Студенческо-юношеский возраст – очень значимый для становления личности период жизни. Он характеризуется переживанием кризиса взросления, который можно представить как серию важных социальных и индивидуальных личностных выборов, идентификаций и самооткрытий. Особенности разрешения этого возрастного кризиса существенно влияют на формирование эмоционально-ценностного отношения к жизни и дальнейшее благополучие молодых людей. Одним из показателей взросления является становления эмоционального мира (его богатство, автономность и стабильность механизмов регуляции) [2]. Однако, очень многие молодые люди, сталкиваясь в период обучения с трудностями, внутренними противоречиями, неопределенностью, проявляют признаки эмоциональной незрелости: погружаются в тревожно-депрессивные эмоциональные переживания, испытывают неуверенность в себе, чувства непонятости, одиночества, отрицательно сказывающимися на их дальнейшем профессиональном и личностном росте [9].
Поэтому внимание к формированию эмоционально-личностной сферы студентов в обучении является выражением гуманистических ценностей, реализация которых требуется для совершенствования высшего образования сегодня. Они состоят в признании уникально-неповторимой ценности человека, его роли в развитии социума, усилении ответственности личности за построение своего жизненного и профессионального пути. Изменение «философии современного образования состоит в том, что ему необходимо ориентироваться не на ответное, а ответственное действие; заботиться не только о «зоне ближайшего развития», а о перспективе бесконечного развития человека» [5; с. 30]. Показателем качества высшего образования является не только высокая профессиональная компетентность специалиста, но и достижение им такого уровня эмоциональной зрелости, который делает его способным самому принимать решения относительно своей жизни, судьбы, выбора стратегии поведения и деятельности, проявлять такие собственно человеческие характеристики как достоинство, свобода, ответственность, творчество, любовь.
Термин «эмоциональная зрелость» в настоящее время не имеет однозначного определения. Обусловлено это в первую очередь недостаточной разработанностью проблемы. В отечественной психологии и акмеологии исследуются условия и факторы достижения личностной, профессиональной, социальной зрелости человека в различных видах деятельности (К.А. Абульханова-Славская, А.А. Бодалев, В.П. Зинченко, Д.А. Леонтьев, В.Д. Шадриков и др.). В зарубежной консультационной психологии и психотерапии с понятием зрелости личности связывают высокий уровень психологического здоровья (Н. Мак-Вильямс, Р. Мэй и др.), качество полноценной жизни (А. Маслоу, К. Роджерс, Э. Фромм, А. Эллис и др.). Эмоциональная зрелость является важной составляющей личностной зрелости. Однако только в последние десятилетия психологи обратили внимание на эмоциональную составляющую зрелости. Поэтому эта проблема является недостаточно разработанной в психологической науке.
На основе имеющихся исследований можно сформулировать определение этого сложного эмоционального феномена. Эмоциональная зрелость – это высокий уровень эмоционального развития взрослого человека, который характеризуется способностью понимать, уважать и ценить чувства других людей, сопереживать, откликаться на чужие чувства, осознания своих чувств и принятия за них ответственности, эмоционального реагирования адекватно ситуации, гибкого и творческого обращения с собственными эмоциональными переживаниями. Некоторые авторы выделяют для исследования следующие критерии эмоциональной зрелости: чувствительность (открытость эмоциональному опыту); осознанность эмоций; адекватность проявления и выражения чувств; эмоциональное благополучие; зрелые способы переработки эмоций через юмор, творчество, духовность; произвольность эмоциональных реакций, противостояние эмоциональному насилию [6].
К сожалению, приходится констатировать, что современные условия обучения не способствуют, а препятствуют формированию эмоциональной зрелости обучающихся. Это прагматизм и ориентированность только на ценности достижения успеха; безличные и слишком иерархиезированные отношения; дефицит положительных эмоций интереса, удивления и радости; культивирование педагогами с целью стимулирования мотивации к учению у студентов отрицательных переживаний тревоги, страха, стресса; отношение к студентам как к детям и лишение их права выбора, самостоятельности и независимости. Поэтому одной из приоритетных задач обучения в вузе сегодня является создание условий, способствующих развитию эмоциональной сферы, как самого преподавателя, так и студентов с целью достижения ими эмоциональной зрелости.
