Одной из самых значимых проблем опустынивания аридных биогеоценозов высокогорий Алтая является «скотоводческая монокультура» мелкого рогатого скота, сложившаяся в советское время в хозяйствах межгорной Чуйской котловины и спровоцировавшая деградацию пастбищ – основу жизнеобеспечения и социального благополучия местного населения [1].
Известно, что для сохранения видового состава и продуктивности аридных пастбищ экологические нормы выпаса мелкого рогатого скота за сезон не могут превышать 5-6 га на 1 гол. С учетом общей площади Чуйской степи в 160 тыс. га здесь целесообразно выпасать не более 30 тыс. гол. Однако это не соответствует нынешнему поголовью, и тем более, поголовью дореформенного периода, когда на территории степи было сосредоточено более 250 тыс. гол., в своем большинстве – мелкого рогатого. В результате перевыпаса возникла углубляющаяся деградация природных экосистем.
В конце 80-х годов ХХ столетия поголовье скота на территории только одного Кош-Агачского высокогорного района достигало 67 тыс. усл. гол., 1991 г. – 63 тыс. В постсоветский период происходило снижение общего поголовья скота в районе до начала 2000-х годов, после чего начался постепенный рост. Так, например, в 1998 г. поголовье скота составляло 41 тыс. усл. гол., в 2001 г. – 34 тыс., в 2005 г. – 42 тыс., в 2010 г. – 53 тыс. усл. гол., что почти в 2 раза превышает допустимые показатели [2].
Таким образом, опустынивание можно приостановить приведением в норму поголовья скота с последующим нормированием экологически обоснованного землепользования [3].