые женщины. В крови проводили исследования показателей щитовидной железы: Т4 (тироксин), Т3 (трийодтиронин) – общие формы и FТ4, FТ3 – свободные формы, ТТГ (тиреотропный гормон). Определение гормонов крови осуществляли радиоиммунным методом с использованием стандартных тест-наборов фирм Иммунотех (Чехия). Оценка достоверности произведена с использованием t-критерия Стьюдента, уровень Р<0,05 принимали как значимый. Получено добровольное согласие пациенток на использование результатов исследования в научных целях.
Результаты исследования и их обсуждение
Как показали результаты исследования крови, во всех группах обследованных женщин с доброкачественными или злокачественными образованиями в яичниках были выявлены нарушения тиреоидного статуса (таблица).
Уровень общего тироксина в крови оказался достоверно снижен в 1,3 раза у 83 %-100 % больных с опухолевыми образованиями в яичниках, оставленных после гистерэктомии (как доброкачественными, так и злокачественными). Напротив, повышенную в 1,5 раза концентрацию Т4 отметили у 54-67 % женщин с первичным раком яичников и доброкачественными кистами яичников, при наличии матки. При этом у 76 % больных раком яичников уровень Т3 оказался в 1,3 раза ниже нормы.
Щитовидная железа способна хранить большое количество готовых тиреоидных гормонов, высвобождая их в кровь очень медленно. В среднем за сутки высвобождается не более 1 % имеющегося запаса Т3 и Т4. Предполагается, что основным действующим гормоном является Т3, а тироксин является его предшественником – прогормоном, обеспечивающим постоянный запас гормона в малоактивной форме [1]. Все этапы синтеза и высвобождения тиреоидных гормонов стимулируются ТТГ, который секретируется в гипофизе [7].
Скорость синтеза ТТГ, в свою очередь, определяется уровнем циркулирующих тиреоидных гормонов по механизму отрицательной обратной связи. Уровень ТТГ в крови был снижен в 1,4 раза только у больных раком оставленных после гистерэктомии яичников. Учитывая тот факт, что у данной группы пациенток уровень Т4 был ниже нормы, сниженная концентрация ТТГ демонстрирует поломку механизмов центральной регуляции у данной категории больных.
Содержание тиреоидных гормонов в крови больных с опухолевыми процессами в яичниках в зависимости от наличия или отсутствия матки
Группа |
Т3 (нмоль/л) |
FТ3 (pmol/l) |
Т4 (нмоль/л) |
FТ4 (pmol/l) |
ТТГ (µLU/l) |
Здоровые доноры n=24 |
2,00±0,09 |
3,9±0,29 |
118,39±3,17 |
16,97±1,97 |
1,53±0,16 |
Киста яичника при сохраненной матке n=19 |
2,01±0,15 |
2,53±0,10* |
180±12,5* |
23,4±0,67* |
1,84±0,23 |
РЯ при сохраненной матке n=19 |
1,5±0,15* |
2,26±0,11* |
183±13,96* |
24,4±0,92* |
1,53±0,14 |
РЯ после ГЭ n=18 |
1,73±0,14 |
2,35±0,42* |
91,5±4,08* (t=3,07) |
30,5±2,25* |
1,09±0,23 |
Киста яичников после ГЭ n=18 |
1,67±0,13* |
2,5±0,11* |
82,9±5,3* (t=5,42) |
22,46±0,9* |
1,75±0,19 |
Примечание. * – отличие от здоровых женщин достоверно (р<0,050,001).
Тиреоидные гормоны в крови находятся в свободной и связанной (в основном белками) форме. Часть гормонов связана с форменными элементами крови, преимущественно эритроцитами, которые могут выполнять функцию депо Т3 и Т4 [8]. Биологически активными являются именно свободные формы, проникающие через клеточные мембраны, концентрация которых в крови значительно меньше чем связанных. Поэтому более информативным для оценки функциональной активности щитовидной железы является определение свободных фракций тиреоидных гормонов [7].
При доброкачественных кистах яичников, на фоне сохраненной матки, установлено повышение уровня FТ4 в 1,4 раза, на фоне сниженного в 1,5 раза FТ3. В случае, когда киста образовывалась на яичнике, оставленном после гистерэктомии, в крови уровень FТ4 был повышен в 1,3 раз, а FТ3 был снижен в 1,6 раз.
При раке яичников, возникшем на фоне сохраненной матки, в крови пациенток уровень FТ4 был в 1,4 раза выше, а FТ3 , напротив, в 1,7 раза ниже показателей у здоровых доноров. В случае, когда рак яичников возникал в органе, оставленном после гистерэктомии, уровень FТ4 был повышен в 1,8 раз, а концентрация FТ3 в крови у этих пациенток была снижена в 1,7 раз.
Известно, что так как Т3 связан с белками менее прочно, чем Т4, его биологическая активность выше [2]. Соответственно низкий уровень FT3 у пациенток, как с доброкачественными, так и злокачественными изменениями яичников свидетельствуют о гипотиреоидном фоне. Основная часть Т3 (до 80 %) поступает в кровь после ферментативного распада Т4, осуществляемого в периферических тканях под действием дейодиназы [1]. На изменения количества белков участвующие в связывании тиреоидных гормонов в крови, а также на их способность к связыванию могут влиять половые гормоны, в частности эстрогены и прогестины, различные инфекционные заболевания, поражения печени. Так, сыворотка крови беременных, а также женщин, применяющих пероральные контрацептивы, больных острым гепатитом содержит повышенные количества тироксин-связывающего глобулина с повышенным содержанием остатков сиаловых кислот. Это приводит к задержке данного белка в крови и медленной его элиминации [6]. Другими факторами, влияющими на количество и качество ТСГ в крови, могут быть сепсис и состояние после пребывания пациента в условиях искусственного кровообращения [10].
Снижение уровня свободных форм трийодтиронина, в случае не измененных концентраций общей формы Т3, у обследованных больных, может объясняться повышенным связыванием именно Т3 белками крови.
Таким образом, в данном исследовании вне зависимости от гистологической принадлежности опухолевого процесса, а также наличия или отсутствия органа-мишени матки, была установлена разбалансировка гипофизарно-тиреоидной оси нейроэндокринной системы. Это выражалось в нарушении как прямых, так и обратных связей между периферическими гормонами щитовидной железы и вырабатываемым гипофизом ТТГ. Вне зависимости от повышения (в случае процессов в яичниках в присутствии матки) или снижения уровня общего тироксина в крови (в случае опухолевых процессов в яичниках, оставленных после гистерэктомии) не были выявлены изменения ТТГ направленные на регулирование синтеза тиреоидных гормонов. В свою очередь снижение концентрации ТТГ в крови у больных раком яичников, оставленных после гистерэктомии, не привело к повышению уровня сниженного тироксина. Основным отличием опухолевых процессов возникших в яичниках, оставленных после гистерэктомии, от развивающихся в присутствии матки, оказался низкий уровень тироксина в крови, который в случае рака яичников сопровождался еще и низким содержанием ТТГ – вторичный гипотиреоз.
Также были отмечены как общие черты, так и различия в функциональной активности щитовидной железы при опухолевых процессах в яичниках, в зависимости от наличия или отсутствия матки. Общим явились разбалансировка центральной регуляции функции щитовидной железы, нарушение образования трийодтиронина из тироксина, большая степень связывания белками крови Т3. В случае опухолевых процессов яичников, оставленных после гистерэктомии, ко всему вышесказанному присоединялось изначальное снижение образования тироксина, не контролируемое гипофизом.