Scientific journal
International Journal of Applied and fundamental research
ISSN 1996-3955
ИФ РИНЦ = 0,593

PAPILIO MACHAON LINNAEUS, 1758 (INSECTA, LEPIDOPTERA, PAPILIONIDAE) IN THE VOLOGDA REGION

Philippov D.A. 1
1 I.D. Papanin Institute for Biology of Inland Waters Russian Academy of Sciences
1420 KB
The article summarizes materials on the history of the study, biological and ecological specifics, distribution and protection of the rare in the Vologda Region swallowtail species (Papilio machaon). New records of the swallowtail in 6 administrative districts are presented. In Shichengskiy and Yansorskiy regional landscape reserves, the species is registered for the first time.
Papilio machaon
swallowtail
rare species
Vologda Region

Красная книга Вологодской области была учреждена в марте 2004 г. [16], а уже в декабре 2006 г. был утверждён и список животных, нуждающихся в охране на территории региона [17]. К концу 2006 г. была подготовлена рукопись «Красной книги Вологодской области. Т. 3. Животные», однако, её бумажная версия появилась значительно позднее – осенью 2010 г. [11]. К настоящему времени (фактически начиная с 2007 г.) накопились материалы, содержащие уточнения и дополнения по целому ряду редких и охраняемых видов животных, но в целом информации о региональной фауне всё же недостаточно [20].

В Красную книгу Вологодской области [11] внесено 153 вида и подвида животных, из которых 56 насекомые. Одним из самых узнаваемых и при этом весьма редким видом насекомых является махаон (статус 3(LC) – редкий на региональном уровне вид). В настоящей работе обобщены сведения об эколого-биологических особенностях и распространении махаона на территории Вологодской области.

Описание. Papilio machaon Linnaeus, 1758 (Insecta, Lepidoptera, Papilionidae) – крупное дневное чешуекрылое. Размах крыльев составляет 65–85 мм и зависит от пола (самки крупнее самцов) и генерации (летнее поколение более крупное). Основной крыловой рисунок состоит из чёрных пятен и полос на интенсивно жёлтом/серо-жёлтом фоне. Передние крылья треугольные, прикорневая их часть и жилки чёрные, опылённые жёлтыми чешуйками. Задние крылья удлинённые, с синими пятнами в субмаргинальной области, оранжево-красным округлым пятном у анального угла и короткими хвостовидными отростками. Самки откладывают одиночные округлые жёлто-зелёные или серые яйца на побеги кормовых растений. Гусеницы голые, зелёные или салатно-зелёные, с чёрными поперечными полосами, на каждой из которых имеется 6 мелких жёлто-красных или оранжевых пятен; осметерий (мясистая пахучая железа на переднегруди в виде втяжной вилки) оранжевого или оранжево-красного цвета. Куколки угловатые, подпоясанные, светло-серые или зеленовато-жёлтые с тёмным рисунком; зимует [10; 19].

Распространение в регионе. В Вологодской области распространён только номинативный подвид Papilio machaon machaon Linnaeus, 1758.

Вероятно, первым указанием о находке Papilio machaon на территории Вологодской области (в современных её границах!) следует считать статью Л.К. Круликовского [12: 66]. В ней он приводит вид для окрестностей г. Вологды. Махаон в работах Л.К. Круликовского приводился для «Вологодской губернии» («Gouvernements Wologda») и в более ранних публикациях [22: 153], однако энтомологические сборы были выполнены в 1901 г. в г. Котласе и его окрестностях, на территории в настоящее время относящейся к Котласскому району Архангельской области.

К началу XX века относятся и сборы махаона в окрестностях г. Череповца, хранящиеся в Череповецком музейном объединении и опубликованные в очень урезанном виде относительно недавно [5: 63].

Для юго-западной части области вид приводится ещё из нескольких мест Кадуйского и Череповецкого районов. В Кадуйском районе его встречали в окр. пос. Кадуй в 1954–1965 и 1972 гг., у д. Грищ в 1995 г. и в 13 квартале Кадуйского лесничества за пос. Хуторок в июне 1998 г. [8: 20]. На территории Дарвинского заповедника махаон малочисленен, формирует одну (очень редко две) генерации, время лёта в июне (и в конце июля), встречается повсеместно на лугах [13: 7].

