С 2001 года в Республике Казахстан разрабатывается курс «Самопознание» по духовно – нравственному образованию. Автором проекта является Первая леди страны – С.А. Назарбаева. Во многих образовательных учреждениях начиная со старшей группы детских садов, включая общеобразовательную школу (1–11 классы) и студентов первого курса проводятся занятия по «Самопознанию» в экспериментальном порядке [1].
Программа состоит из ряда развивающих занятий и ориентирована на:
1) принцип позитивности, означающий создание поддерживающий доброжелательности, атмосферы и сотрудничества;
2) принцип духовности, устанавливающий связь между высшими ценностями: добром, красотой, здоровьем, счастьем и конкретным человеком, его внутренним миром, поведением, смыслом жизни;
3) принцип целостности развития и саморазвития личности, помогающий строить позитивное будущее;
4) принцип развития и саморазвития личности, означающий активизацию творческих возможностей, способности к самопознанию и самоусовершенствованию;
5) принцип индивидуального подхода, означающий максимальный учет психического своеобразия и индивидуального опыта каждого.
С 2010 года уроки «Самопознания» вводятся в обязательный компонент образования. В связи с необходимостью подготовки специалистов по «Самопознанию» МОН РК утвердил ГОСО по специальности «Социальная педагогика и самопознание», который был разработан КазГосЖенПУ, КНПУ им Абая, институтом Гармоничного развития человека при ННПОиОЦ «Бөбек», Карагандинским государственным университетом.
Стандарт разработан на основе ГОСО РК 3.07.034-2001 и устанавливает требования к содержанию образования, объему учебной нагрузки и уровню подготовки бакалавров по специальности 5В012300 – «Социальная педагогика и самопознание» [2].
Обязательные компоненты включают такие разделы психологии, как: общая психология, возрастная психология, социальная психология, педагогическая психология, психология здоровья, психология самосознания и самопознания, практикум по самопознанию и саморазвитию, психолого – педагогическая диагностика, основы психоконсультации и ипсихокоррекции.
В настоящий момент важнейшей задачей развития цивилизации является преодоление глобального экологического кризиса и построение постиндустриального, информационно – экологического общества (С.Н. Глазачев, А.Д. Урсул и др.). Экологическое благополучие является одним из главных преимуществ конкурентоспособности Казахстана. На это обстоятельство Президент страны Нурсултан Назарбаев неоднократно обращал внимание отечественных и иностранных инвесторов. Казалось бы, вряд ли надо кого – то убеждать в необходимости бережного отношения к природе: история ХХ века, изобилующая фактами техногенных катаклизмов, служит наглядным уроком человечеству.
Как известно, в плане сохранения живой природы человечеством предпринимаются определенные шаги. Однако имеется уже горький опыт необратимого уничтожения человека. К таким проблемам в Казахстане можно отнести ядерные испытания, проведенные в течении 40 лет на Семипалатинском полигоне и экологическую обстановку в зоне Приаралья.
В Казахстане в 2005 году на законодательном уровне были внесены дополнения в Закон «Об охране окружающей среды».
На сегодняшний день психологическая наука в недостаточной степени включена в решение экологических проблем, значительно уступая в «экологической активности» таким наукам, как социология, философия, политология, правоведение и т.п.
Проблема влияния экологии на психическое развитие и здоровье человека в Республике Казахстан находится на стадии в постановке проблемы. Между тем, решение этой проблемы требует незамедлительных действий из-за растущего числа детей с нарушениями и отставаниями в развитии, которые оказались выброшенными за рамки учебно – воспитательного процесса.
Дети, живущие в регионе Аральского моря, отличаются от других популяций казахских детей высокой общей заболеваемостью, повышенным уровнем хронических болезней, отставанием в умственном и физическом развитии. Некоторые авторы также отмечали чрезвычайно низкий уровень качества жизни людей в регионе Аральского моря, в то время как в других публикациях этот регион характеризовали как зону самого большого экологического бедствия вызванного антропогенным воздейстием.
Поскольку такие заключения были сделаны при анализе небольшого числа экспериментальных данных, весьма важным представлялось провести подробные исследования, которые позволили бы более детально изучить состояние здоровья детей, живущих в регионе Аральского моря, и выявить основные источники возможных негативных воздействий.
С этой целью в рамках международного проекта INTAS № 1005 было предпринято многопараметровое исследование, направленное на изучение физического и психического развития и состояния соматического здоровья детей, живущих в регионе Аральского моря [3].
Для определения психических состояний детей неблагоприятной экологической зоны Приаралья были выбраны комплекс методик, определяющих уровень тревожности, эмоционального состояния, особенностей поведения и интеллектуальных способностей: тест Равена, методика изучения личностного поведения ребенка, тест Т.В. Сенько, тест цветных ассоциаций Люшера, диагностические, рисуночные тесты: «Рисунок Семьи», «Несуществующее животное», методы исследования самооценки, беседы с родителями.
В качестве контрольной группы была выбрана аналогичная группа зоны Прибалхашья (Куртинский район, Алматинской области, пос. Акши).
По тесту Равенна определено, что больше половины всех обследованных детей имеют средний уровень интеллекта IQ (61,4 %), что само по себе должно вызывать тревогу, а 16,0 % имеют уровень интеллекта даже ниже среднего и у 6,0 % обследованных обнаружены крайне низкие степени интеллекта, несоответствующие данной возрастной категории.
