Сиротство, в особенности феномен социального сиротства, скрытого сиротства, актуализировавшийся в Казахстане в последние два десятилетия, является предметом дискуссий в научной литературе, посвященной проблемам семьи, детства, социальной и демографической политике страны. Сегодня в Казахстане по официальным данным, свыше 30 тысяч детей, оставшихся без попечения взрослых. При этом 80 процентов из них - сироты при живых родителях. Об этом факте говорил и Президент страны Н. Назарбаев: «В мирное время мы имеем тысячи сирот - наши детские дома и приюты переполнены. Это, к сожалению, общемировая тенденция и вызов глобализации. Но мы должны противодействовать этой тенденции. Наше государство и общество должны поощрять усыновление сирот и строительство детских домов семейного типа» [1].
В сложившейся обстановке в современном Казахстане требуются эффективные методы борьбы с данным социальным недугом. Создание действенной системы профилактики сиротства, детской безнадзорности, беспризорности невозможно, на наш взгляд, без учета уникального опыта казахского народа, изучения культурного наследия, в котором важное место занимают традиции и обычаи, выполнявшие социальные функции людей по взаимной поддержке и помощи.
Казахи, как и другие народы, сформулировали свою философию заботы о немощных, старых, сиротах. Обычаи поддержки соплеменников складывались в течение длительного периода родового устройства.
Социальные отношения помощи и взаимопомощи, регулируемые правовыми нормами (адатом), проявлялась в особых формах, которые возникли в глубокой древности.
Живя в трудных и суровых условиях кочевья, казахи, тем не менее, всегда находили время и силы для заботы о детях. Женщины рожали столько детей, сколько им даровала судьба, и стремились вырастить их достойными жителями своей земли. С самого раннего возраста дети вовлекались в трудовую деятельность, помогали в домашнем хозяйстве и ухаживали за младшими. Народная мудрость содержит немало высказываний об отношениях казахов к детям и о роли родителей в их воспитании. В народе говорилось: «Для отца и матери все дети одинаковы», «В доме без люльки уюта нет», « Дом хорош, когда в нем дети играют», «Дети - цветы души и глаз лучи», «Без детей в доме нет счастья» и т.д. В свою очередь младшие члены общины должны были ухаживать за стариками, больными и инвалидами и это правило выполнялось неукоснительно. Потеря детьми одного или двух родителей по разным причинам не приводила их к положению бесправного и лишенного имущества члена общины. Род был обязан сохранить им жизнь, вырастить и наделить имуществом.
Обычаи казахов по социальной защите прав детей и женщин проявлялись в такой форме как аменгерство - положение закрепленное нормами обычного права (адата), по которому вдова, по истечении срока годовых поминок по мужу, обязана была вступить в брак вторично за одного из братьев мужа или за одного из ближайших родственников. Таким образом, дети оставались полноценными членами родового сообщества. Вдова, имеющая детей, могла отказаться от повторного брака и часто получала права главы семьи до совершеннолетия сыновей при условии проживания среди родственников мужа.
Одним из разделов Жетi жарғы являются нормы, регламентирующие имущественные и личные права вдов и сирот, а также обязательства по отношению к ним общины и родственников (жесiр дауы). Это относится к правоотношениям, возникавшим после смерти мужчины - хозяина семьи и владельца имущества (аменгерство, опека малолетних и т.п.). Исследователь М. Чорманов отмечает, что опека устанавливалась над малолетними детьми и детьми, лишенными ума. После смерти отца право быть опекуном над малолетними принималось братом или родственником покойного. Малолетние находились под опекой до 15 лет [2].
В отношении сирот у казахов существовал прекрасный обычай - бауырына басу. К обычаю усыновления в основном прибегали только в том случае, если семья бездетна или появляющееся потомство не выживало. Усыновляли детей близких родственников, обычно старшего или младшего братьев, по предварительной договоренности обеих сторон, но во многих случаях этот обычай распространялся на детей, оказавшихся без родителей. Усыновление, передача и прием ребенка происходило в торжественной обстановке, при участии всех аксакалов аула и родственников. После выполнения обрядовых церемоний клятвенно скреплялся договор.
Аналогичные правовые нормы опекунства и усыновления имели место у народов Центральной Азии (бурятов, шорцев, алтайцев и др.), которые также определялись нормами обычного права.
Таким образом, в казахском социуме издревле существовали и эффективно практиковались различные формы поддержки и защиты вдов и сирот. Эти исторические свидетельства еще раз подчеркивают актуальность исследования дальнейшей негативной трансформации казахского социума, когда отказаться от ребенка для современного казахстанца становится простым актом. Где произошел надлом, что спровоцировало формирование социального нигилизма?
