Хроническая сердечная недостаточность – наиболее распространенное осложнение всех органических заболеваний сердца [1]. Самыми частыми причинами развития хронической сердечной недостаточности в Европе и России в последние годы стали ишемическая болезнь сердца и инфаркт миокарда [2]. По данным эпидемиологических исследований у 14 % больных ишемической болезнью сердца, выживших после острого инфаркта миокарда, в течение ближайших 5 лет развивается недостаточность кровообращения, приводящая к летальному исходу в 50 % случаев [5].
ХСН – это прогрессирующий синдром, и те пациенты, которые сегодня имеют лишь скрытую ХСН, в течение 1–5 лет могут перейти в группу самых тяжелых больных, плохо поддающихся лечению. Поэтому ранняя диагностика ХСН и дисфункции ЛЖ, а, следовательно, и раннее начало лечения таких больных – залог успеха в терапии сердечной недостаточности. К сожалению, в России крайне редко ставят диагнозы начальных стадий ХСН, что свидетельствует о недооценке практическими врачами тяжести этого синдрома [4].
Хроническая сердечная недостаточность (ХСН) – одна из главных проблем здравоохранения многих стран мира, в том числе и России, где ее распространенность в популяции составляет 7 % [6] и постоянно увеличивается, что объясняется, постарением населения. При этом отмечаются изменения в структуре причин ХСН за последние десятилетия: увеличение частоты диастолической ХСН (Д-ХСН) [8], так как в старших возрастных группах высока доля пациентов с повышенной жесткостью миокарда, обусловленной артериальной гипертонией, ишемической болезнью сердца и сахарным диабетом 2 типа, а также их сочетанием [3].
Количество пациентов с хронической сердечной недостаточностью (ХСН) в мире, несмотря на интенсивное внедрение новых методов лечения, неуклонно растет. Это связано как с увеличением продолжительности жизни пациентов, так и со снижением смертности среди больных с осложненным течением острого инфаркта миокарда, пороками сердца и т.д. [7 ]. В связи со всем вышесказанным тема нашего исследования является весьма актуальной.
Цель исследования: проследить динамику клинико-лабораторных показателей больных ХСН пожилого возраста в зависимости от терапии.
Материалы и методы исследования
На базе Областной больницы № 3 г. Астрахани было обследовано 180 больных с ХСН и анемией в возрасте от 60 до 92 лет. Критериями включения больных в исследование являлись:
● Наличие диагноза ХСН и сопутствующей анемии;
● Возраст старше 60 лет.
Критериями исключения больных из исследования являлись:
● Хроническая почечная недостаточность;
● Связь анемии с онкологическим заболеванием, установленная до начала лечения
● больные с ревматическими пороками сердца;
● больные инфекционным эндокардитом;
● больные инфарктом миокарда давностью менее 3 месяцев, предполагаемой продолжительностью жизни менее 3 лет.
Диагноз ХСН был поставлен на основании Российских национальных рекомендаций по диагностике и лечению ХСН [2].
Всего было обследовано 60 мужчин и 35 женщин, больных ХСН (таблица). Среди мужчин наибольшее количество составляли пациенты в возрасте 71–75 лет (45 %), наименьшее количество мужчин с данным диагнозом приходилось на возрастную группу старше 80 лет (6,6 %). Мужчины возрастной группы 76–80 лет составляли 32 %. В более молодых возрастных группах насчитывалось примерно равное количество пациентов. Так, в группе 66–70 лет было 8,0 % мужчин, а в группе 60–65 лет – 8,4 % мужчин.
Среди женщин наибольшее количество составили пациентки старше 80 лет (32,7 %). На втором месте женщины в возрасте 76–80 лет (27,6 %). Пациентки 71–75 лет составляли 26 % всех обследуемых женщин. Наименьшее количество пациенток приходилось на возрастные группы 60–65 лет и 66–70 лет (соответственно, 7,3 % и 6,4 %).
У большей части больных как до 70 лет, так и старше 70 лет, причиной ХСН послужило наличие ишемической болезни сердца (ИБС). При этом, чаще ИБС становилась причиной ХСН у первой группы больных (до 70 лет) (83 %). У больных старше 70 лет ИБС стала причиной ХСН в 79 % случаев.
На втором месте у больных 2 группы (старше 70 лет) причиной ХСН стала артериальная гипертония (АГ) (19,2 %). У пациентов 1-й группы АГ стала причиной ХСН у 8,5 % больных.
Дилатационная кардиомиопатия (ДКМП) выявлялась как причина ХСН только у больных 1-й группы (8,2 %). У пациентов старше 70 лет данное заболевание не встречалось.
Фибрилляция предсердий (ФП) чаще была причиной ХСН у больных второй группы (1,8 %). У больных первой группы она составляла 0,3 %.
Все больные проходили стандартные методы исследования:
Общеклинические исследования: общий анализ крови, общий анализ мочи, свертывающая система крови, RW. Биохимические исследования: липидный спектр крови, аминотрансферазы крови, креатинин, мочевина, глюкоза ,определение общего белка и его фракций, электролиты К+ и Na, коагулограмма, холестерин.
