Scientific journal
International Journal of Applied and fundamental research
ISSN 1996-3955
ИФ РИНЦ = 0,593

SPECIFIC OF ORGANIZATION OF OPENING AND INVESTIGATION OF THE ILLEGAL SALE OF NARCOTIC FACILITIES AND PSYCHOTROPIC SUBSTANCES, ACCOMPLISHED WITH THE USE OF TERMINALS EXPRESS OF PAYMENT

Kushpel E.V. 1 Kuleshov P.E. 1
1 FGKOU «Volgograd Academy of the Ministry of Interior of Russia»
This article discusses issues related to the peculiarities of the organization of selling of narcotics, psychotropic substances or their analogues with the use of mobile terminals and payment services. Highlights the conditions for successful detection of crimes in this category, which include, first of all, prior conduct search operations, including the monitoring and recording of telephone conversations the defendants in the alleged group; surveillance; holding, along with the detention of drug users, operational experiment with mandatory withdrawal receipt of payment terminals, analysis of telephone connections. The article provides evidence-based, supported by examples of practice guidelines for the organization of an initial stage of the investigation of these crimes, with a detailed listing of the documents to be seized and showing the locations of their withdrawal.At a later stage, the data objects can be sent to the expert study.
наркотические средства
психотропные вещества
аналоги
соли
электронные терминалы
средства мобильной связи
банковские счета
диспетчер
координатор
закладчик – «бегунок»
квитанция
базовая станция
фоноскопическая
лингвистическая экспертизы

Наркомания и наркопреступность относятся в настоящее время к числу глобальных, трудноразрешимых и крайне опасных социальных проблем, которые ставят под угрозу здоровье и саму жизнь человечества. Сложная наркоситуация в стране складывалась на протяжении последних двадцати лет.

Негативные явления в структуре и динамике немедицинского потребления наркотиков и их незаконного оборота явились одним из следствий кризиса в социально-экономической сфере, дезинтеграционных политических процессов, размывания нравственных основ российского общества. Наркобизнес как специфическая отрасль теневой экономики, представляющая серьезную угрозу безопасности как общества и государства, так и безопасности каждого гражданина, долгое время не получал соответствующей политической и правовой оценки, что сегодня можно рассматривать как одну из причин его масштабного шествия по стране.

Характерной чертой преступлений в сфере незаконного оборота наркотиков является наличие специфического предмета посягательства – наркотических средств, психотропных веществ и их аналогов, а также наркотикосодержащих растений и их частей, который характеризуется физическим (медицинским) и юридическим признаками: с одной стороны, это их способность оказывать влияние на психофизиологическое состояние человека, с другой – отнесенность к указанной категории нормативными правовыми актами [7].

С 2007 года российский рынок наполнился широким ассортиментом «аналогов наркотических средств и психотропных веществ», «новых потенциально опасных психоактивных веществ», непосредственно воздействующих на психику человека [1].

Вопрос об отнесении веществ к таким аналогам решается путем проведения комплексных экспертиз (как правило, химико-фармакологических или химико-токсикологических) экспертами разных специальностей (химиков, врачей-наркологов, специалистов-фармакологов, биологов) с использованием достижений науки и техники [2, с. 2–6].

Аналоги наркотических средств и психотропных веществ – это вещества, воспроизводящие психоактивное действие веществ, включенных в Перечень наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров, подлежащих контролю в Российской Федерации [6 с. 18–21].

Данный вид наркотических средств достаточно быстро приобрел популярность среди молодежи. Большое влияние на облегчение совершения данных преступлений оказывает доступность к глобальной сети Интернет. Из-за повсеместной доступности Интернета незаконный сбыт наркотиков с ее помощью становится предпочтительным для наркоторговцев. Количество преступлений, совершенных данным способом, за последние годы увеличилось в сотни раз [4].

Незаконный оборот новых психоактивных веществ обладает не меньшей степенью общественной опасности, чем оборот известных видов наркотических средств, психотропных веществ и иных одурманивающих веществ [5 с. 45–50].

ФСКН России совместно с МВД и ФСБ выявила в Интернете свыше 70 русско-язычных сайтов, предлагающих наркотики. Сотрудники ФСКН России возбудили несколько десятков уголовных дел против наркодельцов, которые занимались распространением наркотиков через Интернет [8].

