Несмотря на то, что 70 лет назад закончилась Вторая Мировая Война, вновь достаточно остро стоит вопрос о распространении нацистской идеологии, которая была направлена на подчинение массы людей не вполне понятной, но таинственной верой в вождя и собственное мистически-высокое предназначение, суть которого – установить на земле навечно особый, новый порядок, при котором есть раса господ – и все прочие, долженствующие им подчиняться или быть стёртыми с лица земли.
Неонацизм – термин, принятый в большинстве СМИ для обозначения различного рода праворадикальных идеологий, в той или иной степени симпатизирующих национал-социализму и Третьему Рейху, а также просто лиц, использующих атрибутику национал-социализма. Современный неонацизм заимствует такие элементы от нацистской доктрины, как положения о шовинизме, фашизме, расизме, ксенофобии, гомофобии и антисемитизме. Помимо этого, характерной чертой неонацизма является использование нацистской символики и воспевание Адольфа Гитлера.
Обращение к проблеме неонацизма представляется достаточно актуальным, и обусловлено прежде всего тем, что в настоящее время во многих европейских странах сложилась ситуация схожая с той, которая была характерна для 30-х годов ХХ века. Под эгидой демократии, свободы слова в европейских государствах открыто проходят марши неонацистов, факельные шествия, использующие фашистскую символику, лозунги, призывы, активно подменяются понятия, преследуются инакомыслящие. Кроме того, в некоторых государствах неонацистские организации используются для осуществления государственных переворотов примером чего служит ситуация сложившаяся на Украине.
Цель работы – привлечь внимание к такому опасному явлению как неонацизм и определить его влияние на современное государственное и общественное устройство. Для достижения данной цели были поставлены следующие задачи:
– проанализировать современные проявления неонацизма
– выявить причины возникновения и распространения неонацизма в России;
– рассмотреть последствия распространения неонацизма на примере Украины;
– предложить способы предотвращения распространения неонацизма.
Методологическую основу работы составляют труды отечественных и зарубежных ученых, связанные с оценкой становления и развития неонацизма; общефилософские методы и принципы анализа диалектики и логики, системно-структурный, функциональный, статистический, сравнительно-исторический метод и метод моделирования.
Возникновение неонацизма и неофашизма приходится на первые годы после окончания Второй мировой войны. Несмотря на весь ужас, разрушения и жертвы связанные с фашизмом, которые в большей степени ощутили на себе народы Европейского континента именно здесь снова начали возникать группировки, которые называли себя последователями фашистов и нацистов. Так, в 1946 году в Италии была создана партия, которая унаследовала идеологию фашизма – «Итальянское солидарное движение». Позже эта идеология нашла своих сторонников в таких странах как, Франция, Венгрия, Германия, Греция, Сербия, Хорватия, Израиль. Фашистским настроениям поддались и некоторые страны Латинской Америки, такие как Аргентина, Парагвай, Чили.
В докладе «Неонацизм – опасный вызов правам человека, демократии и верховенству права» МИД РФ от 23 апреля 2015 г. отмечается, что сегодня проблема неонацизма стоит как никогда остро и представляет реальную угрозу для всего человечества, так как в орбиту этого движения вовлекается все большее количество людей, а проводимая отдельными государствами политика прямо ориентирована на нацистскую идеологию.
По данным мониторинга проведенного МИД РФ «В США в настоящее время действуют 939 экстремистских группировок, включая неонацистские («Национал-социалистическое движение», «Национальный Альянс», «Арийские нации», «Белое арийское сопротивление», «Движение креативности»), и расистские («Рыцари Ку-Клукс-Клана», «Объединенные кланы Америки», «Бригада арийского террора», «Американский фронт», «Команда 38») и др.
Периодически происходят всплески неонацистской активности в Германии, несмотря на законодательный запрет правого радикализма и агрессивного национализма, которые квалифицируются в качестве одной из главных угроз демократическому государственному устройству и свободному обществу, в этой стране.
Небывалый рост популярности правоэкстремистских объединений отмечается в Швеции. Местная антифашистская НПО «Экспо» свидетельствует о самой масштабной мобилизации националистического движения в этой стране за послевоенный период. В 2014 г., по данным Полиции государственной безопасности Швеции, в рядах ультраправых состояло свыше 3 тыс. активных в основном, молодых членов. Это – рост на 24 процента с 2013 года.
