Остеоартроз (ОА) – хроническое прогрессирующее дегенеративно-дистрофическое заболевание суставов. Чаще всего при ОА в процесс вовлекаются нагрузочные суставы – коленные и тазобедренные, поражение которых вызывает хронический болевой синдром, снижающий качество жизни пациентов, приводит к преждевременной потери трудоспособности и инвалидности [11].
Известно, что ОА развивается в результате механических и биологических причин, которые дестабилизируют в суставном хряще и субхондральной кости нормальные взаимоотношения. Воспаление при остеоартрозе протекает не так интенсивно, как при артритах, о чем свидетельствуют показатели клинического анализа крови, как правило, не превышающие границы нормы, а также незначительное увеличение у некоторых пациентов СОЭ и С-реактивного белка (СРБ) при наличии синовита [2].
Имеются данные, что традиционные показатели остроты воспаления СОЭ и СРБ, широко используемые в клинической практике, уступают по специфичности и чувствительности такому реактанту острой фазы воспаления, как лактоферрин [9].
Лактоферрин (ЛФ), представляющий собой железосвязывающий гликопротеин из семейства белков трансферринов, принимает участие в регуляции гуморальных и клеточных иммунологических реакций, в противовоспалительных процессах, воздействует на систему комплемента, регулирует гранулоцитопоэз [10, 13].
В литературе имеются немногочисленные данные об изменении содержания ЛФ в сыворотке крови при различных поражениях опорно-двигательного аппарата (ревматоидный артрит, диспластический коксартроз, остеомиелит и др.), показывающие зависимость показателя от остроты воспалительного процесса [4, 7, 8, 11].
Цель нашего исследования изучить изменение активности ЛФ сыворотки крови после первичного эндопротезирования у пациентов с остеоартрозом коленного и бедренного суставов в третьей стадии заболевания.
Материалы и методы исследования
Исследованы сыворотки крови 35 пациентов с гонартрозом III стадии (1 группа) и 15 пациентов с коксартрозом III стадии (2 группа) до эндопротезирования, на 3-е, 7-е, 14-е сутки, через 1 и 2 месяца после операции. Средний возраст пациентов составил – 56,6 ± 11,2 лет. В качестве контроля исследованы сыворотки крови 24 здоровых добровольцев в возрасте 53,1 ± 10,8 лет.
Исследования проводили с использованием набора реагентов «Лактоферрин-ИФА-Бест» фирмы «Вектор-Бест» (Россия, г. Новосибирск) на имуноферментном анализаторе BioTek ELx808.
Для статистической обработки результатов исследования использовали программное обеспечение анализа данных AtteStat, версия 13.0 [1]. Значимость различий между группами проверяли с помощью непараметрических критериев Вилкоксона и Манна – Уитни. Различия между группами наблюдений считали статистически значимыми при Р < 0,05.
Результаты исследования и их обсуждение
Средняя концентрация ЛФ в сыворотке крови в контрольной группе практически здоровых людей составила 989,4 ± 23,5 нг/мл.
У пациентов с гонартрозом III стадии дооперационные значения ЛФ (1618,2 ± 37,6 нг/мл; Р < 0,05) в 1,6 раза были выше данных контрольной группы (рис. 1). На 3 сутки после операции активность лактоферрина в 1,8 раза снизилась относительно дооперационных значений (Р < 0,05), достигнув физиологической нормы. На 7-е, 14-е сутки и через месяц после операции, наблюдали повышение концентрации лактоферрина в сыворотке крови от уровня дооперационных значений в 1,3 раза. Через два месяца после операции содержание лактоферрина в сыворотке крови было в пределах контрольных значений.
У пациентов с коксартрозом III стадии дооперационные значения ЛФ сыворотки крови были в 1,8 раза выше дооперационных (Р < 0,05) (рис. 2). На 3 сутки после операции концентрация ЛФ достоверно не отличалась от физиологической нормы. В последующие сроки наблюдали достоверное повышение уровня ЛФ относительно физиологической нормы. Через 2 месяца после операции концентрация ЛФ достигла уровня первоначальных значений, однако оставалась достоверно выше контрольных.
Рис. 1. Динамика содержания сывороточного ЛФ у пациентов с гонартрозом III степени стадии. Примечание. * – уровень значимости различий по сравнению с контрольными значениями при Р < 0,05
Рис. 2. Динамика содержания сывороточного ЛФ у пациентов с коксартрозом III стадии. Примечание. * – уровень значимости различий по сравнению с контрольными значениями при Р < 0,05
Рис. 3. Динамика содержания сывороточного ЛФ у пациентов с гонартрозом (1 группа) и коксартрозом (2 группа) III стадии. Примечание. # – уровень значимости различий по сравнению со значениями 1 группы при Р < 0,05
В обеих исследуемых группах наблюдали сходную динамику изменения концентрации ЛФ сыворотки крови в послеоперационном периоде. Однако у пациентов с коксартрозом содержание ЛФ в сыворотке крови к концу исследования осталось в пределах дооперационных значений, не достигнув физиологической нормы. В 1 группе наблюдали нормализацию исследуемого показателя через два месяца после операции. В целом, активность сывороточного ЛФ была достоверно выше у пациентов второй группы по сравнению с первой на 7-е, 14-е сутки и через 1–2 месяца после операции (рис. 3).
Механизм действия ЛФ во время воспаления полностью не раскрыт, но его способность связываться со специфическими рецепторами многих иммунных клеток, включая нейтрофилы, моноциты, макрофаги и лимфоциты, а также с рецепторами эпителиальных клеток, указывает на возможность регуляции лактоферрином синтеза различных цитокинов через рецептор-зависимые метаболические сигналы [3].
Экспериментально установлено, что лактоферрин ингибирует синтез ряда провоспалительных факторов, включая TNF-α, интерлейкины-1 и 6 [12]. Помимо действия ЛФ на воспалительные процессы, которые индуцируются инфекциями, показано, что этот белок участвует в регуляции воспаления при различных заболеваниях, в том числе и артритах [3]
По данным D. Caccavo, повышение уровня ЛФ в 3–5 раз отмечено при ревматоидном артрите; другие авторы, напротив, наблюдали снижение содержания ЛФ и нейтрофилов в крови у больных с данной патологией [4, 11]. У больных хроническим постравматическим остеомиелитом, а также у пациентов с диспластическим коксартрозом отмечены высокие значения ЛФ в сыворотке крови [7, 8].
Уменьшение ЛФ крови показано у больных псориатическим артритом и анкилозирующим спондилоартритом. Нормальные показатели ЛФ наблюдали у больных деформирующим остеоартрозом, что свидетельствует об устойчивости и достаточно сохранной координации реакции адаптации [5].
Результаты нашего исследования показали, что уровень сывороточного ЛФ у пациентов с гонартрозом и коксартрозом в третьей стадии болезни превышает нормальные значения в 1,6–1,8 раза соответственно. Важно отметить, что через два месяца после эндопротезирования нормализация показателя происходит только у пациентов с гонартрозом, что может быть связано с объемом оперативного вмешательства, более быстрым восстановлением показателей клеточного и гуморального иммунитета и, соответственно, переключением с синтеза провоспалительных цитокинов на противовопалительные. Согласно данным литературы, после эндопротезирование тазобедренного сустава цитокиновый дисбаланс может сохраняться на протяжении 12 месяцев [6].
Выводы
Полученные данные позволяют сделать вывод о том, что активность ЛФ у пациентов с остеоартрозом коленного и бедренного суставов в третьей стадии зависит от выраженности воспалительного процесса, что может служить маркером для прогнозирования течения восстановительного периода после первичного эндопротезирования.