Во-первых, обучение должно быть эмоционально окрашено. Продуктивной интеллектуальной деятельности студентов содействуют, в первую очередь, положительные эмоции: интерес, удивление, любознательность, радость, юмор. Вдохновению у лиц юношеского возраста способствуют также грусть, а также чувства любви / влюблённости, счастья. Исследователи отмечают необходимость включения эмоций в процесс учебной деятельности, поскольку эмоции могут быть мощным стимулом, мобилизующим энергию и актуализирующим процессы познания и саморазвития личности.
Необходимо обогащать эмоциональный опыт студентов в обучении разнообразными переживаниями. Чем выше уровень развития личности, тем сложнее мир ее переживаний. По определению Б.И. Додонова, автора теории ценностных эмоций, «для организма важно не сохранение однообразно положительных эмоциональных состояний, а постоянный их динамизм в рамках определенной, оптимальной для данного индивида интенсивности» [4]. Некоторые отрицательные эмоции определенной степени интенсивности могут быть притягательны для человека, например, легкая грусть, острое наслаждение, счастье со страданием. Высшие чувства могут объединять в себе разнообразные, порой противоположные по знаку эмоции. Например, А.В. Луначарский характеризовал эстетическое наслаждение как «замирающее от грустного счастья сердце» [4; с. 82]. Иногда интенсивные отрицательные эмоции привлекательны для человека, если они быстро сменяются положительными или сочетаются с ними. Например, переживание радости успеха на экзамене или после защиты диплома у студента тем ярче, чем труднее был путь к нему, сопровождавшийся отрицательными эмоциями: эмоциональным и интеллектуальным напряжением, разочарованием, сомнением. Поэтому преподавателю необходимо для каждого студента в обучении создавать как ситуации успеха, так и неуспеха.
Во-вторых, важно, чтобы обучение ориентировалось на личный опыт студентов, помогало решению их жизненных проблем. Развитию интеллектуального и эмоционального опыта студентов могут способствовать содержательно-смысловые методы обучения, которые предполагают использование живых метафор, образов, художественных текстов, фольклора, юмора, притч, крылатых слов и др., как средства репрезентации теоретической научной информации для студенческого сообщества. Л.С. Выготский писал: «Момент взволнованности, небезразличия должен служить отправной точкой всякой воспитательной работы»; и далее: « только то знание может привиться, которое прошло через чувство ученика. Все остальное есть мертвое знание, убивающее всякое живое отношение к миру» [3; с. 142].
Живые знания, прошедшие через чувства студентов и ставшие «работающими», личностно значимыми, характеризуются следующими признаками: открытостью; недосказанностью; связанностью с личным опытом обучающихся; побуждающими к самопознанию и саморазвитию. При изучении психологии, например, могут использоваться средства самопознания: тестирование, работа с психологическими и художественными текстами, психотехнические игры, упражнения, технологии саморазвития, рисуночные методики. Объединяет их в учебном процессе общая цель – помочь студентам получить живое знание о своей психике и душе, так как собственная личность представляет определенный, а иногда повышенный интерес для большинства людей. Как обладатели обыденной и житейской психологии студенты уже располагают определенным личностным знанием. Необходимы доступные способы его пополнения и накопления. Насыщенное эмоциями знание основано на рефлексии и поэтому способствует личностному росту студентов. По мнению философа М.К. Мамардашвили, «познавая или переживая нечто, мы одновременно познаем себя и этим самопознанием доопределяем это нечто, самоопределяем, в пределе – сотворяем себя» [8; с. 343].
Очень ценно для студенческого возраста (периода глубокой рефлексии и размышлений) использование в обучении текстов художественной литературы. Г.С. Абрамова открыла «возможность понимания текста как смыслопорождающего устройства» [1; с. 147]. Она полагает, что наряду с диалогом между автором текста и читателем осуществляется параллельный диалог читателя с самим собой. Именно этот диалог позволяет открыть новую, «непредсказуемую» информацию. Именно ее и можно считать живым знанием.
В-третьих, важна эмоционально-личностная зрелость педагога, поскольку он является организатором процесса познания и источником эмоционального воздействия. При этом задача педагога своими действиями вызывать высшие или «умные» эмоции, «страсти души» у студентов. Эмоционально-развитый преподаватель способен к осуществлению личностно-ориентированного обучения и использованию педагогических технологий, основанных на взаимодействии, рефлексии, творчестве. К ним относятся диалог, дискуссия, совместная продуктивно-творческая деятельность, реализующие такую культуру образовательных отношений, при которой «каждый из двоих особенный другой, выступает не как объект (автоматизм воспитания), а как партнер по жизненной ситуации» [8; с. 321].
