Термин «конституционное право» имеет три значения: отрасль действующего права, наука, учебная дисциплина [1]. Как отрасль права она представляет собой систему внутренние согласованных юридических норм (правил особого рода), содержащихся в конституциях, законах, декретах президента и т.д. Регулирующие определенную группу общественных отношений (прежде всего устройство государства и права, правового положения личности). Как наука это совокупность различных теорий, учений, взглядов, гипотез по вопросам конституционного права.
В различных странах конституционное право может иметь свой объект регулирования.
Свое название конституционное право получило от особого юридического документа – конституции, которую официально (Германия, неофициально (Болгария) называют обычно основным законом. Однако конституционное право не сводиться к конституции, в включает множество правовых актов – законов, принятых парламентом, указов и декретов президента, постановлений или ордонансов правительства, постановлений конституционного суда или конституционного совета.
В отличие от других отраслей права, каждая из которых имеет свой объект регулирования (имущественные и некоторые неимущественные отношения в гражданском праве, трудовые отношения в – трудовом, преступления и наказания – в уголовном.
Правовые акты, относящиеся к Конституционному праву, регулируют прежде всего наиболее значимые, важнейшие общественные отношения: основы жизни общества, государства, коллектива, личности. Эти акты в своей совокупности распространяются на все четыре сферы общественной жизни – экономику, политику, идеологию. Конституционное право регулирует основы социально – экономической структуры общества, его политической системы, духовной жизни и правового статуса личности.
В социально – экономической сфере конституционное право определяет основы отношений собственности, социальную роль государства, в политической сфере – создание и роль политических партий, избирательных объединений, организацию государства, в духовной сфере государство может допускать плюрализм (множественность идеологий), а может закрепить одну в качестве официальной, господствующей, единой (например марксизм – ленинизм, и идеи Мао Цзедуна в Китае). Важнейшая часть конституционного права – основы правового положения личности: конституционные права, обязанности, их гарантии.
Таким образом, конституционное право как отрасль права регулирует основы связей в отношениях «личность – коллектив – общество – государство». Их правовые отношения базируются на применении в соответствии законом государственной власти, участия в ней, давление на нее в формах, определенных конституцией. Конституционное право, как отрасль права – это система внутренне согласованных норм, закрепляющих и регулирующих основы социально-экономической структуры общества его политической системы, духовной жизни и правового статуса личности, обеспечивающий правовыми средствами условия для осуществления государственной власти, участия в ней, борьбы за нее мирными, конституционными средствами. Нормы конституционного права регулируют основы правового статуса личности, принципы общественного и государственного строя, форму государства, способы осуществления представительной и непосредственной демократии (избирательную систему, референдум), организация и деятельность законодательной, исполнительной и судебной власти, основы местного самоуправления и управления.
В настоящее время в современной науке конституционного права существуют два основных направления [2]. Условно их можно назвать радикалистским и либеральным. Радикалистское направление представлено в основном работами ученых – марксистов (в ленинском, большевистском толковании марксизма), произведениями так называемых революционных демократов, отстаивающих социалистическую ориентацию развивающихся стран, и сочинениями левых радикалистов. Авторы, принадлежащие к этому направлению, рассматривают конституционное право с позиций классовой борьбы и нередко – с позиции диктатуры определенного класса или блока классов. Правда, эти классы в понимании различных группировок данного направления неодинаковы. У марксистов – ленинцев это рабочий класс (в настоящее время и здесь вносятся поправки: говорится о диктатуре народной демократии). Революционные демократы отстаивают «совокупную» власть блока трудящихся и тех нетрудящихся, с которыми, по их мнению, можно сотрудничать на этапе коренных демократических преобразований, способных в конечном счете привести к социализму. Левые радикалисты чаще всего фактор революционных изменений в некоторых отрядах интеллигенции, а то и в деклассированной группе «передовых борцов». Ученые леворадикалистского направления считают, что служебная роль конституционного права заключается в создании условий (власти, экономики, партийной системы, структуры государства и т.д.) для строительства социализма и коммунизма – теперь об этом обычно говорится как о далекой перспективе. Эти авторы говорят о народной, социалистической демократии, но на деле выступает за авторитарные системы управления, за бессменное правление одной (коммунистической) партии, против разделения властей и местного самоуправления, за огосударствление экономики, за преимущества в правах определенных групп населения (рабочего класса, «трудящихся»), за ликвидацию частной собственности, «эксплуататоров», в частности путем применения массовых насильственных средств.
