Артериальная гипертензия (АГ), оставаясь одной из основных причин инвалидности и смертности населения [4], всё чаще протекает в условиях коморбидности с другими заболеваниями [7]. Понятие «коморбидность» отражает патогенетическую взаимосвязь сочетанных заболеваний [1, 3]. В современной медицине возрастает актуальность проблемы сочетания нескольких патологических процессов, полиморбидности [1, 5]. В терапевтических клиниках одной из частых ассоциаций нозологий является сочетание артериальной гипертензии с заболеваниями гепатобилиарной системы (ГБС) [6]. Показано, что взаимно отягощающее влияние сердечно-сосудистой патологии и заболеваний ГБС происходит за счет нарушений в гормональных и нейровегетативных системах регуляции, метаболических и иммунологических процессах, системных сосудистых нарушений, изменений системы гемостаза и повреждений клеточных мембран [6, 8]. Несомненно актуальным является совершенствование диагностических подходов для оценки сосудистых нарушений у больных АГ с коморбидной патологией.
Цель исследования: изучить особенности комплекса интима-медиа и скоростных показателей кровотока сонных и позвоночных артерий у больных артериальной гипертензией сочетанной с патологией гепатобилиарной системы.
Материалы и методы исследования
Было обследовано 1172 больных АГ 1-2 степени, 1-2 стадии, находившихся на обследовании и лечении в клинике ФГБНУ «Научно-исследовательского института экспериментальной и клинической медицины» (г.Новосибирск), из них было 410 мужчин и 762 женщины. Средний возраст обследованных больных составил 60,3 ± 10,4 года. Все включенные в обследование дали информированное согласие на участие в исследовании, которое соответствовало этическим стандартам, разработанным в соответствии с Хельсинкской декларацией Всемирной медицинской ассоциации «Этические принципы проведения научных медицинских исследований с участием человека». Для верификации диагноза эссенциальной АГ были использованы рекомендации экспертов ВОЗ (1999 г.), Всероссийского научного общества кардиологов (2008, 2010 гг.). Для определения риска сердечно-сосудистых осложнений и смерти использовалась система стратификации «Фремингемская модель». Пациентам проводилось дуплексное сканирование сосудов шеи на ультразвуковых аппаратах Vivid 3 и Vivid E9 (США), суточное мониторирование артериального давления (АД) на аппарате Shiller-BR (Швейцария), определение концентрации в сыворотке крови общего холестерина, липопротеидов, триглицеридов, с расчетом коэффициента атерогенности на автоматическом биохимическом анализаторе «Konelab 30i» (Финляндия). Оценивались скоростные показатели кровотока, толщина комплекса интима-медиа, наличие атеросклеротического поражения и извитости каротидных и позвоночных артерий. По результатам функциональной и клинико-лабораторной диагностики больные были разделены на 2 репрезентативных группы: 1 группа – 525 больных АГ сочетанной с гепатобилиарной патологией (ГБП) (по МКБ-10 классы заболеваний: К73, К75, К76, К80-87) – средний возраст 60,7 ± 10,1 лет, мужчин 183, женщин 342, II группа пациентов 647 человек с АГ без наличия гепатобилиарной патологии – средний возраст 60,1 ± 10,6 лет, мужчин 227, женщин 420.
Статистическую обработку полученных данных выполняли с использованием пакета прикладных программ «STATISTICA 7.0» (Statsoft, США) и пакета анализа «Microsoft Excel». Характер распределения исследуемых параметров оценивали графическим способом и с использованием критерия Колмогорова – Смирнова. При параметрическом распределении исследуемого признака оценку межгрупповых различий проводили с использованием t критерия Стьюдента. При непараметрическом распределении использовали U – критерий Манна – Уитни. Использовались методы корреляционного анализа (Pearson, Spearman). Выявленные различия считали статистически значимыми при величине p < 0,05.
Результаты исследования и их обсуждение
Значения пиковой систолической скорости кровотока (Vps) внутренних сонных артерий (ВСА) были статистически значимо большие в первой группе больных, по сравнению со второй: в правой ВСА на 11,3 %, в левой ВСА на 11,4 % (таблица). В то же время у больных АГ с сопутствующей гепатобилиарной патологией были статистически значимо меньшие величины показателей пиковой систолической скорости в общих сонных артериях (ОСА) по сравнению с соответствующими показателями у больных АГ без гепатобилиарной патологии (таблица). Пиковая систолическая скорость позвоночных артерий у больных первой группы была статистически выше справа на 12,8 % и слева на 6,6 %, чем у пациентов второй группы (таблица). Большие, статистически значимо (p < 0,05), величины показателя толщины комплекса интима-медиа общих сонных артерий были у больных АГ с сочетанной гепатобилиарной патологией (справа 1,20 ± 0,009 мм и слева 1,23 ± 0,01 мм), по сравнению с больными АГ без сопутствующей гепатобилиарной патологии (справа 1,15 ± 0,007 мм и слева 1,16 ± 0,01 мм соответственно).