В Италии главной силой разделяющей ультраправые взгляды итальянских неофашистов, является общенациональное движение «Новая сила», возглавляемая экс-депутатом Европарламента Р. Форе. Движение регулярно организует встречи партактива, участвует в манифестациях, приуроченных к различным событиям в истории итальянского национал-социализма и «международных слетах» европейских ультраправых и неофашистских организаций.
В Болгарии зафиксированы неоднократные попытки героизации немецкого национал-социализма и его пособников в СМИ, распространяются материалы, отрицающие Холокост. На протяжении последних двенадцати лет в Софии проводится неонацистское факельное шествие – т.н. «Луков марш», в память об одиозном деятеле болгарского нацизма и стороннике альянса с Третьим рейхом генерале Х. Лукове. Используется нацистская форма и символика, выкрикиваются лозунги соответствующего содержания.
В Великобритании «Британская национальная партия», придерживающаяся крайне правой идеологии, нередко выдвигает антисемитские тезисы, а Холокост называется «исторической мистификацией», неонацистская экстремистская группировка «Национальное действие» в своем уставе неоднократно цитирует А. Гитлера.
Кроме того, отчетливо прослеживается тенденция на возведение мемориалов легионерам «Ваффен-СС», в том числе на месте разрушаемых мемориалов советским воинам-освободителям и жертвам Холокоста. Настроения агрессивного национализма и неонацизма выплескиваются на синагоги, еврейские кладбища, памятные знаки, затрагивают национальные меньшинства, включая цыган» [3].
Но самым парадоксальным является тот факт, что сегодня наибольшее количество неофашистских банд действует в странах бывшего СССР. Внуки и правнуки солдат, которые всем миром признаны героями за истребление нацизма, вступают в ряды радикалов, чьи видения мирового порядка не отличаются от видений Гитлера.
Ежегодно в ряде стран ЕС проводятся марши и слеты легионеров СС, в частности, марш ветеранов Waffen-SS, который 16 марта 2015 г. вновь прошел в Риге. В Литве 16 февраля состоялось факельное шествие националистов с открытым использованием нацистской свастики. В Эстонии шествие националистов было организовано 24 февраля. Кроме того, в Эстонии недавно прошла циничная выставка на тему холокоста. Особое возмущение у россиян вызывает состоявшаяся 19 февраля встреча премьер-министра Эстонии Таави Рыйваса с ветеранами 20-й гренадерской дивизии СС.
Но, особенно следует отметить, что под влияние фашизма на постсоветском пространстве, как ни странно, попали Россия и особенно Украина, народы которых, согласно националистической идеологии вообще не имели право на существование. Чем же объяснить подобное явление?
Истоки возрождения неонацизма в России надо искать в тех событиях, которые начались в конце 90-х годов 20 века, с малого, с подчёркивания своего «свободомыслия», «демократичности» и «приверженности к европейским ценностям». Затем начали выражать демонстративное презрение к тому, что было сделано предыдущими поколениями, с наукообразной аргументацией подвергали критике и шельмованию все достижения нашего народа, что в дореволюционный период, что в годы советской власти, а сталинский режим стали называть «фашистским», что в принципе не верно. Как справедливо отмечает в своей работе «Неофашизм и неонацизм в России. Причины. Истоки» Д. Лавров: «…при всех ужасах того времени, Гулагах, чистках, репрессиях, культе личности и прочих прелестях сталинизма, в СССР не было главной составляющей фашизма или нацизма: пропаганды расового или национального превосходства, исключительности. Была господствующая идея, «доктрина коммунизма» – но и эта идея готова была включить в себя любую нацию, любую страну (при Ленине даже всерьёз говорили о мировой революции и «всепланетном коммунизме»). А бытовые проявления национальных трений – антисемитизм, другой -тизм – они есть в любой стране! И даже репрессии отдельных народностей – тех же чеченцев, крымских татар – были вызваны чисто тактическими причинами, но отнюдь не идеологией» [5]. Таким образом, почвы для неофашизма и неонацизма вплоть до начала перестройки в нашей стране практически не было. Но благодаря перестройке в России сложились условия абсолютно идентичные с теми, что были в Италии, когда там формировался фашизм, и в Германии периода зарождения нацизма. Эти страны после первой мировой войны имели (особенно Германия) полуразрушенное производство, обнищавшее население, массовую безработицу, разгул преступности, жировавших спекулянтов и жуликов разного калибра... и никакой уверенности в завтрашнем дне. Россия столкнулась с теми же проблемами, но к ним еще надо добавить и кардинальную трансформацию социальной, экономической и политической систем. Изменилась система ценностей, приобщаться к европейской цивилизации готовы были не все в силу её чуждости российскому менталитету. Кроме того, в стране разразившийся финансовый кризис отразился на таком важном социальном институте как семья, которая вместо того, чтобы стоять на страже моральных принципов и растить подрастающее поколение в духе всеобщей любви и гармонии, бросала все силы на добычу хлеба насущного. В результате, дети, оставшись без присмотра, бросались во все тяжкие, включая и радикальные молодежные течения. Для многих подростков того времени неонацизм, неонацист – это путь к чистоте и справедливости, это единственная возможность заявить о себе и чего-то достичь.