Либеральные направление представлено работами ученых самых различных стран и континентов, включая современные постсоциалистические государства. В Азербайджане, Белоруссии, Грузии, Казахстане, Узбекистане и других постсоциалистических государствах эти ученые, кардинально пересмотрев свои взгляды, стали разработчиками новых конституций. В них включены в нормы, отражающие общегуманистические ценности человечества, хотя не удалось избежать их авторитарных черт, прежних влияний.
Представители данного направления считают, что конституция, как и конституционное право в целом, является ни орудием диктатуры, а выражением социального контакта между различными группами населения, правящими и управляемыми, документом, который должен воплощать в своих нормах общечеловеческие ценности (свободу, демократию, права человека, социальную солидарность и др.). Они выступают за правовое, демократическое и социальное государство, разделение властей, признание местного самооуправления, за ответственность всех должностных лиц и органов государства перед народом и его представителями, за мирные средства разрешения конфликтов, поиски компромиссов и консенсуса, против закрепления в конституции «руководящей и направляющей роли» одной партии в обществе и государстве, за подлинно народный, а не классовый характер государственной власти.
Названные два главных направления отражают лишь полярные взгляды. Между ними есть промежуточные течения, в ряде случаев в исследованиях одного и того же автора соединяются некоторые черты обоих направлений. Кроме того, не все ученые одного и того же направления придерживаются абсолютно одинаковых взглядов по всем, даже принципиальным вопросам. Существует разные подходы к объяснению конституционно – правовых явлений, в связи с чем в рамках одного и того же направления.
В большинстве стран мира конституционно правовой статус правительства закреплен достаточно определенно в зависимости от форм правления. В них обязательно внесено несколько важных пунктов, определяющий конституционный статус правительств: порядок организации и ответственность, либо подотчетность правительства, его компетенция; правовое положение руководителя; нормативные акты правительства; правовое положение его членов. При отсутствии некоторых пунктов в разделах о правительстве они обычно регламентируются в других разделах конституции. Примером может послужить конституция Французской Республики [2] В разделе 3 (Конституции зарубежных стран мира 2000), посвященным правительству, не регламентируется порядок его формирования, хотя в статье 8 раздела 2, посвященного президенту республики, сказано « Президент Республики назначает Премьер Министра. Он прекращает его полномочия по заявлению последнего об отставке правительства. По представлению премьер-министра президент назначает других членов правительства и прекращает их полномочия»
Все другие важные пункты отмечены в разделе о правительстве хотя бы в одном предложении. Например: «Правительство определяет и проводит политику нации. Оно распоряжается администрацией и вооруженными силами. Оно несет ответственность перед парламентом» (ст. 20 конституции Франции 1958 г.). В большинстве стран СНГ премьер – министр назначается президентом, и правительство формируется последним по представлению премьер – министра.
Следующим важным пунктом, характеризующим правовое положение, его место в системе государственных органов, является вопросы его подотчетности и ответственности. В зависимости от форм правления в той или иной стране определяется подотчетность и ответственность правительства. В президентских республиках правительство обычно ответственно перед президентом и подотчетно парламенту. В парламентских странах, включая конституционные монархии, правительство ответственно перед парламентом и подотчетно монарху или президенту (при наличии последнего). Это можно объяснить порядком формирования правительства, которое создается парламентским и внепарламентским путем. В большинстве президентских республик применяется внепарламентский способ формирования правительства: премьер-министр назначается президентом, а члены правительства по его представлению премьер-министром. Статья 8 конституции Франции, статья 92 конституции Италии, пункт 11 часть 3 статьи 144 конституции Республики Польша.
