Социально-экономическое положение территории влияет на развитие демографической ситуации, но на современном этапе в обществе проявляется действие других факторов, значительно сказывающихся на репродуктивном поведении населения. Речь идет о системе социальных ценностей и репродуктивных установках населения, значительно отличающихся на современном этапе от таковых начала XX века.
Репродуктивное поведение населения страны и регионов значительно изменилось с начала прошлого столетия, как и уровень жизни ее жителей и возможности развития личности. Среднее количество родов, приходившееся на одну крестьянскую женщину без учета брачного состояния, в XIX веке составляло в России 7–9, а для замужней женщины при благоприятных обстоятельствах число родов в среднем 8–10 [1, с. 29]. Как отмечает А.Г. Вишневский, «…еще одним обстоятельством стал стремительный рост уровня образования мужчин и особенно женщин, что повлияло на изменение репродуктивных установок населения. В 70–80-е годы ХХ века занятость женщин во внедомашнем производстве почти не отличалась от занятости мужчин» [1, с. 67]. «Прежний малоподвижный брак, представлявший собой нечто вроде жесткого футляра, в который раз и навсегда втиснута личная жизнь каждого, перестает удовлетворять человека, с детства привыкающего к разнообразию и динамизму современных городских обществ. И люди начинают искать новые формы организации своей личной жизни, отвечающие новым условиям всей социальной среды, в которой они живут» [1, с. 74]. Данные изменения отражаются на репродуктивных установках населения, особенно на молодежи, на которую ложится основная демографическая нагрузка в пополнении поколений.
В связи с этим, представляется возможным изучить особенности репродуктивного поведения женщин в Забайкальском крае и выявить факторы сдерживающие мотивы рождения детей, определить их отношение в вопросах многодетного материнства. Для выявления ценностных ориентаций женщин в Забайкальском крае в вопросах репродуктивного поведения в 2014 г. был проведен опрос[1]. Генеративная выборка представлена 709 респондентами, 76 % городского и 24 % сельского населения. Распределение по возрастным группам составило: 15–19 лет – 13 %, 20–29 лет – 39 %, 30–39 лет – 39 % и 40–49 лет – 8 %. Основное внимание в анализе результатов привлекает группа 20–39-летних, обеспечивающих основную роль в воспроизводстве населения.
По результатам исследования, намечается неблагоприятная ситуация как в формировании брачно-семейных отношений, так и в выявленных взглядах на рождение детей у современной молодежи. Практически 20 % женщин в возрасте 20–29 лет не имеют детей из-за отсутствия супруга или спутника жизни, а среди 30–39-летних 2 %. Это может означать как несоответствие качественных и количественных параметров выбора партнера, так и откладывание процесса создания семьи. Это также может быть связано с тем, что после 30 лет начинается численное доминирование женщин над мужчинами, вызванное результатом процессов естественного движения населения, а также повышением требований к выбору партнера, что усложняет ситуацию создания семьи и сказывается на возрасте рождения первого ребенка. Кроме того, это можно связать и с возможностями самореализации в обществе женщин на современном этапе. Так, 1,3 % в группе 15–29-летних и 1 % в возрасте 20–29 лет считают, что «необязательно иметь детей, когда столько возможностей для своей жизни». Радует отсутствие ответов по данному вопросу в следующих возрастных группах, что может означать переосмысление жизненных ценностей с взрослением женщин.
Сдерживающим фактором в рождении детей, по мнению респонденток, выступает первоначальное решение вопросов с работой или жильем – 12 % ответов среди 15–19-летних и 15 % в группе 20–29-летних. Данный факт означает существование определенного влияния уровня благосостояния населения на процессы рождаемости в регионе. Кроме того, респондентки первой группы отдают предпочтение достижение успехов в карьере – 14,2 % и 5,6 % среди 20–29-летних. Неблагоприятным моментом выступает отсутствие детей по причине собственного здоровья или супруга – 5,2 % для второй группы и почти 3 % для 30–39-летних.
[1] Сумма меньше 100% без учета респонденток, не давших ответа на вопросы.
Рис. 1. Результаты ответа на вопрос: «Считаете ли Вы, что рождение ребенка может затруднить карьерный рост женщины?»
Рис. 2. Результаты ответа на вопрос: «Если Вы не считаете, что многодетная мать это почетно, то объясните почему?»