Конец XIX и начало XXвека, в связи с колонизацией казахских степей российской империей, стали для казахского общества началом отхода от традиционного патриархального уклада. Разрушение устоявшейся системы социальной защиты сирот в казахском социуме обусловлено комплексом особых условий и процессов в обществе, связанных с революцией 1917 г., тремя разрушительными войнами (первая мировая, гражданская, Великая Отечественная), террором, голодом 20-х-30-х годов, а также последствиями перестройки конца 80-х - начала 90-х годов. Политические и социальные потрясения не могли не сказаться на состоянии традиционного хозяйства, подвергавшегося в эти годы процессу разорения и обнищания. Политика «Малого Октября», упадок животноводства, снижение жизненного уровня крестьян, нарастающий голод оказали влияние на отток населения из аулов и сёл в районы промышленных строек, где они пополняли ряды пауперов и малооплачиваемых рабочих. Вследствие обнищания, голода и болезней, разрушения семейных устоев многие дети просто погибли или остались на улице. Как раньше община, род уже не могли оказать им существенной помощи, родственные узы нещадно истреблялись в горниле классовой борьбы.
Но гуманизм казахского народа неистребим, о чем свидетельствует его подвиг в годы Великой Отечественной войны. Менее чем за год войны, к 1 мая 1942 г. только трудящимися Казахстана было усыновлено до 2 тыс. осиротевших детей. Но война привела к значительному росту числа детских домов по всей стране, а самое страшное, сформировала определенное «толерантное» отношение к самому факту существования детских домов и наличию сирот в обществе.
С изменением в 50-е годы политических ориентиров в стране произошли изменения и в семейной политике. Правительство предприняло ряд мер, направленных на укрепление института семьи. Однако в казахском социуме впервые за ее многовековую историю появились так называемые «отказные» дети, которых матери, не желая брать на себя ответственность за воспитание, передавали под расписку государству, навсегда отказываясь от прав на ребенка. Такие дети пополняли Дома ребенка, а позже – детские дома и школы-интернаты.
Казахстан динамично развивается в XXI веке. Однако проблема детей-сирот приобретает еще большую остроту и актуальность, так как число их не уменьшается, а непрерывно растет. В глобализирующемся современном обществе происходят сложные и неоднозначные процессы. В развитии современной цивилизации ясно просматриваются две тенденции. С одной стороны, происходит религиозное и философское осознание человечеством смысла бытия, становление личностного сознания, осмысление мировым сообществом наличия глобальных общечеловеческих проблем, от стратегии разрешения которых зависит дальнейшее существование современной цивилизации. С другой стороны, налицо явный кризис культуры, охвативший различные страны и слои общества и приведший к переоценке и перекомпоновке слагаемых духовно-смыслового ядра культуры, включая вековечные народные традиции; «крушение гуманизма», итогом которого стали разгул насилия, терроризма и обесценивание человеческой жизни; утверждение надиндивидуальных форм культуры - от диктата группы до тоталитаризма; обострение проблем одиночества и взаимопонимания в обществе. Проявлением общего духовного кризиса стал и кризис воспитания – серьёзнейшая проблема современной педагогической науки. Так, небывалый духовный, экономический, политический, социальный кризис, потрясший Казахстан в 90-е годы, привел к увеличению числа семей с тем или иным уровнем социальной, психологической или структурной дезорганизации. Резкое падение жизненного уровня населения впервые вызвало такое явление как отказ от ребенка в связи с отсутствием возможности его прокормить.
Рост числа разводов в Казахстане является одним из факторов, неблагоприятно влияющих на судьбу детей (11,6 тысяч разводов с ростом по сравнению с аналогичным периодом прошлого года на 6,4 процента) Все больше становится семей, где воспитывает детей один отец. Увеличивается количество детей, рожденных вне брака, дети-сироты, социальные сироты и скрытые социальные сироты относятся к группе риска. К ней же зачастую принадлежат и дети из неполных семей.
В Кодексе Республики Казахстан «О браке (супружестве) и семье» используется понятие ребенок-сирота и ребенок, оставшийся без попечения родителей (ст. 1) [4]:
- ребенок-сирота (дети-сироты) - ребенок (дети), у которого умерли оба или единственный родитель.
- ребенок (дети), оставшийся без попечения родителей (родителя), - ребенок (дети), лишившийся попечения единственного или обоих родителей в связи с ограничением или лишением их родительских прав, признанием безвестно отсутствующими, объявлением умершими, признанием недееспособными или ограниченно дееспособными, отбыванием наказания в местах лишения свободы, уклонением от воспитания ребенка или защиты его прав и интересов, в том числе с отказом взять ребенка из воспитательной или медицинской организации, а также в иных случаях отсутствия родительского попечения и нуждающийся в обеспечении необходимой защиты его прав и интересов, предусмотренных законами Республики Казахстан.
В свою очередь эта группа делится на две подгруппы. В первую подгруппу входят дети, помещенные в семью (усыновленные или находящиеся под опекой), в настоящее время в семьях проживает почти ¾ всех детей, оставшихся без родительского попечения. Основной формой семейного устройства остается опека (две трети от всех помещенных в семьи детей). Во вторую подгруппу входят оставшиеся без родительского попечения дети, находящиеся в интернатных учреждениях. Именно их чаще всего называют социальными сиротами.