Непосредственный сбыт новых видов наркотических средств осуществляется так же без прямого контакта между продавцом и покупателем. Оплата за приобретенную «дозу» производится с помощью электронных денег или банковским переводом, не требующим заведения счета. При этом зачастую, доступ в глобальную сеть Интернет осуществляется с использованием сотовых телефонов или электронных терминалов экспресс оплаты.

Так на примере материалов уголовного дела о деятельности структурированной организованной группы, т.е. преступного сообщества [3], в сфере незаконного оборота наркотических средств и их аналогов можно проследить за структурным делением такого сообщества и распределением функций. Структура была представлена двумя звеньями: звеном «диспетчеров» и звеном «раскладчиков». Каждое из данных звеньев, в свою очередь, делилось на две подгруппы: подгруппу «диспетчеров» работающих по героину и подгруппу «диспетчеров» работающих по «соли»; подгруппу «раскладчиков» работающих по героину и подгруппу «раскладчиков» работающих по «соли». К организационно-управленческим функциям лидера относились: руководство, покупка, расфасовка оптовых партий героина и «солей», предоставление новых телефонов, банковских карт, номеров наркоманов, финансы – «общак», распределение зарплаты, расфасовка и передача оптовых партий наркотиков. Руководитель звена «диспетчеров» осуществлял контроль за «диспетчерами», передавал новые телефоны, номера наркозависимых, возвращал использованные в течение 2-х или 3-х недель телефоны и сим-карты, банковские карты, обналичивал денежные средства и передавал их лидеру. Руководитель звена «раскладчиков» осуществлял контроль за «раскладчиками», передавал информацию о местонахождении наркотиков, передавал новые телефоны, собирал и возвращал лидеру старые телефоны, расширял клиентскую базу, оформлял банковские карты [10].

Успешному раскрытию преступлений данной категории должно способствовать, в первую очередь предварительное проведение оперативно-розыскных мероприятий, включающих в себя:

– контроль и запись телефонных переговоров предполагаемых фигурантов группы;

– наружное наблюдение;

– проведение, наряду с задержанием потребителей наркотиков, оперативного эксперимента с обязательным изъятием квитанций платежных терминалов, анализом телефонных соединений.

Помимо установленной методики расследования преступлений о незаконном обороте наркотических средств, расследование фактов сбыта с использованием средств сотовой связи и терминалов экспресс оплаты отличается своей спецификой.

При расследовании преступлений, связанных с незаконным сбытом наркотических средств через электронные терминалы оплаты услуг, необходимо незамедлительно и по возможности одновременно произвести обыски в жилищах участников преступной организации, а также в жилищах лиц, имеющих отношение к деятельности данной организации, в целях отыскания не только наркотических средств, технических устройств, приборов и средств для удобства размельчения, взвешивания и расфасовки наркотического средства по сверткам и оборудования, использовавшегося для его расфасовки, но и средств мобильной связи, банковских лицевых счетов, бумажных носителей с записями и т.д.

Не менее важно истребовать в компаниях сотовой связи детализации входящих и исходящих соединений абонентского номера «высшего звена», т.е. руководителя ОПГ (ОПС), с указанием базовых станций, обслуживающих абонента в момент соединений и IMEI–номера телефонного аппарата абонента. Данные детализации позволят установить наличие активности в определенный период времени телефонных переговоров «высшего звена» со «средним звеном», так называемыми «диспетчерами», осуществляющими связь между потребителями наркотических средств и непосредственно раскладчиками оплаченного количества «товара», т.е. «бегунками».

Также необходимо истребовать в компаниях сотовой связи детализации входящих и исходящих соединений абонентских номеров, находившихся в пользовании «раскладчиков» («бегунков»), с указанием базовых станций, обслуживающих абонента в момент соединений и IMEI–номера телефонного аппарата абонента. Данные детализации позволят установить наличие активности в определенное время телефонных переговоров между раскладчиком наркотических средств (бегунком) и координатором, т.е. «диспетчером».

Далее, истребовать в компаниях сотовой связи сведения о поступлении денежных средств на счета номеров абонентов оператора сотовой связи, которыми пользовались члены преступной организации, с отражением даты и суммы пополнения баланса вышеуказанных абонентских номеров. Данные сведения необходимы для документального подтверждения поступления денежных средств в определенный период времени на номера абонентов, находившихся в пользовании членов преступной организации.