В 2002–2005 гг. исследованием лепидофауны занималась С.Н. Барсукова. Она опубликовала несколько небольших работ, в которых (помимо других видов дневных чешуекрылых) упоминался и махаон: для области в целом [2], для Кирилловского [1] и Устюженского [3] районов, а также для Куштозерского гидрологического заказника, расположенного в Вытегорском районе [4: 6].

Длительное время изучение чешуекрылых Верхнего Поволжья проводил ярославский энтомолог М.А. Клепиков. В одной из своих работ [9: 79–80] он указывает махаона для национального парка «Русский Север» по сборам юннатов с огородов с. Горицы.

Вид упоминается для охраняемого природного комплекса «Онежский» (Вытегорский район) для «опушки хвойно-мелколиственного леса» без какой либо географической и/или временной привязки [6: 93]. Вероятно, сборы выполнены в июле 2008 г.

В 2008 г. была выпущена важная, но явно незавершённая коллективная монография (напоминающая больше не целостное сочинение, а тематический сборник статей) «Разнообразие насекомых Вологодской области» [18]. Вызывает удивление как одним и тем же авторам в пределах одной книги удалось так небрежно, непоследовательно, а иногда и противоречиво свести материалы по отдельным систематическим группам и таксонам воедино. Чтобы не быть голословным, рассмотрим анализируемый нами вид – махаон.

Так, в первой части [18: 191–192] махаон для области известен лишь для «центральных и юго-западных районов», включая Вологодский [по: 12], Кирилловский [по: 1; 9], Устюженский [по: 3], Сокольский, Усть-Кубинский и Череповецкий (Дарвинский заповедник) районы (при этом для последних трёх точные указания или какие-то дополнительные или уточняющие сведения отсутствуют). В главе 9 «Охраняемые насекомые Вологодской области» махаон приводится уже для 11 районов [18: 287], а в приложении 3 «Места находок охраняемых видов насекомых» на карте 29 [18: 353] вид приводится вообще для 18 (!) районов (всего на карте обозначено 25 локалитетов): Бабаевский (1 локалитет), Бабушкинский (1), Великоустюгский (1), Вожегодский (1), Вологодский (2), Вытегорский (2), Грязовецкий (1), Кадуйский (2), Кирилловский (4), Кичменгско-Городецкий (1), Никольский (1), Нюксенский (1), Сокольский (1), Тотемский (1), Усть-Кубинский (1), Устюженский (1), Чагодощенский (1), Череповецкий (2). Заметим, что при этом на карте не приводится ни одного пуансона для Харовского района, хотя если следовать авторам книги [18: 287] он там встречается.

В виду наличия этих сведений, крайне странным видится и очерк в региональной Красной книге, посвящённый махаону [5: 63]. Во многом он дублирует информацию из ранее приведённой книги [18: 287]: вид «в Вологодской обл. встречается повсеместно, но единичными экземплярами … с 2001 г. известен из Вологодского, Усть-Кубинского, Харовского, Кирилловского, Устюженского, Бабаевского, Вытегорского, Никольского, Кичменгско-Городецкого и других р [айо]нов». Однако на карте распространения вида в области нанесено лишь 13 пуансонов из 11 районов и никаких «других районов» (за исключением Кадуйского и Череповецкого, указываемых по литературным сведениям) не приводится. При этом пуансоном помечено одно местонахождение в Харовском районе (вероятно, в окрестностях с. Кумзеро).

После выхода данных работ [11; 18] сведения о махаоне были опубликованы ещё трижды [7; 14; 15].

Так, махаон приводился для различных охраняемых территорий (без каких либо дополнительных сведений и уточнений) для региональных заказников «Атлека» [7: 22], «Куштозерский» [7: 23], «Мегорский» [7: 23], «Ванская Лука» [7: 28], а также природного комплекса «Онежский» [7: 24] и национального парка «Русский Север» [7: 26]. Заметим, что при этом авторы не указывают махаона для территории Дарвинского заповедника.