По сравнению с интеллектом детей Приаралья среди детей Прибалхашья нет детей с низкой степенью интеллекта, а детей с хорошим интеллектом почти в 2,5 раза больше, чем у детей экологически неблагополучной зоны Арала. Зависимость уровня интеллекта от эмоционального состояния ребенка, состояния тревожности, показали результаты анализа рисунков «Несуществующее животное» и «Нарисуй человека», так как получены следующие данные: 1) уровень развития мышления низкий, с отклонением у 35,7 % обследованных; 2) у 5,7 % детей уровень развития не соответствует возрасту; 3) 58,6 % детей испытывают тревогу, страх, робость, стеснительность.
Выяснилось, что, детей испытывающих тревожность, в 3 раза меньше в сравнительно экологически благополучном районе – пос. Акши, хотя и в данном регионе детей с уровнем развития, не соответствующем возрасту и с трудностями в общении довольно много – 44,0 %. В какой – то степени, такое положение может объясняться менталитетом обследованных детей (дети в ауле в основном малообщительны, стеснительны, сразу не раскрывают себя перед чужим человеком).
В целом, по результатам обследования детей в двух регионах: экологически неблагополучной зоне Приаралья и благополучной зоне Прибалхашья можно сделать следующие выводы: 1) 40,0–60,0 % дошкольников испытывают тревожность, страх, они стеснительны, робки, находятся в состоянии стресса в зоне Приаралья; 2) детей, испытывающих тревожность, страх в Прибалхашье в 3 раза меньше (20,1 против 58,6 % в зоне Приаралья); 3) уровень мышления, уровень интеллекта (у 40,0–60,0 % детей) средний, ниже среднего, не соответствующий своему возрасту (в Аральске); 4) у детей Прибалхашья интеллект намного выше, чем у их сверстников из г. Аральска (почти 40,0 % в хорошей степени интеллекта); 5) примерно 60,0 % детей г. Аральска находятся в состоянии низкой работоспособности, в состоянии стресса, выбор желтого цвета в тесте Люшера указывает на то, что дети эмоциональны, не самостоятельны. У детей из пос. Акши только 30,0 % с высокой степенью тревожности; 6) по уровню активности в общении получены одинаковые данные, что, на наш взгляд, в первую очередь определяется менталитетом исследуемых.
Для выявления возможных источников повышенной тревожности у детей в возрасте 5–8 лет были проанализированы 2 варианта корреляции: 1) между морфометрическими показателями детей и уровнем их тревожности; 2) между степенью выраженности стресса у детей и их родителей.
Результаты показали, что между уровнем тревожности детей и соотношением роста и массы тела была выявлена отрицательная корреляция (р ≤ 0,05).
Группа взрослых – родители детей – также была представлена двумя выборками. Всего обследовано 592 человека взрослого контингента испытуемых.
Результаты социологического опроса, проведенного среди взрослых членов семей всех обследованных детей, показали, что в обоих населенных пунктах живут преимущественно бедные люди, чей месячный семейный доход составляет не более 5 тысяч тенге (приблизительно 30 доллоров США). Таких семей в г. Аральске было 94,5 %, в пос. Акши – 92,2 %, примерно одинаковым был и уровень безработицы отцов в этих семьях – 46,2 % в г. Аральске и 46,0 % в пос. Акши. Семьи также не различались по другим показателям.
Оценка выраженности стресса у взрослых показала, что доля людей в состоянии психологической депрессии в Аральске была значительно выше, чем в пос. Акши (51,6 – 14,5 % соответственно). Но степень переутомления взрослых была несколько выше в пос.Акши. В то время населенные пункты не различались по уровню тревожности взрослых. Степень выраженности стресса, определенная по среднему индивидуальному психологическому статусу взрослых, в пос.Акши была несколько ниже, чем в г. Аральске (р ≤ 0,01).
Для выявления возможной причины высокой частоты психологической депрессии среды взрослых был проведен корреляционный анализ связи результатов психологического и социологического тестирования. Оказалось, что только два параметра – месячный доход на одного члена семьи и социальный статус отца – коррелировали отрицательно с выраженностью стресса (р ≤ 0,05). Другие корреляции не выявлены. Таким образом, чем беднее семья и ниже социальный статус отца, тем более выражена психологическая депрессия у родителей.
Сопоставляя данные, полученные для детей и взрослого населения, приходится констатировать неутешительную картину диагностики для города Аральска.
Полученные данные говорят о том, что психологическое здоровье, эмоциональное состояние, уровень интеллекта жителей экологически неблагополучной зоны Аральска требуют дальнейшей (диагностической и коррекционной) работы.
Известно, что в последние годы в нашей стране и за рубежом формируется новое научное направление – «Психология здоровья». Эта отрасль знания представляет собой синтез психологии и валеологии.
Мы предлагаем следующее содержание курса «Психологии здоровья» для специальности «Социальная педагогика и самопознание»: 1) Введение. Цель, задачи, объект, и содержание курса «Психологии здоровья». Место курса «Психологии здоровья» в системе наук о человеке; 2) Проблема психологии здоровья в психолого – педагогической литературе; 3) Проблема здоровья в психологии; 4) Психологическое здоровье детей; 5) Социально – психологическая и психосоматическая дезадаптация; 6) Взгляды казахстанских ученых на национально – духовный облик личности; 7) Функции социального педагога, психолога по сохранению психического и психологического здоровья детей и педагогов; 8) Влияние экологической среды на психику человека.
При изучении курса предусмотрена возможность использования тренингов по сохранению и укреплению психологического здоровья личности.
Курс «Психология здоровья» нами разрабатывался на основе теоретического анализа, а также по результатом: 1) экспериментальных уроков по «Самопознанию»; 2) экспериментального обследования психологического состояния, в том числе психологического здоровья жителей двух регионов Казахстана.