Смыслом педагогической деятельности являются процессы прогрессивных преобразований личности. Особенности отношения преподавателя к студенту определяют тенденции развитие последнего. По-видимому, Л.С. Выготский, когда писал об обязательной необходимости «моментов взволнованности» в учебно-воспитательном процессе, также имел в виду теплые, трепетные взаимоотношения его субъектов как необходимое условие успешного познания и происхождения интереса к учению у учащихся. Поскольку становление личности возможно только в условиях комфортно организованного психологического пространства, утверждение гуманизма педагогических отношений – профессиональная задача педагога. В основе таких отношений лежат следующие ценности: отражение потребностей другого человека, готовность к его индивидуальному восприятию, сотрудничество с ним, позитивное, доброжелательное отношение, понимание и принятие себя и других как уникальной сущности [7].
В четвертых, необходимым условием развивающего преподавания является целенаправленное обучение студентов эмоциональной регуляции учебной деятельности, в частности способности вызывать у себя необходимые эмоции в той или иной учебной ситуации для повышения ее эффективности. С этой целью могут использоваться приемы: воспоминания, самовнушение, поиск в содержании дисциплины чего-либо интересного или полезного для себя, представление о результате деятельности и его последствиях, размышление о будущем, волевые действия [10].
Можно использовать способы преднамеренного изменения эмоциональных состояний студентов через специальные педагогические воздействия. Например, специальными психолого-педагогическими приемами можно вызывать у студентов интерес к своим учебным действиям. Преподаватель одобрительно выделяет то содержание, где произошли позитивные изменения, подчеркивая необходимость их закрепления с помощью обращений к студенту: «Мне понравилось, как ты сумел сформулировать закон, определение; произвести разбор; объяснить смысл, значение; проверить правильность; составить обзор; написать краткое содержание; исследовать, что происходит, когда …» и т.д.
Созданию доверительных отношений в обучении способствует выражение преподавателем эмоциональной солидарности с проблемами и переживаниями студентов. Привлечение внимания студентов к своему личному опыту и систематическому фиксированию достижений способствует развитию уверенности в себе и эмоциональной устойчивости в критических ситуациях.
Снижению излишней учебной тревожности и стресса способствует эмоциональная солидарность педагога с чувствами обучающихся. Преподаватель признает сложность учебных задач, стоящих перед студентами, и напоминает, что с теми трудностями, с которыми они встречаются, сталкиваются и другие. Типичные фразы начинаются со слов: «Это не всегда просто достичь», «Многие испытывают затруднения в том, чтобы: сформулировать мысль так, чтобы она была понятной для других; четко классифицировать в соответствии с принятым основанием; запомнить сложную формулу, определение; найти хорошую структуру доклада» и т.д. Оказание эмоциональной поддержки со стороны преподавателя заключается также в минимизации санкций за допущенные студентами ошибки и может иметь форму, например, таких обращений: «Сейчас важно не то, что у тебя ошибка. Теперь ты знаешь ее причину. Поэтому подумай, как ее не повторить впредь. Постарайся, чтобы подобная ошибка была последней в твоей работе» и т.п.
Важно, чтобы преподаватель демонстрировал студентам позитивную модель межличностных отношений. Следует находить поводы для выражения студентам чувств признательности и благодарности, формируя у них такую же ответную способность. Например: «Спасибо тебе за твою… любознательность, энтузиазм, остроумие, правдолюбие, пунктуальность, дипломатичность, открытость, умение слушать, спокойствие, лояльность, понимание» и т.д.
Таким образом, содержание и особенности эмоциональной сферы существенно влияют на процесс взросления, личностное и профессиональное становление современных молодых людей: определяют качество жизни, удовлетворённость от общения с окружающими, успешность в деятельности, состояние физического и психологического здоровья. Молодой человек будет либо с интересом реагировать на новизну и с благоговением относиться к жизни и её неожиданностям, стремиться к личностному и профессиональному росту. Или, напротив, жизненные трудности будут содействовать закреплению незрелой идентичности, оформлению образа Я как «неудачника» и тогда он будет чувствовать себя беспомощным, неуспешным, направляя все силы не на личностный рост, а на самосохранение и самозащиту. Поэтому особенно важно в период обучения в вузе содействовать эмоциональному саморазвитию студентов, поскольку эмоционально зрелая личность является системой, самопорождающей позитивный образ себя и среды и способна проектировать адекватное профессиональное и личное будущее.