Материалы по редким видам Устюженского района были опубликованы С.А. Непоротовским [14], который приводит махаона для района, как «обычный вид с довольно высокой численностью в отдельные годы» [14: 83]. При уточнении у самого автора более детальных сведений и конкретных мест регистрации вида удалось выяснить, что в последние годы махаон отмечался им неоднократно в д. Соловцово (20.05 и 02.08.2012 – имаго; 24.07.2011 – личинка на укропе, 02.08.2012 – личинка на поручейнике широколистном) и на западной окраине г. Устюжны (13.06.2012 – имаго). Также С.А. Непоротовский [14: 83] указывает, что гусеницы развиваются на различных зонтичных, в том числе на укропе и борщевике [Сосновского].

fil1.tif

Распространение Papilio machaon на территории Вологодской области

 

Таким образом, имеющиеся литературные сведения позволяют говорить о том, что махаон известен не «повсеместно», а всего лишь для 19 (из 26) муниципальных районов, в которых он отмечался обычно не чаще, чем 1–2 (3) раза (за исключением, национального парка, где он зафиксирован в 4–5 локальных фаунах). Общее количество находок/встреч не превышает 30–35 (40). Если разделить Вологодскую область в случайном порядке на одинаковые по размерам (10 на 10 км) и соответственно площади (100 км2) квадраты, то махаон встречается (=зарегистрирован) лишь в 2,5–2,7 % из них. На данный момент употреблять термин «повсеместно» для таких низких значений встречаемости преждевременно и некорректно.

Наши наблюдения за энтомофауной проводились в 2000–2014 гг. в рамках изучения водно-болотных угодий Вологодской области и выполнялись исключительно попутно с решением других научных задач. Тем не менее, автору данной заметки удалось зафиксировать/обнаружить ряд новых мест обитания махаона в области. Ниже приводим их список, а на рисунке графически изображены как новые, так и все ранее известные места встреч/сборов/указаний махаона в Вологодской области.

Вологодский район: окр. д. Сяма (59 °41′ с.ш., 39 °12′ в.д.), разнотравный суходольный луг, имаго 1 экз., 05.07.2000. Второе указание вида для района.

Вытегорский район: 1) окр. д. Остров, болото Илекса в пойме р. Илекса, охраняемый природный комплекс «Онежский» (61 °08′ с.ш., 36 °33′ в.д.), осоково-травяные сообщества по берегу болотной реки, гусеница на Peucedanum palustris, 09.08.2005; 2) 4 км восточнее д. Ольково, болото Крестенское, левобережье р. Андома, охраняемый природный комплекс «Онежский» (61 °16′53» с.ш., 36 °25′28» в.д.), евтрофный приречный травяно-сфагновый участок болота, гусеница на Peucedanum palustris, 05.07.2006; 3) 2 км северо-западнее д. Устье, охраняемый природный комплекс «Онежский» (61 °12′41» с.ш., 36 °24′50» в.д.), зарастающая просека линии электропередач, имаго на Coccyganthe flos-cuculi, 21.06.2010; 4) 13 км южнее с. Белоусово, болото «Сплавинное» (60 °50′ с.ш., 36 °36′ в.д.), мезоолиготрофная кустарничково-сфагновая сплавина по краю болотного озера, гусеница на Peucedanum palustris, 15.07.2006; 5) 22 км юго-восточнее пос. Янишево, северо-западный берег оз. Янсорское, региональный комплексный заказник «Янсорский» (61 °06′10» с.ш., 37 °53′39» в.д.), разнотравный луг на опушке хвойно-мелколиственного леса, имаго 1 экз., 16.06.2013. Новые местонахождения на территории Вытегорского района и в границах охраняемого природного комплекса «Онежский», первые указания для регионального комплексного заказника «Янсорский».