Рис. 3. Результаты ответа на вопрос: «Как Вы относитесь к рождению детей в незарегистрированном браке?»
Рис. 4. Результаты ответа на вопрос: «Может ли увеличение совокупного дохода Вашей семьи повлиять на желание родить ребенка?»
Рис. 5. Результаты ответа на вопрос: «Охарактеризуйте Ваши жилищные условия на момент рождения ребенка»
Рис. 6. Результаты ответа на вопрос: «Какие из принятых в последние годы мер Правительством с целью стимулирования рождаемости наиболее эффективны?»
На вопрос о планируемом числе детей 58 % женщин от 20 до 39 лет высказались о желании родить двоих, и в этой же возрастной категории 15 % за одного. Обнадеживающим фактом выступает желание иметь три и более детей в этой же возрастной группе у 15 % женщин. Среди младшей прослойки возрастов (15–19-летних) высказали желание иметь троих детей 1 % опрошенных, двоих детей – 9 % и одного – 3 %. Негативным моментом является желание не иметь детей вообще – для групп в возрастах 15–19 лет – 0,1 % , 0,7 % – 20–29 и 0,3 % – 30–39. Если ответы первой группы можно объяснить стремлением к развитию личности, получению квалификации, то в последующих группах данные ответы характеризуют определенную «репродуктивную установку» у достаточно обеспеченных и взрослых женщин, как проявление эгоистических и индивидуалистических черт.
Из женщин, давших ответы на вопрос о причинах, не позволяющих им родить второго или третьего ребенка, больше всего ответов пришлось на фактор «материального затруднения» – 31 % и 33 % среди 20–29 и 30–39-летних. Второе место по числу ответов в этих же группах заняла позиция «неуверенность в завтрашнем дне» – 17,6 % и 23,3 %, что в определенной мере можно рассматривать как некую рефлексию на существующую социально-экономическую реальность в регионе. Такая ситуация подразумевает рассмотрение уровня материального благополучия населения региона как значительный фактор при формировании мотивационной составляющей репродуктивного поведения женщин, способного стать ограничителем в улучшении демографической ситуации. Также 24 % всех женщин отметили лимитирующее действие фактора «неудовлетворительные жилищные условия», что в очередной раз подтверждает влияние социально-экономических факторов на демографические процессы.
Отражением современной демографической ситуации, при которой женщина наравне, а иногда и больше мужчины, уделяет время и силы профессиональной деятельности, но при которой реализация возможностей рождения второго и последующих детей становится более сложной, характеризуют ответы женщин на вопрос о «сочетании профессиональной деятельности с материнством». 18,5 % по этой причине не рожают последующих детей среди 20–29-летних и 5 % женщин от 30 до 35 лет. Получение образование и накопление трудового опыта, как целенаправленные действия по обеспечению в дальнейшем достойной заработной платы, ставят женщину перед выбором, где зачастую вопросы продолжения рода стоят не на первом месте. Так, по мнению респонденток, с одной стороны, рождение ребенка может затруднить карьерный рост женщины, но с другой, высока доля тех, кто справляется с материнством и успевает получать образование (рис. 1). Обращает внимание, что материнство для некоторых респонденток не ассоциируется со счастьем. Так, на вопрос «Считаете ли Вы, что женщина может быть счастливой, не имея детей?» среди 20–29-летних ответили положительно 9,2 %, а в возрастной группе 30–39-летних 5,4 %.
Важное значение имеет восприятие в обществе статуса многодетной матери. Среди всех опрошенных женщин 61 % считают, что это почетно, 38 % дали отрицательный ответ. С одной стороны, это можно объяснить политикой советского времени, когда многодетная мать имела идеологическую и моральную поддержку государства. Так, в 1944 году указом Президиума Верховного Совета СССР было введено почетное звание «Мать-героиня» и учреждены орден «Материнская слава» и медаль «Медаль материнства». После распада СССР эти государственные награды были упразднены в России, однако они еще существуют в ряде стран СНГ [2]. С другой, многодетная семья часто ассоциируется со сложным финансовым положением – 34 % женщин этим объяснили не почетность статуса многодетности на современном этапе (рис. 2). По мнению почти 35 % опрошенных «государство не способствует положительному поддержанию образа многодетного материнства». Также обращает внимание высокий процент женщин, среди опрошенных в этой группе (14,6 %), считающих, что многодетное материнство не вписывается в современные условия жизни.
