Scientific journal
International Journal of Applied and fundamental research
ISSN 1996-3955
ИФ РИНЦ = 0,593

ON THE ROLE OF EDUCATIONAL INSTITUTIONS IN COMBATING TERRORISM

Tytar V.A. 1
1 Moscow Technological Institute
1303 KB
The analysis of standard and legal base in education relating to counteraction to terrorism is carried out. Possibilities of the educational organizations for participation in the solution of problems of counteraction to terrorism are analysed. The assessment of providing a sustainable development of society and state by means of realization of competence-based approach in education is stated. The requirement of participation of the educational organizations in counteraction to terrorism is formulated. Need of improvement of technology of development of the basic competences directed on formation of outlook of the trained is proved. The directions of implementation of measures of counteraction to terrorism in the educational organizations providing stability of development are offered.
counteraction to terrorism
public relations
ideology of terrorism
system of counteraction to terrorism
sustainable development
educational organizations
competence-based approach

Целью проведенного исследования – выявление роли образовательных организаций в противодействии терроризму. Исследования проводились по открытым материалам, посвящённым проблематике идеологии терроризма. В качестве основных методов педагогического исследования применялись такие, как изучение литературы, документов и результатов педагогической деятельности. Кроме того, проводился анализ развития общественных отношений и педагогической практики по предмету исследования. Актуальность статьи обусловлена существующей сегодня проблемой распространения идеологии терроризма и низкой степенью исследования возможностей участия образовательных организаций в противодействии терроризму в целом, и его идеологии – в частности.

Стратегия национальной безопасности, утверждённая Указом Президента Российской Федерации от 31 декабря 2015 года N 683 [6] одним из национальных интересов определяет укрепление национального согласия, политической и социальной стабильности, развитие демократических институтов, совершенствование механизмов взаимодействия государства и гражданского общества. В перечне основных угроз государственной и общественной безопасности названа деятельность террористических и экстремистских организаций, направленная на насильственное изменение конституционного строя Российской Федерации, дестабилизацию работы органов государственной власти, уничтожение или нарушение функционирования военных и промышленных объектов, объектов жизнеобеспечения населения, транспортной инфраструктуры, устрашение населения, а также – деятельность радикальных общественных объединений и группировок, использующих националистическую и религиозно-экстремистскую идеологию.

Анализ развития общественных отношений позволяет прийти к выводу о том, что терроризм используется в качестве инструмента достижения определённых целей, и не только воздействия на принятие решений органами государственной власти. Терроризм как идеология насилия в современном мире приобрёл наднациональный, международный характер. Это уродливое явление нашей современности несёт в себе угрозу трансформации сложившихся норм международных отношений, угрозу обществу и личности. В России создана и функционирует система противодействия терроризму.

Правовую основу общегосударственной системы противодействия терроризму составляют: Конституция Российской Федерации, общепризнанные принципы и нормы международного права, международные договоры Российской Федерации, федеральные конституционные законы, федеральные законы, нормативные правовые акты Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации, Стратегия национальной безопасности Российской Федерации, Концепция внешней политики Российской Федерации, Военная доктрина Российской Федерации, Концепция противодействия терроризму, а также некоторые иные правовые и нормативные акты Российской Федерации, направленные на совершенствование деятельности в данной области.

Анализ нормативно-правовой базы в сфере образования, относящейся к противодействию терроризму, показывает её зауженность, сводящуюся к мерам по предупреждению терроризма в образовательных организациях как хозяйствующих субъектах. При этом сложно отыскать подходы, обеспечивающие реализацию в образовательных программах задач, определённых в документах, составляющих правовую основу системы противодействия терроризму.

Концепция противодействия терроризму в качестве основных задач противодействия терроризму определяет следующие:

а) выявление и устранение причин и условий, способствующих возникновению и распространению терроризма;

б) выявление, предупреждение и пресечение действий лиц и организаций, направленных на подготовку и совершение террористических актов и иных преступлений террористического характера;

в) привлечение к ответственности субъектов террористической деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации;

г) поддержание в состоянии постоянной готовности к эффективному использованию сил и средств, предназначенных для выявления, предупреждения, пресечения террористической деятельности, минимизации и (или) ликвидации последствий проявлений терроризма;

д) обеспечение безопасности граждан и антитеррористической защищенности потенциальных объектов террористических посягательств, в том числе критически важных объектов инфраструктуры и жизнеобеспечения, а также мест массового пребывания людей;

е) противодействие распространению идеологии терроризма и активизация работы по информационно-пропагандистскому обеспечению антитеррористических мероприятий [4].

