В последние годы наблюдается лавинообразное развитие информационной индустрии, что связано с трансформацией общества, виртуализацией практически всех областей человеческой жизнедеятельности: виртуализации экономики (сетевая экономика, виртуальные рынки продукции, международная сеть электронных магазинов, рынок ценных бумаг); виртуализации политики (PR-технологии, виртуальные политтехнологии); виртуализации культуры и искусства (распространение электронной прессы, книг, виртуальных музейных экскурсий, виртуализация искусства и т.д.); виртуализации образовательной системы (дистанционное образование, использование ИКТ в образовательном процессе); виртуализации науки и, в конце концов, виртуализации повседневной жизни (электронные очереди в государственных учреждениях, электронные заявки на получение услуг, электронные формы приема и регистрации документов, уведомления о ходе предоставления государственных услуг, безналичная оплата услуг), уходит в безвозвратное прошлое «бумажный» документооборот, уступая место программам, предназначенным для автоматизации деятельности на предприятии (1С:Предприятие, PeopleSoft Enterprise, Дебет Плюс и т.д.).
Виртуальный мир стал неотъемлемой частью современной действительности в связи с развитием Интернета (коммуникативных виртуальных реальностей). Именно здесь, в пространстве глобальной сети содержится огромное количество разнообразной информации. Доступ в это виртуальное пространство не только сделал возможным ее использование, и сокровища мировой художественной и интеллектуальной культуры стали намного ближе, но и облегчил коммуникацию, ввиду чего Интернет становится местом общения и принятия важных решений. Виртуальный мир лишен географических и политических рубежей, не подвержен временному и сезонному ограничению, а потому стал значительным объединяющим фактором в формировании современной цивилизации [3].
Интернет создает новые экономические формы, преимущественно зависящие от нематериального капитала, позволяет снизить издержки, повысить прибыль, предложить свой товар неограниченному количеству потенциальных покупателей т.д. «Именно Интернет-технологии позволяют создавать виртуальное пространство, благодаря которому осуществляется виртуальная координация вполне реальных процессов и достигается большая гибкость, лучшее управление знаниями и открываются значительные возможности генерирования ценностей» [4].
Меняются многие мировоззренческие установки человека, его ценностные ориентиры: отношение к добру и злу, красоте и безобразию, правде и лжи. К примеру, последствиями увлечения компьютерными играми стало нивелирование таких уникальных событий в жизни человека, как жизнь и смерть, ведь игроку навязывается концепция множества смертей и рождения одной личности [1].
И, несмотря на, казалось бы, всеобщую компьютеризацию и виртуализацию, сегодня остается актуальной проблема информационного неравенства, то есть ситуации, когда у какой-либо группы людей отсутствует возможность доступа к современным информационным технологиям и ресурсам. Выделим некоторые аспекты данной проблемы.
Личностно-социальный аспект проявляется в социальной адаптации человека к новой, стремительно изменяющейся информационной среде. Люди по-разному воспринимают нововведения, обновления (кто-то сразу постигает суть, кому-то необходимо больше времени на изучение), как следствие и возникает новая форма социального неравенства людей ? информационное или цифровое неравенство. Казалось бы в наше время только ленивый не бороздит просторы Интернета, и уже никого в Социальных сетях не удивляют страницы маленьких детей и их «продвинутых» бабушек и дедушек, которые активно, «постят» (размещают какой-либо текст (статью, комментарий, сообщение) или иную информацию на электронных ресурсах, «гуглят» (ищут информацию при помощи поисковой системы Googl) , «лайкают» (заносят в список избранного, отдают предпочтение в программах интернет-общения, некоторых блогах, на музыкальных, видео сайтах и т.п.). Кроме того для старшего поколения активно открывают курсы повышения информационной грамотности, но все равно возрастной фактор влияет на степень освоения информационных технологий.
По данным аналитического центра Левада-центр [5] на март 2015, пользователи сети Интернет распределяются следующим образом: большую часть аудитории (96 %) составляют молодые люди от 18 до 24 лет; на втором месте (93 %) пользователи 25 -39 лет; затем (69 %) 40-54 года; и, наконец, завершает рейтинг старшее поколение 55 лет и старше – 27 % Что интересно, треть группы 55+ использует интернет не чаще раза в три месяца (поиск информации, почта, социальные сети (44 %), прогноз погоды (41 %), новости (19 %), и видеоролики (12 %). Но преобладающая часть поколения пенсионного возраста по-прежнему «боится нажать не на ту кнопку и испортить компьютер».
Современные дети и подростки более восприимчивы к нововведениям, легко осваивают информационные технологии, компьютер, мобильные устройства и умело пользуются ими, но их доступ к сетям Интернет может быть ограничен родителями вследствие того, что навыки детей в области безопасности в Интернете отстают от их способности осваивать новые приложения и устройства. Среди основных угроз в Сети, представляющих опасность для детей и подростков можно выделить: просмотр сайтов для взрослых, кибер-террор (кибербуллинг) или «троллинг», безопасность доступа в Сеть и кража личных данных техническими средствами, кибермошенничество, распространение в открытом доступе персональных данных несовершеннолетних и т.д.
Социально-экономический и геополитический аспекты. Процесс формирования информационной среды, информационных ресурсов в различных странах и регионах мира происходит неравномерно. Он напрямую зависит от уровня социально-экономического, технологического, научного и образовательного развития государства.
