В настоящее время риск в экономической деятельности можно рассматривать как вполне объективное явление, присущее всем объектам, так или иначе вовлеченным в процессы создания новой стоимости и приращения вложенного капитала, достигающуюся активной инвестиционной деятельностью, что обеспечивает насущную необходимость выработки и реализации комплекса мер, позволяющих снизить либо сам уровень риска, либо минимизировать его негативные последствия. Это приводит к потребности инкапсуляции подсистемы управления инвестиционным риском в систему управления региональной экономикой в целом, на всех уровнях регионального представления субъектов финансово-хозяйственной деятельности.
Таким образом, в процессе трансформации подходов к управлению объектами экономической природы любых масштабов – от малых предприятий до крупных корпоративных образований и регионов, управление инвестиционными рисками и рисками произвольной природы органично вплетается в формирующуюся и функционирующую парадигму менеджмента, в которой подсистема риск-менеджмента рассматривается как неотъемлемая составляющая управления стоимостью, капитализацией и инвестиционной привлекательностью экономической системы. Сегодня все более понятным становится, что управление инвестиционными рисками предполагает в первую очередь ответственность на всех уровнях принятия решений.
Мировая практика эффективного управления инвестиционной деятельностью, в которое интегрирована концепция управления рисками, наиболее ярко демонстрирует тесную корреляцию этих процессов в системах корпоративного менеджмента. Типичная и достаточно распространенная на Западе модель управления рисками в корпорации предусматривает координированное руководство на всех уровнях организации. Это, прежде всего, совет директоров, исполнительный комитет (executive committee), ведущие менеджеры бизнес-единиц (business unit general managers), функциональные эксперты и специалисты (functional experts and specialists), а также линейные менеджеры, так называемые ключевые наблюдатели и офис, (key supervisors and staff). За оформление риск-политики и риск-стратегии в организации отвечает корпоративная группа управления рисками.
Ведущие менеджеры бизнес-единиц осуществляют управление рисками на своих предприятиях. Их главная задача – сформировать в организации культуру понимания рисков. Это означает, что каждый служащий несет ответственность за свой деловой риск. При этом должны быть определены обязанности по управлению рисками и критерии качества работы, чтобы сосредоточить среднее звено руководства и функциональных специалистов на целях и стратегиях управления рисками. Именно таким образом менеджмент отвечает за внедрение политики и стратегии группового участия в управлении рисками. Корпоративная команда управления рисками призвана обеспечить консультирование, обучение, руководство, разработать инструментарий и методики, чтобы помочь менеджерам бизнес-единиц. При необходимости могут быть привлечены внешние эксперты.
Подобные методики риск-менеджмента начинают практиковаться и в крупных российских корпорациях, в основном ориентированных на западные бизнес-модели. Однако отечественной практики в данной сфере не хватает в связи со слаборазвитой пока инфраструктурой и информационной базой для систематического управления рисками, а также по причине зачастую недостаточного уровня подготовки кадров и необходимостью учета страновой и региональной специфики. Кроме того, несмотря на существенные достижения, достигнутые в ряду крупнейших мировых корпораций по разработке и внедрению целостной системы управления рисками, в настоящее время не существует единого методологического подхода, обеспечивающего однозначность понимания как сущности риска, так и эффективного управления им на всех уровнях иерархии экономической системы. В том числе отсутствует подсистема управления инвестиционными рисками как особым видом, затрагивающим многие процессы внутри организации. В связи с этим необходимо исследовать подходы к управлению инвестиционным риском и изучить их отличия от управления иными экономическими объектами.
Управление инвестиционным риском можно рассматривать с двух сторон: с позиций объекта управления, и с точки зрения характеристик субъекта управления. Помимо этого, специфика управления инвестиционным риском заключается в том, что, с одной стороны, инвестиционный риск можно рассматривать как объект управления (исходя из понятия «управление инвестиционным риском»), с другой – инвестиционный риск представляет собой неотъемлемую часть некоторой экономической системы. Кроме этого, параметры инвестиционного риска сами по себе являются целевыми при осуществлении процесса управления инвестиционным риском. Основные характерные особенности управления инвестиционным риском представлены на рис. 1.
Рис. 1. Особенности управления риском: субъектно-объектный подход
Специфика инвестиционного риска со стороны субъекта управления заключается в зависимости стратегии и тактики риск-менеджмента от склонности к риску лица, принимающего решения (ЛПР) относительно инвестиционного риска. Иными словами, одни и те же параметры риска могут по-разному восприниматься и трактоваться различными субъектами управления и, соответственно, провоцировать или инициировать существенно отличающиеся действия по управлению объектом инвестиционного риска (предприятием, корпорацией, регионом).
