Здоровье студентов, как интеллектуального и трудового потенциала страны, в последние годы привлекает все большее внимание специалистов различных профилей, включая ученых, врачей и педагогов. Студенты- особая социальная группа, объединенная определенным возрастом, специфическими условиями труда и жизни, именно в этот период жизни человека является начальным этапом формирования профессиональных навыков. Студенчество можно отнести к группе высокого риска, поскольку на данном этапе развития молодые люди находятся под мощным влиянием двух неоднозначных, но неизбежных процессов- активной физиологической перестройки организма и интенсивной социализации личности. Если рассматривать социологический блок факторов, влияющих на процессы адаптации к интенсивной нагрузке, то стоит упомянуть о таких составляющих как возраст, социальное положения, тип и уровень довузовского образования. При анализе педагогического фактора, оказывающего влияние на процесс обучения в вузе, необходимо упомянуть такие составляющие как организация среды обучения, материально-техническая база учреждения, уровень педагогического мастерства профессорско-преподавательского состава. К внутренним факторам, обеспечивающим и влияющим на успешность образовательного процесса, отнести можно психологический блок, включающий индивидуально-психологические и социально-психологические факторы (направленность, интеллект, мотивация, личностный адаптационный потенциал [6]. Интенсивная умственная и физическая активность, связанная с учебным процессом, предъявляют к организму студентов повышенные требования. Оптимизация учебного процесса в вузе должна учитывать перечисленные факторы и включать в себя систему мер, направленных на гармонизацию действия внешних факторов, определяющих успешность и продуктивность учебного процесса. При проведении комплексного обследования студентов вузов многими авторами отмечается высокий процент (до 80 %) лиц, имеющих факторы риска возникновения и развития заболеваний, причем на первое место по распространенности выходят факторы, обусловленные образом жизни: нерациональное питание, курение, употребление алкоголя, психотропных веществ, низкая физическая активность [2, 4]. Приоритетной задачей правительства является сохранение здоровья трудового потенциала страны и формирование у него ценных ориентаций по отношению к собственному здоровью, включая и отношение к вредным привычкам.
Согласно данным ВОЗ в России курят 43,9 миллиона взрослых, из них 60,2 % – мужчины и 21,7 % – женщины. Ежегодно от болезней, связанных с потреблением табака, умирают от 350 тыс. до 500 тыс. россиян [10]. Исследования, проведенные в ряде вузов страны, показали, что 48 % опрошенных студентов употребляют алкогольные напитки, 17 % студентов курят ежедневно, а 21 % – редко, и с возрастом возрастает число выкуренных сигарет за день до 10-20 [4, 6]. Установлено, что число курящих среди первокурсников (35 % юношей и 21 % девушек) ко второму курсу увеличивается (53 % и 34 % соответственно), что свидетельствует о важности проведения мероприятий по антиникотиновой пропаганде. Приводятся сведения, что доля курящих студентов медицинского вуза к концу обучения снижается, в то время как в классическом университете процент табакозависимых старшекурсников увеличивается [5]. Авторы объясняют это широкой агитационной программой, ориентированной на здоровый образ жизни.
На сохранение здоровья и формирование здоровьесберегающего образа жизни в КрасГМУ в течение последних 20 лет ориентируется процесс обучения. В основе этого подхода и формирования здорового образа жизни студентов медицинских вузов лежит концепция «здоровье через образование». С этих позиций в КрасГМУ проводятся конкурсы «Не кури сам и не давай другому», акции «Брось сигарету»; волонтерское движение охватило учебные заведения города, включая общеобразовательные школы. Здоровьеориентированная образовательная политика вуза преследует цель сохранения и укрепления здоровья молодежи, опираясь на те знания, которые студенты получают на аудиторных и внеаудиторных занятиях, подготавливая наглядный иллюстрационный материал по этой тематике.