По данным МСЭ (Международного союза электросвязи, ведущего учреждения Организации Объединенных Наций в области информационно-коммуникационных технологий) в настоящее время в мире насчитывается 3,2 миллиарда пользователей интернета (всё население Земли составляет 7,2 миллиарда человек) из них 2 миллиарда проживают в развивающихся странах.
Первенство в мире по численности интернет-аудитории уже пять лет занимает Китай. По состоянию на июнь 2015 года, количество интернет-пользователей в Китае составило 668 млн чел (все население КНР – 1 285 млн чел.). Второе место занимает Индия – 350 млн, затем США – 277 млн, Япония – 110 млн, Бразилия – 110 млн, Россия – 87,5 млн, Германия – 72 млн, Индонезия – 71 млн, Нигерия – 70 млн, Мексика – 59 млн.
По-прежнему имеются различия в высокоскоростном широкополосном доступе в интернет. Лучшие показатели с точки зрения скоростей доступа отмечаются в Республике Корея, Гонконге (Китай) и Японии, наряду с некоторыми неожиданно результативными странами Европы, включающими Болгарию, Исландию и Португалию. В Африке менее чем в 10 % контрактов на фиксированную широкополосную связь предоставляются скорости не ниже 2 Мбит/с. Такая же ситуация наблюдается и в некоторых странах Азиатско-Тихоокеанского региона, Северной и Южной Америки и Арабского региона [7].
Такое несбалансированное развитие Интернета приводит к тому, что существенная доля мирового сообщества, не располагающая доступом к ИКТ остается вне международной коммуникационной системы.
Вследствие этого национальная политика в сфере информатизации государства должна заключаться в общедоступности оперативной, точной, полной информации; в формировании информационных ресурсов и обеспечении соответствия этих ресурсов задачам информатизации; защите прав собственности на объекты права собственности в сфере информатизации, словом создание необходимых правовых, экономических, организационных и других условий, содействующих развитию информатизации, чтобы человек мог овладеть навыками и знаниями, необходимыми для жизни и работы в информационном обществе.
Лингвистический и когнитивно-семантический аспекты. Еще одно важное препятствие на пути глобальной информатизации – языковой барьер. Большую часть информации в области новейших достижений науки, техники и развития технологий транслируют на передовых языках мирового сообщества: английском, русском, немецком, французском, японском, корейском. Свободным владением этих языков могут похвастаться немногие жители мира. Поэтому большинство населения планеты новыми технологическими сведениями воспользоваться не в состоянии, поскольку не понимают языка, на котором эти сведения представлены. Кроме того, сегодня многие страны СНГ искусственно сокращают научно-образовательное пространство (рассылают информацию, проводят конференции, печатают учебники на национальных языках, что не способствует распространению и восприятию актуальной информации в области последних достижений науки). К тому же, для адекватного восприятия современной научной информации, необходимо не только хорошо знать грамматику и лексику отмеченных языков, но и свободно владеть ими: рассуждать, анализировать, строить научные гипотезы. Наше абстрактное логическое мышление напрямую зависит от богатства нашего словарного запаса, от интеллекта, от уровня наших знаний, от того насколько широко развит наш кругозор.
Аспект неравенства телекоммуникационной инфраструктуры. Наряду с социальным расслоением общества, происходит и информационное расслоение, поскольку изначально, даже в пределах одного государства, у людей различные возможности доступа к ИКТ. И разрыв между промышленно-развитыми столицами с их высокоскоростными магистралями и социально-замкнутой периферией с меньшими информационными и экономическими возможностями только растет. А ведь есть еще и информационно-бедные регионы, в которых доступ к информационным благам вообще отсутствует (населенные пункты численностью менее 500 жителей, чаще всего, к Интернету не подключены).
Мировоззренческий аспект. Мировоззрение – это совокупность взглядов человека на мир, знаний, оценок, идеалов, убеждений, принципов. Каждый человек формирует свое миропонимание исходя из обстоятельств существования, общения, личного опыта, совокупной деятельности, запаса знаний. Картина мира, которая складывается в нашем сознании, определяется господствующими традициями, обычаями и многим другим, поэтому и сегодня часть населения планеты не считает нужным осваивать информационно-коммуникативные технологии. Причина может скрываться в сложившихся стереотипах, традициях, религии. Скажем, это могут быть запреты на всякого рода изменения. Остаются люди, которые не признают, к примеру, электронных книг, считая истинными книгами только бумажные источники, передающие запах, тактильные ощущения, да и виртуальные экскурсии не приносят таким людям должного наслаждения.
Таким образом, проблема информационного неравенства и сегодня, в эру всеобщей виртуализации общества, очень актуальна, причем не только на международном уровне, но и на уровне каждого отдельно взятого государства. Конечно, изменить ситуацию во всем мире можно только вместе всем мировым сообществом, но для того, чтобы преодолеть цифровое неравенство в России необходимо решить некоторые немаловажные задачи, такие как: экономическое соответствие уровня жизни и стоимости ИТ, достаточное финансирование регионов России, создание качественных телекоммуникационных сетей по всей территории страны, научно-практическое обеспечение ИТ, увеличение числа публичных точек доступа к информационным ресурсам, обеспечение социально незащищенных категорий людей доступом к ИТ, обучение информационной грамотности, пропаганда формирования общественного мнения о преимуществе использования ИТ и др.