Сравнительные данные пиковой систолической скорости кровотока (Vps) сосудов шеи у больных артериальной гипертензией в зависимости от наличия коморбидной гепатобилиарной патологии
Пиковая систолическая скорость кровотока, Vps |
I группа АГ с ГБП |
II группа АГ без ГБП |
ОСА правая, см/c |
65,3 ± 0,49 |
67,8 ± 0,57** |
ОСА левая, см/c |
66,5 ± 0,62 |
67,7 ± 0,57* |
ВСА правая, см/c |
84,8 ± 1,95 |
74,8 ± 1,47** |
ВСА левая, см/c |
83,3 ± 1,98 |
74,8 ± 1,40** |
ПА правая, см/c |
58,2 ± 1,12 |
51,6 ± 0,78** |
ПА левая, см/c |
71,4 ± 1,32 |
67,0 ± 1,28** |
Примечание. ОСА – общая сонная артерия, ВСА – внутренняя сонная артерия, ПА – позвоночная артерия, ГБП – гепатобилиарная патология, *- статистически значимое отличие от группы I, p < 0,01, ** – статистически значимое отличие от группы I, p < 0,001.
При дуплексном сканировании эхоскопические признаки атеросклеротического поражения сонных артерий были у 30 % обследованных в I и у 27 % во II группах, без статистически значимого различия между группами. Извитость внутренних сонных артерий у больных АГ с сопутствующей гепатобилиарной патологией встречалась в 49,9 % случаев справа и в 45,7 % случаев слева. У больных АГ при отсутствии гепатобилиарной патологии извитость внутренних сонных артерий визуализировалась статистически значимо реже (p < 0,05), по сравнению с первой группой: в 40,8 % случаев справа и 42,3 % случаев слева.
В группе больных АГ без сопутствующей ГБП , в отличие от пациентов с наличием АГ и ГБП, установили статистически значимы (p < 0,05) прямые коэффициенты корреляции (r 0,22-0,24) скоростных показателей кровотока общих сонных артерий со средними значениями АД в дневной и ночной периоды по данным суточного мониторирования. В этой группе выявлены обратные коэффициенты корреляции уровня триглицеридов сыворотки крови и диаметра правой общей сонной артерии (r = – 0,334; p < 0,05) и правой внутренней сонной артерии (r = – 0,318, p < 0,05), пиковой систолической скорости кровотока наружных сонных артерий справа и слева и уровнем альфа-холестерина сыворотки крови (r-0,50-0,51; p < 0,05).
В отличие от этого, у пациентов АГ сочетанной с ГБП определили значимый прямой коэффициент корреляции диаметра правой ВСА (r = 0,59, p < 0,05) и уровня альфа-холестерина.
Более высокие градиенты скоростей кровотока в общих и внутренних сонных артериях у больных с АГ с сопутствующей ГБП по сравнению с больными АГ без ГБП свидетельствуют о большем тангенциальном давлении в области бифуркации ОСА и проксимального отдела ВСА у данной категории больных, что является важным фактором риска повреждения эндотелия и развития атеросклероза [2]. Увеличение содержания липидов в сыворотке крови у больных АГ с сопутствующей гепатобилиарной патологией воздействует на эндотелий сосудов и активирует иммунную систему, способствуя развитию атеросклероза, формированию эндотелиальной дисфункции, прогрессированию АГ [6]. Изменения липидного обмена и сосудистой стенки, которые патогенетически связаны с функциональным состоянием лимфоцитов и полиморфноядерных лейкоцитов, рассматриваются в некоторых исследованиях с позиций воспалительной этиологии атеросклероза и артериальной гипертонии, который в начальных стадиях проявляется снижением эластичности сосудистой стенки, способствуя повышению скоростных показателей кровотока. Патогенетические связи скоростных показателей каротидного кровотока с биохимическими маркерами нарушения липидного обмена могут реализовываться через NO-зависимые механизмы регуляции сосудистого тонуса [9, 10] и систему вегетативного регулирования [8]. В этой связи, естественно предположить, что данные патогенетические механизмы могут играть ключевую роль в регуляции церебрального кровотока.
Заключение
У больных артериальной гипертензией с коморбидной патологией ГБС в отличие от пациентов АГ без данной сопутствующей патологии имеют место большие величины показателей толщины комплекса интима-медиа общих сонных артерий, скоростные показатели кровотока внутренних сонных и позвоночных артерий, степень извитости ВСА в экстракраниальном отделе.
Таким образом, дуплексное сканирования сосудов шеи у больных АГ с коморбидной патологией позволяют выявлять патологические изменения в системе сонных и позвоночных артерий, которые имеют существенное клинико-прогностическое значение и могут использоваться с целью персонифицированного подхода к диагностике, лечению и профилактике у данной категории больных.