Наиболее отчетливо в Алтайском регионе процессы опустынивания аридных экосистем происходят в высокогорной Чуйской котловине, в основном из-за уменьшения количества растений на единице площади, смены видового состава трав, сведения лесов, засоления и заболачивания орошаемых земель. Более заметные темпы деградации растительного покрова отмечены в окрестностях села Теленгит-Сортогой и др., где за 10-летний период наблюдений чий блестящий (Achnatherum splendens (Trin.) Nevski) выпал из травостоя на 70–80 % [1].
Древесная растительность, некогда существовавшая в понижениях рельефа, также сокращает свой ареал, о чем свидетельствуют многочисленные данные и сохранившиеся колонии пней лиственницы и тополя. Отсутствие молодого подроста деревьев связано, прежде всего, с недостатком влаги, нерациональным сенокосно-пастбищным хозяйством, выжиганием ветоши и др. Подтверждением сказанному является тот факт, что в местах, где хозяйственная деятельность ограничена и нет дефицита влаги, подрост имеет широкое распространение: это массивы молодого леса по островам и поймам рек Кызылшин и Юстыд, отдельные участки межгорной Чуйской котловины, где регулируется выпас скота.
Опустынивание Чуйской котловины вызвало локальную социальную проблему: переселение жителей из села Актал в село Жана Аул. Люди покинули старый населенный пункт и переехали во вновь отстроенный поселок, за десятки километров от первого. Село было заброшено по причине прогрессирующего заболачивания и усиливающихся мерзлотных явлений из-за избыточного многолетнего орошения полей.
Таким образом, необходимы своевременные меры борьбы с опустыниванием в целях предупреждения более масштабных проблем катастрофического характера. Приоритетом должна быть разработка адаптированной к местным условиям системы земледелия [2].