Все пациенты получали стандартную терапию при ХСН. К лечению 30 больных была добавлена питьевая вода «Оксиэнергия».
Вода питьевая «ОксиЭнергия» первой категории, негазированная. ООО НП МФУ «АстЛек». Определение растворенного кислорода на аппарате МАРК-302Э, содержание растворенного кислорода обратноосмотической водоподготовки не более 70 %, калибровка по атмосферному воздуху 100 %, насыщение кислородом конечного продукта не менее 170 %. Технология производства воды, ее техническая характеристика, соответствует Гостам РФ. «Оксиэнергия» – представляет собой специально подготовленную и очищенную волжскую воду, насыщенную молекулами чистого кислорода в количестве 250000 ppm (25 мг О2 на 1 л воды). При ее получении вода проходит 7 степеней очистки. При насыщении воды кислородом под влиянием водородных мостиков создаются так называемые «cluctry» – кластеры и пучки, в которых находятся пузырьки газа, прежде всего О2 с высоким колебательным и информационным уровнем и электромагнитным полем.
Результаты исследования и их обсуждение
При поступлении в стационар все обследуемые без исключения (100 %) отмечали утомляемость и слабость. На втором месте по частоте встречаемости такие симптомы, как боли в сердце (98,8 %), снижение памяти (98,4 %), отеки (97,3 %), а также одышка (92,7 %), кашель (93,4 %) и цианоз (93,1 %). Несколько реже встречались такие симптомы, как сердцебиение (82,4 %). Многие больные жаловались на снижение аппетита (79,7 %), головную боль (76,8 %). Тошнота беспокоила 57,8 % обследуемых. Такие симптомы, как боли в подреберье, никтурия, олигоурия встречались соответственно у 15,3 %, 11,4 % и 15,3 % пациентов. Тяжесть в эпигастрии беспокоила 23,4 % пациентов, изжога – 16,7 % пациентов. Астма беспокоила 6,3 % больных.
Таким образом, из всего вышесказанного можно сделать следующие выводы: у обследуемых больных помимо непосредственных симптомов ХСН отмечалось значительное количество разнообразных жалоб, что подтверждает полиэтиологичность ХСН и наличие многих сопутствующих заболеваний.
После поступления больные были разделены на две группы: 1-я – стандартная терапия ХСН. 2-я – комплексная терапия (стандартная + Оксиэнергия). Наиболее ощутимые изменения произошли в отношении таких симптомов, как слабость и утомляемость. При поступлении в стационар на утомляемость и слабость жаловались 100 % больных. В 1-й группе больных (после курса базовой терапии) произошло снижение количества больных, предъявлявших данные жалобы, до 98,1 %. Во второй группе больных (базовая терапия + ОксиЭнергия) на утомляемость жаловалось на 43,6 % меньше пациентов (65,4 %), чем до лечения и на 41,7 % меньше, чем в 1-й группе. Аналогичные данные были получены и в отношении жалоб на слабость. В 1-й группе больных количество пациентов, жаловавшихся на слабость, было на 1,9 % меньше, чем до лечения (98,1 %), а во второй группе количество жалоб снизилось до 58,8 %, что на 41,2 % меньше, чем до лечения и на 39,3 % меньше, чем в 1-й группе.
Количество пациентов, отмечавших снижение аппетита в 1й группе, практически не изменилось после базовой терапии (78,7 %). Во второй группе больных у многих пациентов появился аппетит, и частота данной жалобы снизилась до 52,3 %, что на 26,4 % меньше, чем в 1-й группе.
Заметно снижение жалоб на одышку, кашель и цианоз. В 1-й группе больных произошло снижение жалоб на одышку на 9,5 % (82,6 %). Во второй группе количество пациентов, жаловавшихся на одышку, составляло 74,1 %, что на 18,6 % меньше, чем до лечения и на 6,5 % меньше, чем в 1-й группе.
Число пациентов, жаловавшихся на кашель, после базовой терапии практически не изменилось по сравнению с таковым до лечения. Во 2-й группе больных жалобы на кашель предъявляли 79,1 %, что на 14,2 % меньше, чем в 1-й группе. Аналогичная картина отмечалась в отношении цианоза. Если после применения базовой терапии жалобы на цианоз не уменьшились по сравнению с таковыми до лечения, то после применения комплексной терапии число пациентов, жаловавшихся на цианоз, снизилось на 20,9 % и достигло 72,2 %.
Сердцебиение отмечали до лечения 82,4 % больных. После курса терапии в 1-й группе данное число снизилось до 80,1 %, а во второй – до 64,2 %, что на 18,2 % ниже, чем до лечения и на 15,9 % ниже, чем в 1-й группе. Боли в сердце, беспокоившие как до лечения, так и после лечения в 1-й группе 98,8 % пациентов, во 2-й группе беспокоили 78,1 % больных, что на 20,6 % меньше.