Кроме этого, используется термин «отказной ребенок»:
- отказной ребенок (отказные дети) - ребенок, родители (родитель) которого отказались от его дальнейшего воспитания, обучения, материального обеспечения путем оформления соответствующих юридических документов.
Применительно к казахстанскому обществу к причинам, порождающим такого рода явление, как социальное сиротство, можно назвать следующие:
- кризисные явления в жизни государства и общества, связанные с политическими и экономическими переустройствами и реформами, сказывающиеся на семейном бюджете и семейном микроклимате;
- снижение шкалы жизненных запросов и социальных потребностей молодых людей, падение нравственных устоев, безответственность за последствия временных связей, рождение ребенка и др.;
- стремление родителей уйти от реальности в наркомир, алкоголизм, бродяжничество;
- ранние браки, не имеющие экономического обеспечения, заканчивающиеся разводом и проблемами неполных семей;
- рождение детей вне брака, несовершеннолетними мамами, мытарства матерей-одиночек;
- вынужденная длительная изоляция родителей в местах лишения свободы;
- дети-отказники, имеющие серьезные заболевания, дети родителей, лишенных родительских прав, брошенные дети или подкидыши.
К условиям, провоцирующим социальное сиротство, относятся:
1) социально-экономические: безработица, невозможность получения жилья, снижение заработной платы, снижение общего материального уровня жизни, постоянный рост цен, невозможность организовать оздоровительные мероприятия и отдых детей, обнищание семьи, недостаточная экономическая поддержка молодой семьи;
2) кризис семьи: распад семьи, рост числа внебрачных детей, раннее материнство, рост семейного алкоголизма, наркомании, токсикомании среди родителей, рост правонарушений;
3) педагогическая несостоятельность семьи: утрата традиций, отсутствие связи поколений, безнадзорность детей, снижение ценности семьи в обществе, снижение воспитательного потенциала системы образования, снижение ответственности родителей за воспитание детей, нарушение прав детей, жестокое отношение к ребенку;
4) снижение воспитательного потенциала системы образования: перекос в сторону обучения, снижение числа детских общественных организаций, сужение сферы внешкольной деятельности, переориентация системы дополнительного образования на образовательные услуги;
5) неэффективная государственная политика в области разработки четких правовых норм, регулирующих ответственность родителей за воспитание своих детей;
6) исчезновение системы воспитательной работы с детьми, подростками и родителями по месту жительства;
7) развитие детской и молодежной субкультуры, не учитывающей традиционных норм духовности и нравственности;
8) рост влияния СМИ, массовой культуры на субкультуру молодого поколения. Как следствие - разрыв поколений, пропаганда через средства массовой информации новых форм и ценностей поведения детей и молодежи;
9) недостаточное развитие службы помощи детям, в том числе защиты их прав.
Ключевая проблема, провоцирующая сиротство – это кризис семьи.
Государство многое делает для создания в детских домах комфортных условий, но, безусловно, ни один детский дом не заменит родную семью, родительские внимание и заботу. Поэтому в Казахстане, как и во всем мире, активно реализуется политика деинституционализации.
В республике сокращается сеть государственных учреждений для детей-сирот, развиваются альтернативные формы устройства детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в семью, в том числе на опеку, попечительство, патронат, усыновление.
Например, в Карагандинском регионе проживает почти 331 тысяча детей, из них 4343 – детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, 43% которых проживает в интернатных учреждениях, остальные - устроены в семью. Анализ показывает, что в течение 5 последних лет число воспитанников детских домов снижается по области на 100-150 человек. За 2 года имеется по области положительная динамика сокращения сети организаций для сирот - закрыты 2 детских дома, 1 дом юношества, 3 приюта, в т.ч. 1 частный [5].
Однако, категория так называемых «социальных сирот» в детских домах, оставшихся без родительского попечения не по естественным причинам (смерть или болезнь родителей), а по «социальным» (прежде всего, по причине уклонения родителей от исполнения своих обязанностей по воспитанию детей), не имеющих родных и близких, не уменьшается - и составляет стабильно 82%.
Статистика показывает, что в 96% семьях лишенных родительских прав, причиной социального сиротства является алкоголизация взрослых. В 20% случаях социального сиротства причинами являются трудные материальные и бытовые условия семьи, а также нежелательная, незапланированная беременность. В 60% случаях социального сиротства причиной отказа от ребенка является его тяжелая болезнь.
Последствия сиротства бывают разные, но все они оставляют неизгладимый след в душе человека. Эмоциональная связь ребенка с окружающей социальной средой, с миром взрослых и сверстников разрушается. До 60% воспитанников детских домов составляют дети с тяжелой хронической патологией. Почти 55% детей отстают в физическом развитии. Такие дети чаще подвержены различным заболеваниям. Лишь 4,7% детей-сирот практически здоровы.
Таким образом, сиротство, в частности социальное сиротство, как социальное явление и реальность актуальна для современного развития Казахстана. Бесспорно одно: для решения проблемы сиротства необходимо возродить духовность и высокий гуманизм общества, без которых просто невозможно дальнейшее развитие Казахстана.