На этом фоне, на волне демократии и гласности появились несколько праворадикальных движений, которые призывали к расправе над представителями власти, которых обвиняли в геноциде русских. Первой крупной организацией стало Русское национальное единство во главе с Александром Баркашовым, основанное в 1990 году. Цель движения – организация национальной революции и построение национального государства. Чуть менее известен Национал-социалистический союз Виктора Якушева: члены союза стремятся создать национальное государство с жёсткой плановой экономикой, социальным устройством Третьего рейха, пропагандой «арийских» ценностей, и организовать всемирную борьбу против сионистов. Другими наиболее известными организациями являются Славянский Союз, Национал-социалистическое общество, Madcrowd, Шульц-88, Формат-18.
Неонацизм в России характеризуется открытым восхвалением Адольфа Гитлера и всей партийной верхушки, а также зачастую реабилитацией Андрея Власова и поддержкой белого национализма. Кроме того, современные русские неонационалисты так же поддерживают основные положения неонацизма: расизм, антисемитизм, антицыганизм, гомофобию, исламофобию и ксенофобию, крайне негативно относясь к выходцам с Кавказа и Средней Азии. В своих акциях протеста и нападениях они часто применяют холодное и огнестрельное оружие. Идея о «Русском единстве», так же, как и лозунг «Россия для русских», стали основным двигателем неонацистского движения в России.
К сожалению, в последние годы в нашей стране расширяется социальный состав неонацистских организаций и направление их деятельности. Если в 90-е неонацистские группы ограничивались хулиганскими нападениями на представителей других рас, то сегодня можно говорить об угрозе терроризма.
Но, пожалуй, самым крайним появление неонацизма оказалось в Украине, где сформировалось огромное количество сильных, укрупняющихся за счет серьезных финансовых вливаний и отсутствия правоохранительного противодействия, организаций и группировок неонацистского, экстремистского, ультрарадикального толка. В качестве примера можно привести Украинскую национальную ассамблею – Украинскую народную самооборону (УНА-УНСО), «Правое дело», ВО «Тризуб» им. Степана Бандеры, «Конгресс украинских националистов», «Братство», «Белый мост», отличающуюся особой жестокостью и агрессивностью организацию «Патриот Украины» и Всеукраинское объединение «Свобода», которая прямо ориентируются на гитлеровскую национал-социалистическую рабочую партию Германии (НСДАП).
Героями т.н. «антитеррористической», а по сути карательной, операции Киева против жителей Юго-Востока выставляются вооруженные группировки национал-радикалов, в том числе наиболее одиозные из них – «Азов» и «Айдар», которые, по свидетельствам международных правозащитников, отличаются особой жестокостью и бесчеловечием. Характерно, что схожие украинские «добровольческие» вооруженные образования воевали на стороне Гитлера во времена Второй мировой. Боевики «Азова», видимо, подражая им, в качестве своего символа бесстыдно используют нацистский «волчий крюк».