Крайне важно произвести изъятие банковских счетов, открытых на лиц, не осведомленных о деятельности преступной организации, которыми в последующем распоряжались члены преступной организации, банковских карт, заявлений о пользовании услугой «СМС оповещения» о поступлении денежных вкладов, приходных кассовых ордеров, запросить выписки из лицевых счетов о движении денежных средств на банковских счетах, открытых на лиц, не осведомленных о деятельности преступной организации, с указанием даты, места, суммы и валюты операции.

У задержанных с наркотическим средством лиц произвести выемки кассовых чеков, полученных ими из электронного терминала оплаты услуг после перечисления денежных средств в качестве оплаты за приобретенный сверток с наркотическим средством. При отсутствии у задержанных лиц данных чеков, необходимая информация снимается с электронного терминала оплаты услуг. Данное действие позволит установить, что денежные средства в качестве оплаты за приобретенный сверток с наркотическим средством, были перечислены задержанным лицом через электронный терминал оплаты услуг на банковский счет, оформленный на лиц, не осведомленные о преступных намерениях членов преступной организации, но находящийся в их распоряжении.

Приобщить к уголовному делу материалы, полученные в ходе проведения оперативно-разыскных мероприятий, рассекреченные и предоставленные следователю в установленном законом порядке, по результатам прослушивания телефонных переговоров членов преступной организации на основании судебного решения о разрешении прослушивания телефонных переговоров, контроля технических каналов связи, выявлении радиоэлектронных средств, установлении местонахождения радиоэлектронных средств.

По материалам уголовного дела, благодаря такому контролю было установлено, что представители звена «диспетчеров», осуществляя связь, как с «высшим звеном», так и с «бегунками», и с потребителями, не находились в г. Волгограде, а постоянно перемещались по территории различных областей центральной части России. В качестве доказательств их пребывания в том или ином городе были допрошены администраторы гостиниц, в которых они останавливались не более чем на два дня, проводились предъявления для опознания данных лиц по фотографиям [9].

В целях последующего назначения фоноскопических экспертиз, изъять образцы голоса членов преступной организации. Фоноскопические экспертизы провести с дословным содержанием разговоров, записанных в ходе прослушивания телефонных переговоров членов преступной организации, назначить и провести лингвистическую экспертизу, записанных телефонных переговоров членов преступной организации. Данная экспертиза способна, по речевым признакам, подтвердить наличие организации, технического воплощения методов и средств, использованных в деятельности преступной группы по незаконному обороту наркотических средств.

Для получения очень важной доказательственной информации осмотреть память телефонных аппаратов, СИМ-карт и папок отправленных и принятых СМС сообщений, изъятых как у членов преступной организации, так и у лиц, приобретавших наркотические средства, с расшифровкой обнаруженной информации.

Приобщить к уголовному делу материалы, полученные в ходе проведения оперативно-розыскных мероприятий, рассекреченные и предоставленные следователю в установленном законом порядке, свидетельствующие о том, что под контролем членов преступной организации находились банковские счета определенных банков, оформленные на лиц, не осведомленные о преступных намерениях членов преступной организации, данных лиц необходимо допросить.

Обязательно должны быть допрошены родственники членов преступной организации и лица из числа их знакомых, для сбора любой характеризующей информации, в том числе и в целях установления номеров телефонов, которыми пользовались виновные лица.

Так в ходе расследования по уголовному делу о деятельности преступного сообщества, занимавшегося незаконным оборотом наркотических средств (героина) и их аналогов («соли»), в ходе сбора доказательств сплоченности были допрошены воспитатель и заведующая детского дошкольного учреждения, которые своими показаниями подтвердили, что Г. П. и Т. посещали данный детсад и дружили уже с тех времен. По материалам данного уголовного дела Г. является организатором преступного сообщества, П. руководителем звена «диспетчеров» и Т. руководителем звена «раскладчиков», каждое из этих звеньев включали в себя по две группы [10].

Таким образом, основным доказательством, подтверждающим факт совершения незаконных действий с наркотическими средствами, психотропными веществами или их аналогами, является их обнаружение и изъятие, которые должны осуществляться с точным соблюдением всех требований федерального законодательства. Наряду с производством указанных действий, следователь вместе с оперативным работником должен согласовать проведение дальнейших совместных мероприятий: задержания подозреваемых; производства обысков и выемок, а также других необходимых следственных действий.