Другим аспектом выступает отношение женщин к семейно-брачной организации на современном этапе, как показателю, непосредственно влияющего на улучшение демографической ситуации. Наблюдается одобрительное отношение респонденток к форме незарегистрированных официальных отношений, в которых женщины рожают ребенка только для себя, причем как среди замужних, так и холостых – более 40 % во всей совокупности женщин (рис. 3). Отдельным аспектом проявляются феминистские настроения среди опрошенных, считающих женщину в данной форме отношений более свободной – почти 9 % в совокупности. При этом женщины, не имеющие детей, отрицательно относятся к рождению детей в неофициальных отношениях, что определяет их мотивацию на создание полноценной семьи.
Наблюдается взаимосвязь между возможностью респонденток родить ребенка и их уровнем доходов (рис. 4). 42,4 % всех женщин считают, что увеличение их семейных доходов может повлиять на их желание родить ребенка, причем среди них высока доля c неудовлетворительным уровнем доходов. 40 % опрошенных также отмечают возможность рождения ребенка при улучшении жилищных условий, при этом высока доля женщин, которых эта мера не стимулирует к пополнению семьи, что во многом связано с наличием уже детей. Примечательно, что за желание увеличить число членов в семье высказалось 2,1 % женщин уже имеющих детей – это тот потенциал, способный относительно улучшить демографическую ситуацию, сдерживающийся рамками социально-экономического благополучия.
Данные факты подтверждаются характеристикой жилищных условий на момент рождения ребенка у женщин (рис. 5). Число родивших первенца в условиях собственной жилищной площади, значительно превышают величины по другим категориям проживания респонденток. Кроме того, именно при условии наличия собственного жилья наблюдается большая доля многодетных семей.
Важное значение имеет субъективное мнение респонденток в вопросах стимулирования рождаемости в регионе (рис. 6). Основная доля ответов относится к мерам поддержки со стороны государства в форме материнского капитала (39 %) и оказании помощи в получении жилья (16 %). Определенное значение придается увеличению ежемесячных пособий (14 %), продлению декретного отпуска до 3 лет (12 %), расширению сети детских учреждений и льгот многодетным матерям.
Проведенный опрос женщин Забайкальского края позволил выявить социально-экономические факторы, воздействующие непосредственным образом на мотивацию рождаемости, а также некоторые особенности репродуктивного поведения женщин разных возрастов в Забайкальском крае, обусловленных изменениями в ценностно-мировоззренческих установках.
Определенное значение в этом играет карьерный рост (работа) женщин, зачастую влияющий на процесс отложения формирования семьи и рождения детей, особенно в возрастной группе 20–29-летних. Это объясняется растущими вложениями в развитие ребенка – начиная от затрат на питания и одежду с раннего детства, порой сопоставимые по ценам с расходами на проживание взрослого человека, до оплаты обучения в учреждениях высшего образования. В этом заключается кардинальное отличие от особенностей организации жизни многодетных семей в начале XX века, когда подросток становился полноценным работником и помощником в семье, не получая диплома об образовании с неясными перспективами трудоустройства. В целом существующие социально-экономические условия в регионе значительно влияют на мотивацию рождения детей.
Заметную роль на мотивацию в рождаемости для женщин играет возможности современного мироустройства, снижающие роли материнства в век новых технологий и прогресса. Природная способность материнства, заключающаяся в любви, самоотдаче, умении жертвовать своим временем, возможностями и потребностями, а порой и здоровьем, является антагонистическим свойством реальности современного мира, где рыночные отношения делают ставку на эгоцентричную личность, субъект потребительских отношений. Однако данные проявления в меньшей степени заметны среди респонденток региона, и с взрослением женщин они не наблюдаются. Некоторым отголоском указанных тенденций можно считать изменения во взглядах на организацию брачно-семейных отношений. 8 % женщин (и замужних, и холостых) одобряют рождение детей в незарегистрированном браке, считая женщину в них более свободной, по-другому говоря, в этом может прослеживаться отрицание брака как такового, что может отразиться на ухудшении демографической ситуации.
Работа выполнена в рамках исследований Проектов СО РАН VIII.79.1.2