Как при поступлении в стационар, так и после лечения в 1-й группе, 98,4 % больных жаловались на снижение памяти. После лечения во 2й группе память улучшилась у 12,7 % пациентов. Соответственно, на снижение памяти жаловались 85,7 % больных. Число больных, которых до лечения беспокоила головная боль, (76,8 %) в 1 группе снизилось до 76,8 %, во второй – до 71,1 %.
По остальным симптомам в значительной динамики не было выявлено ни в 1-й, ни во 2-й группах больных.
Таким образом, применение комплексной терапии (базовая + Оксиэнергия) способствует снижению частоты таких проявлений, как одышка, кашель, цианоз, астма, сердцебиение и боли в сердце. Кроме того, значительно снижается частота жалоб на слабость, утомляемость, головную боль и снижение памяти.
Из представленных данных видно, что исходно статистически значимой разницы в распределении признаков в группах с базовой и комплексной терапией не выявлено (р = 0,1792), таким образом имеется сопоставимость групп не только по объективным, но и по субъективным критериям. Уменьшение симптоматики на фоне терапии проявляется как при использовании базовой терапии (р = 0,0005), так и на фоне комплексной (р = 0,0001). Следует отметить, что выявляется статистически значимая разница распределения признаков после лечения в двух исследованных группах пациентов (р = 0,0001).
Практически все изучаемые показатели у больных ХСН до лечения находились в пределах нормы. Исключение составляло снижение общего белка крови до 58 [50–73] г/л. Применение базовой терапии не оказало влияния на этот показатель, тогда как применение комплексной терапии привело к нормализации общего белка крови.
Как видно из представленных данных при попарном сравнении зависимых переменных (показатели до и после терапии – тест Вилкоксона), определяется статистически влияние терапии только на увеличенный показатель общего белка крови.
Эффективность лечения больных с ХСН в отношении лабораторных показателей (тест Вилкоксона)
Признак |
Норма |
До лечения |
Базов. тер. (n = 65) |
р |
Баз.+Оксиэн. (n = 30) |
р |
Er, х1012/л |
3,8–5,0 |
4,24 [3,78; 4,64] |
4,50 [4,10;4,80] |
0,0001 |
4,45 [3,72; 4,86] |
0,1005 |
Hb, г/л |
120–140 |
130 [117; 139] |
130 [120; 140] |
0,0026 |
133 [128; 138] |
0,0383 |
Le, х109/л |
6–8 |
6,5 [5,4; 7,2] |
6,2 [5,3; 7,0] |
0,0003 |
5,9 [4,9; 6,7] |
0,0027 |
Tr, х109/л |
180–250 |
187 [157; 236] |
180 [160; 233] |
0,0647 |
187 [172; 230] |
0,2322 |
СОЭ, мм/час |
10–20 |
17 [10; 24] |
14 [10; 20] |
0,0001 |
11 [8; 15] |
0,1672 |
Холестерин, мМоль/л |
4,4–7,7 |
4,36 [3,71; 4,98] |
4,34 [3,90;5,00] |
0,0001 |
4,20 [3,65; 4,65] |
0,0138 |
Креатинин, мкМоль/л |
Муж.71–106 Жен.36–90 |
95 [84; 103] |
93 [85; 102] |
0,0001 |
88 [80; 100] |
0,0356 |
Мочевина, мМоль/л |
2,9–7,5 > 60 лет |
6,2 [5,2; 7,2] |
5,7 [5,0; 6,6] |
0,0001 |
5,5 [4,7; 6,2] |
0,0049 |
Глюкоза, мМоль/л |
4,6–6,4 > 60 лет |
4,6 [4,3; 5,3] |
4,4 [4,2; 4,8] |
0,0001 |
4,5 [4,2; 4,8] |
0,0043 |
Общий белок крови, г/л |
64–83 |
58 [50-73 ] |
58 [50-73 ] |
0,0001 |
67 [62-79] |
0,4661 |
Обобщая все вышеизложенное, можно сказать следующее.
1. До лечения у обследуемых больных помимо непосредственных симтомов ХСН отмечалось значительное количество разнообразных жалоб, что подтверждает полиэтиологичность ХСН и наличие многих сопутствующих заболеваний. Лабораторные показатели практически соответствовали норме,за исключением сниженного общего белка крови.
2. Уменьшение симптоматики на фоне терапии проявляется как при использовании базовой терапии (р = 0,0005), так и на фоне комплексной терапии (р = 0,0001). Тем не менее, выявлялись некоторые преимущества применения базовой терапии в сочетании с препаратом Оксиэнергия. Комплексная терапия способствует снижению частоты таких проявлений, как одышка, кашель, цианоз, сердцебиение и боли в сердце. Кроме того, значительно снижается частота жалоб на слабость, утомляемость, головную боль и снижение памяти. Применение комплексной терапии привело также к нормализации общего белка крови.