Сямженский район: 1) д. Старая, (59 °56′ с.ш., 41 °14′ в.д.), собранная на разнотравно-мелкозлаковом лугу на Pimpinella saxifraga в июле 2000 г., гусеница выращивалась в домашних условиях, к началу августа окуклилась; 2) окр. д. Старая (59 °56′06» с.ш., 41 °14′11» в.д.), разнотравно-крупнозлаковый луг, имаго 1 экз., 31.05.2009; 3) 5 км северо-восточнее д. Старая, западный берег оз. Шиченгское, болото Шиченгское, региональный комплексный заказник «Шиченгский (59 °56′59» с.ш., 41 °19′15» в.д.), кустарничково-травяно-сфагновые сообщества по заболоченному берегу озера, гусеница на Peucedanum palustris, 28.07.2012. Новый вид для комплексного заказника «Шиченгский» и в целом для Сямженского района.

Тарногский район: д. Илезский Погост (60 °41′12» с.ш., 43 °55′138» в.д.), имаго 1 экз., 16.06.2012. Новый вид для района.

Усть-Кубинский район: 3 км северо-западнее д. Марковская, берег оз. Сусельское (60 °04′42» с.ш., 39 °01′16» в.д.), приозёрная травяно-гипново-сфагновая сплавина, имаго 1 экз., 01.07.2009. Второе указание для района.

Харовский район: окр. д. Алфёровская, берег оз. Сохотское (60 °18′56» с.ш., 39 °33′49» в.д.), приозёрная сплавина, болотнотравяно-сфагновые сообщества, гусеница на Peucedanum palustris, 11.08.2012. Второе указание для района.

Особенности экологии и биологии. Имаго махаона встречается в Вологодской области на лугах разных типов, по лесным полянам, опушкам, просекам, реже на открытых травяных и сфагновых болотах. Формирует одну или реже две генерации. Лёт первой генерации проходит с середины мая по начало – середину июня, второй – со второй половины июля и в августе. Личинки развиваются на травяных болотах, берегах болотных озёр и болотных рек, сплавинах, реже на лугах и опушках хвойно-мелколиственных лесов. Фактически махаон следует считать облигатно-факультативным болотным видом. Не смотря на это, до настоящего времени в краеведческой литературе [20] махаон для болот Вологодской области не указывался [21].

Спектр кормовых растений гусениц довольно широк и включает надземные органы различных зонтичных (морковь, укроп, бедренец, тмин, петрушка и, особенно, горичник), губоцветных и сложноцветных [5: 63]. Не смотря на эти указания, в Вологодской области гусеницы кормятся открыто на соцветиях и соплодиях только зонтичных растений (горичница болотная, бедренец камнеломка, дудник лесной, укроп пахучий, борщевик Сосновского). Питание гусениц махаон исключительно зонтичными отмечали ранее и в таёжной зоне Республики Коми [19].

Охрана вида. Основным лимитирующим фактором для существования махаона в области считается ухудшение состояния мест обитания, а наилучшими мерам охраны – «регламентация хозяйственной деятельности (сенокосы, выпас скота, палы, строительство и т.д.), запрет на отлов бабочек, природоохранное просвещение населения» [5: 63]. На наш взгляд, учитывая, что именно личиночная стадия является одной из самых уязвимых в существовании махаона, то нам видится, что охрана вида в регионе возможна лишь при сохранении в естественном (мало и/или слабо нарушенном) состоянии участков низинных болот и внутриболотных водоёмов. Разумеется, просветительская деятельность, поиск новых популяций, запрет на отлов имаго также сыграют немаловажную роль в сохранении вида.

В настоящее время махаон охраняется на 9 особо охраняемых природных территориях: Дарвинском государственном природном биосферном заповеднике, национальном парке «Русский Север», охраняемом природном комплексе «Онежский», региональных комплексных заказниках «Атлека», «Ванская Лука», «Мегорский», «Шиченгский», «Янсорский» и гидрологическом заказнике «Куштозерский».

Благодарности

Работа выполнена при поддержке гранта РФФИ № 14-04-32258 мол_а. Автор признателен С.А. Непоротовскому за обсуждение настоящей статьи.