Каковы же возможности образовательных организаций по участию в решении задач противодействия терроризму? Для того, чтобы ответить на этот вопрос, необходимо рассмотреть относительную сущность компетентностного подхода в образовании и недостатки содержания учебных планов и программ обучения.

Образование как неотъемлемая часть общественной жизни не может оставаться в стороне от решения проблем терроризма. Одним из принципов в сфере образования законодательно, в ст. 3 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации», закреплён принцип приоритета жизни и здоровья человека, прав и свобод. Наряду с этим, анализ соответствия базовых компетенций образовательных стандартов различных уровней и видов образования в различных странах принципам образования не в полной мере отражает потребности общества, личности в приобретении определенных знаний, умений и навыков, позволяющих реализовывать устойчивое развитие общества и государства [1, 3].

Иными словами, образование в определённом смысле отстаёт от современной высокой динамики развития общества и общественных отношений. Об этом свидетельствуют события новейшей истории, связанные с многообразными проявлениями развития терроризма, с его природой. Одной из немаловажных причин, порождающих терроризм, по мнению авторов, следует полагать явно недостаточное внимание образования как социального института к проблемам терроризма в целом, и к решению задач воспитания неприятия обучающимися и другими участниками образовательных отношений идей терроризма. В последнее время мы стали свидетелями активного вовлечения молодёжи в различные экстремистские и террористические организации, и обучающиеся – не исключение из числа вовлечённых в террористическую деятельность (например, показательный случай с Карауловой, студенткой МГУ [5]). Таким образом, исходя из современных потребностей общества, к образованию уместно предъявить требование участия в противодействии терроризму в рамках реализации компетентностного подхода. Основанием для такого требования следует рассматривать возможности формирования у обучающихся различных компетенций, позволяющих обеспечивать участие образовательных организаций в противодействии терроризму, в соответствии с классификацией, предложенной И.А. Зимней [3] и основанной на категории деятельности. Автор выделяет три группы компетенций:

1) компетенции, относящиеся к самому человеку как личности, субъекту деятельности, общения;

2) компетенции, относящиеся к социальному взаимодействию человека и социальной среды;

3) компетенции, относящиеся к деятельности человека.

В каждой группе выделено несколько видов компетенций. В первую группу включены компетенции: здоровьесбережения; ценностно-смысловой ориентации в мире; интеграции; гражданственности; самосовершенствования, саморегулирования, саморазвития, личностной и предметной рефлексии; смысл жизни; профессиональное развитие; языковое и речевое развитие; овладение культурой родного языка, владение иностранным языком. Вторая группа содержит компетенции: социального взаимодействия; общения. Третья группа включает компетенции: деятельности; познавательной деятельности; информационных технологий.

В целом компетентностный подход в рамках базовых компетенций частично позволяет решать лишь некоторые задачи противодействия терроризму, а именно:

а) выявление действий лиц, направленных на подготовку и совершение террористических актов и иных преступлений террористического характера;

б) противодействие распространению идеологии терроризма.

Остальные задачи решаются при реализации компетентностного подхода в рамках профессиональных компетенций в ведомственных образовательных организациях высшего образования так называемых «силовых» министерств.

Таким образом, явно видна необходимость совершенствования технологии разработки базовых компетенций, которая позволила бы более эффективно формировать мировоззрение обучающихся, обеспечивающее неприятие идеологии терроризма и, следовательно, значительно затрудняющее подпитывать ряды террористов молодёжью.

Говоря о содержании учебных планов и программ обучения, необходимо отметить необходимость дополнения курса «Безопасность жизнедеятельности» на всех уровнях образования темами по правилам поведения обучающихся [2] и персонала образовательных организаций при:

а) угрозе террористического акта;

б) при террористическом акте в различных формах (захват заложников, подрыв, применение отравляющих веществ);

в) при действиях специальных подразделений ФСБ и МВД на территории образовательной организации.

Краткие выводы:

1. Роль образовательных организаций в противодействии терроризму нуждается в переоценке.

2. Назрела необходимость совершенствования правовой основы общегосударственной системы противодействия терроризму с учётом роли образовательных организаций в противодействии терроризму.

3. Образовательным организациям необходимо вырабатывать формы и методы формирования антитеррористической идеологии.

4. Необходимо внесение изменений в содержание образования в части ФГОС, образовательных программ и планов с учётом существующих вызовов и угроз терроризма.

5. Органам управления образованием и антитеррористической борьбы необходимо совершенствовать взаимодействие при решении задач предупреждения терроризма и проведения антитеррористических операций на территории образовательных организаций.