В странах СНГ можно наблюдать разные формирования правительства, но с обязательным участием парламента: в Грузии премьер – министр назначается парламентом по представлению президента; в Молдове президент выдвигает кандидатуру на должность премьер – министра после консультации с парламентским большинством; в Белоруссии премьер-министр назначается и освобождается от должности президентом с согласия нижней палаты представителей
Следующей важной частью правового положения правительства является его ответственность, которую можно подразделить на несколько видов личной ответственности: членов правительства как частных лиц и политическая ответственность; персонально как членов правительства и правительства в целом как коллегиального органа. Личная ответственность наступает при совершении членом правительства преступления или правонарушение не при исполнении служебных обязанностей. « Политическая ответственность возможна перед парламентом или перед президентом, премьер – министром. Ответственность перед парламентом и президентом выражается в вынесении вотума недоверия (революции порицания) правительству или отдельному министру и как следствие – в увольнении правительства или министра в отставку. Политическая ответственность перед главой государства выражается в смещении министра президентом. Политическая ответственность перед премьер – министром также выражается в требовании премьера к министру подать в отставку, в частности в случае разногласий по принципиальным вопросам» (Порядок ухода в отставку министров происходит также в зависимости от формы правления. В президентских республиках отставка производится президентом или премьер – министром через президента, а парламентских – монархом или премьер – министром через монарха. Ссылка наглав государств делается потому, что министры назначаются именно главами государства. Данный порядок ухода в отставку не касается ответственности перед парламентом, т.к. порядок ухода в отставку происходит при таком виде ответственности одинаково, вне зависимости от формы правления (вотум недоверия).
Следующим важнейшим, пунктом правового положения правительства является его конституционно закрепленная компетенция.
Конституция зарубежных стран либо подробно, по пунктам расписывает компетенцию правительства, либо ограничиваются общими положениями, отсылая к законам о правительстве.
Значительной внешней спецификой обладает и Конституция Государство – Города Ватикан. Прежде всего, она является некодифицированной; ее состовляет следушие Конституционные акты, принятые7 июня 1929 г.: Основной закон Государство- Города Ватикан [4]. Например, в конституциях Республики Польша, Российской Федерации компетенции правительства регламентирована подробно, а в конституциях ФРГ, Французской Республики – общими положениями: «Правительство определяет и проводит политику нации. Оно распоряжается администрацией и вооруженными силами» (статья 20 конституции Франции). В Конституции Италии вообще не говорится о компетенции правительства, сказано лишь то, что « Председатель Совета Министров руководит общей политикой правительства и несет за нее ответственность. Оно поддерживает единство политического и административного направлений, определяя и координируя деятельность министров», но это положение, на мой взгляд относится, не к компетенции правительства, а его руководителя (статья 95 конституции Итальянской Республики).
Правовое положение руководителя и членов правительства также в общих чертах регламентируется конституциями. Статья 21 конституции Франции гласит «Премьер – министр руководит деятельностью правительства. Он обеспечивает исполнение законов. Он может делегировать некоторые свои полномочия министрам. Он замещает, в случае необходимости, президента республики, председательствуя в советах и комитетах. В исключительных случаях он может по специальному поручению председательствовать вместо президента на заседании Совета Министров, повестка дня которого заранее определена». В ФРГ федеральный канцлер устанавливает основные направления политики и несет за это ответственность (ст. 65 Основного закона ФРГ). Конституция Республики Польша подробно регламентирует правовое положение председателя Совета Министров и членов правительства (ст. 148-151 конституции Республики Польша).