При рассмотрении специфики управления инвестиционным риском со стороны объекта управления в качестве основной характерной особенности можно выделить его опосредованный характер, связанный с тем, что несмотря на объективность существования инвестиционного риска, он не является объектом материальной, информационной или иной природы, к которому применим некоторый вариант существования в физическом воплощении. Информация, например, являясь по сути нематериальным объектом, может иметь материальное выражение в какой-либо форме записи, от древнейших, традиционных (письменность, запись цифр) до новейших компьютеризированных технологий. Большинство мер информации, особенно простейших, основывается как раз на записи информации. Инвестиционный риск, хотя и является измеримым и объективно существующим, не имеет материального воплощения. Им обладает только ущерб, в случае, если произошло «осуществление» инвестиционного риска в его негативном понимании: финансовые потери, физический, материальный ущерб и так далее. Таким образом, инвестиционный риск представляет собой не некоторый объект материальной природы, а является реально существующим, измеримым свойством материального объекта.
Одному объекту инвестиционного риска могут быть присущи одновременно несколько источников риска, что должно учитываться при управлении. Таким образом, инвестиционный риск как объект управления является сложным, во-первых, с точки зрения составляющих его возникновения, а во-вторых, с позиции непосредственного осуществления управляющего воздействия. Это связано с тем, что процесс управления инвестиционным риском носит опосредованный характер, то есть отсутствует возможность непосредственного воздействия на инвестиционный риск как объект. Воздействие приходится на финансовый актив, инвестиционный портфель и так далее. То есть, фактически, с целью минимизации инвестиционного риска осуществляется управление объектом (носителем) инвестиционного риска. Можно сказать, что производится управление не самим инвестиционным риском как объектом, а инструментом осуществления финансовых операций, исход которых носит вероятностный характер, с целью минимизации данных рисков. Это является важной специфической чертой инвестиционного риска как объекта управления.
Таким образом, при осуществлении «традиционного» управления любой экономической системой управляющее воздействие приходится непосредственно на объект управления, а при управлении инвестиционным риском воздействие производится на экономическую систему, чаще всего – конкретную подсистему, «порождающую» данный риск, с целью воздействия на риск. Так как риск является свойством экономического объекта, изменяющим его характеристики, то управление инвестиционным риском представляет собой воздействие на экономический объект с целью изменения тех его параметров, которые непосредственным образом связаны с инвестиционным риском и влияют, соответственно, на его оценки.
Все вышесказанное позволяет говорить об «объектном» подходе к управлению инвестиционным риском как непосредственной составляющей общей концепции управления. При этом управление инвестиционным риском наследует все черты, присущие управлению экономическими системами в целом, и приобретает новые черты, обусловленные спецификой инвестиционного риска как объекта управления, проявляющейся в ее опосредованности экономическим объектом, имеющим «физическое» выражение.
Общая схема осуществления процесса управления инвестиционным риском изображена на рис. 2.
Рис. 2. Схема процесса управления инвестиционным риском
Субъект управления получает информацию о внешней среде, воздействующей на объект управления (при этом принимается во внимание только информация, которая прямо или косвенно влияет на изменение уровня инвестиционного риска, либо других характеристик «носителя» инвестиционного риска, формирующих его качественные или количественные параметры или изменяющих опасности или угрозы для объекта управления как экономического объекта), а также информацию о параметрах инвестиционного риска, присущих в текущий момент времени экономическому объекту, либо более точно – его подсистеме, непосредственно «порождающей» риск. На основании этой информации субъектом управления происходит выработка управляющего воздействия, физическая реализация которого направлена на экономический объект, однако целью является изменение характеристик инвестиционного риска, присущего объекту, что, соответственно, должно иметь следствием изменение параметров инвестиционного риска. При этом управляющее воздействие, являясь целенаправленным, переводит объект управления (экономическую систему) из состояния 1 в состояние 2, что изменяет параметры инвестиционного риска данного объекта, то есть осуществляется опосредованное управление собственно инвестиционным риском.
В данном контексте следует отметить, что в общем случае другие характеристики объекта управления как экономической системы могут не измениться, хотя на практике такая ситуация может представлять собой только частный случай для специфического объекта управления, для которого по определенным причинам рисковые характеристики либо являются основными, либо слабо связанными с другими свойствами элементов. Как правило, так как инвестиционный риск представляет собой в первую очередь специфическое свойство системы, в том числе экономической природы, его параметры по своей сути производны от других, имеющих некоторое «материальное» воплощение, и, следовательно, переход системы из состояния 1 в состояние 2 будет затрагивать многие ее характеристики.
Таким образом, управление инвестиционным риском является более комплексным, представляя собой, с одной стороны, часть общего управления экономическим объектом, а с другой – в определенных случаях управление инвестиционным риском находится на более высоком уровне, для которого общее управление будет в некоторой степени подчиненным. Это может происходить, когда воздействие на параметры инвестиционного риска является основной целью всего управления в организации.