События 2014–15 гг. являются ярким примером того, какую угрозу несёт в себе современный неонацизм. Развязанная гражданская война на юго-востоке страны, и последующая блокада населения этих территорий по данным ООН унесла более 6100 человеческих жизней. При этом в ООН добавили, что реальное количество жертв может быть значительно выше. В заявлении сказано, что около 400 гражданских лиц, среди которых 26 женщин и 86 детей, были убиты с начала этого года в результате обстрелов жилых районов или из-за взрыва мин и боеприпасов [4].
Нельзя не отметить и такие действия неонацистов, как поджог «Дома профсоюза» в Одессе, повлекший многочисленные потери среди мирного населения, прямое уничтожение инакомыслящих и оппозиционно настроенных людей, многочисленные сносы памятников и уничтожение советской атрибутики, уравнивание коммунизма с фашизмом, а так же агрессивное поведение активистов « Правого сектора» и партии «Свобода» по отношение к русско-язычному населению. На Украине предпринимаются попытки переписать историю, введено празднование 100-летия со дня рождения Степана Бандеры, являвшегося главным пособником фашистов на Украине во время Великой Отечественной Войны, реабилитированы воины Украинской Повстанческой Армии. Все это далеко не полный перечень проявления неонацизма в некогда братской нам стране. Украинский неонацист – это среднестатистический украинец, ненавидящий все, что хотя бы косвенно напоминает о России. Фактически сегодня на Украине неонацизм становится основной государственной идеологией, и постепенно врастает в государственный аппарат, а это не может не отразиться на будущем этого государства.
В заключении следует отметить, что история учит, что сам по себе нацистский вопрос не рассасывается. Для борьбы с ним необходима принципиально жёсткая реакция общественности. Следует подчеркнуть, что Россия ведет активную работу в данном направлении. В декабре 2014 года на пленарном заседании 69-й сессии Генассамблеи ООН была принята внесенная делегацией РФ резолюция «Борьба с героизацией нацизма, неонацизмом и другими видами практики, которые способствуют эскалации современных форм расизма, расовой дискриминации, ксенофобии и связанной с ними нетерпимости». Соавторами российского проекта стали в общей сложности 44 государства-члена ООН из всех регионов мира. За резолюцию проголосовали 133 государства, против выступили 4 делегации (Канада, Палау, США и Украина), 51 страна при голосовании воздержалась [9].
В силу этого представляется целесообразным открыто критиковать позицию стран, лелеющих неонацизм, в т.ч., из ближнего зарубежья. Журналистскому корпусу и общественным активистам не стоит стесняться указывать на то, что государственная идеология некоторых постсоветских стран замешана на пронацистских симпатиях. Важно освещать участие прибалтийских и украинских коллаборационистов в карательных акциях против гражданского населения, и делать это не за месяц до Дня Победы, а на постоянной основе, беспрерывно, непрекращающимся информационным потоком, причём вещать, не только на русском языке, но и на английском, немецком, латышском, литовском, эстонском, украинском. В такой же манере следует говорить правду о внутриполитических уложениях, копируемых властями некоторых послесоветских государств у идеологов Третьего Рейха. Пример – Украина, где украинский язык насильственно вводили и нацисты, и современные национал-демократы; где призывы к украинцам считать себя отдельным от русских и белорусов народом раздавались и из уст учеников Геббельса, и из уст «отцов нации» 1990-х гг. И, самое главное, не оставлять без внимания молодёжь проживающую на территории бывшего СССР. Сегодняшние школьники завтра будут голосовать, заниматься историей, политикой и экономикой. И какая это будет история, политика и экономика, зависит и от реакции России на сегодняшние тревожные сигналы [2]. Искоренить неонацизм можно только солидарными усилиями всего международного сообщества, государственных органов власти и структур гражданского общества.
Как справедливо отметил в интервью сербской газете «Политика» президент России В.В. Путин: «Сегодня важно, чтобы люди в разных странах, на разных континентах помнили, к каким страшным последствиям могут привести уверенность в собственной исключительности, попытки любыми средствами достичь сомнительных геополитических целей, пренебрежение элементарными нормами права и морали. Необходимо сделать все, чтобы не допустить подобных трагедий в будущем» [7].