Для выяснения результативности антиникотиновых мероприятий было проведено исследование, основанное на анонимном анкетировании студентов медицинского университета. Было обследовано 253 студента 18-25 лет, из них 111 первокурсников и 142 выпускника ГБОУ ВПО КрасГМУ. Среди студентов I курса доля лиц мужского пола составила 29,7 %; женского – 70,3 %. Среди студентов VI курса опрошено 53 юношей (31 %) и 89 девушек (69 %). Студентам была предложена авторская анкета, позволяющая выяснить их отношение к антиникотиновой кампании, проводимой в вузе и стране. Обработка результатов анкетирования проводилась с использованием пакета прикладных программ для «Windows-XP».
Проведенное исследование позволило выяснить, что среди студентов первокурсников и выпускников медицинского вуза доля курящих составляет 7-17 %, причем, статистически значимых половых отличий в исследуемых группах не выявлено. Следует отметить, что из выпускников курит каждый шестой, а из первокурсников- каждый 9-ый юноша и каждая 10-ая девушка. При этом одобряют эту привычку лишь 1-2 % в каждой группе, что свидетельствует об осознании молодых людей вредного влияния курения на организм. Вместе с тем, более высокий процент курящих старшекурсников может быть связан с началом приобщения к этой привычки: доля закуривших до поступления в вуз выше среди старшекурсников (29 % и 17 % для юношей и девушек соответственно) по сравнению со студентами I курса (16 % и 11 %). Необходимо отметить, что на формирование негативного отношения к курению у первокурсников оказало влияние и действующей государственной политики в этом вопросе, сопровождающейся обсуждением и принятием Проектов закона о запрещении курения в местах общего пользования активной работой СМИ. В течение последних лет Госдума приняла ряд документов правового регулирования антитабачной политики. Это касается, в первую очередь, проекта закона «О защите здоровья населения от последствий потребления табака» от 21 мая 2012 г. [10].
Студенты медицинского вуза являются активными участниками пропаганды ЗОЖ и обсуждения данного документа, поскольку в течение 18 лет в рамках данного учреждения проводится конкурс «Не кури сам и не давай другому», основным девизом которого является «ЗОЖ через образование». Результатом этих конкурсов явились такие действенные меры как Приказы ректора о запрете курения в вузе (1998) и ограничении территории, прилежащей к зданиям вуза, свободной от курения (2010), а также расширение сотрудничества с другими вузами города в виде подписания Договоров о сотрудничестве по проведению антиникотиновой кампании (с 2008).
Вполне уместным с этих позиций в анкету было включить вопросы, касающиеся отношения к проводимым мероприятиям. Большинство студентов скептически относятся к предпринимаемым организационным мероприятиям по запрету курения, но всё же 27 % первокурсников и 18 % старшекурсников приветствуют эти действия руководства вуза. Следует отметить, что среди указанных студенческих групп соответственно 39 % и 27 % отмечают положительную сторону этих мероприятий по сравнению с другими вузами города, где нет подобных распоряжений. Одобряют курение лишь единицы- это 1 % юношей первокурсников, ни одного шестикурсника, но 3 % первокурсниц и 2 % старшекурсниц. Негативное отношение к курящему рядом высказывают более половины студентов, причем девушки в большей степени опасаются за своё здоровье (65 % первокурсниц и 59 % выпускниц).
В 2012 году введен технический регламент, предусматривающий нанесение на пачку с сигаретами иллюстраций о тяжелых последствиях курения (Заключение Минэкономразвития РФ от 24.02.2012 «Об оценке регулирующего воздействия на проект технического регламента Таможенного союза «Технический регламент на табачную продукцию»). Разрабатывается законопроект о повышении доли акциза на табачную продукцию до 50 процентов от розничной стоимости сигарет, запрет всех видов рекламы, спонсорства массовых мероприятий для табачных компаний, жесткие ограничения на реализацию табачных изделий и ужесточение запретов на курение в общественных местах, а также запрет на курение кальянов в гостиницах, кафе и ночных клубах с 2015 года [8, 9].
В качестве мер, ограничивающих курильщиков, законопроект предлагает использовать штраф за курение в неположенном месте. Согласно опросу треть первокурсников (35 %) и 85 % выпускников вуза считают эту меру действенной.
Поднятие цен на сигареты – второй «рычаг» воздействия на снижение числа курильщиков- поддерживают более половины опрошенных (65 % и 72 % соответственно студентов I и VI курсов). Следует отметить, что более оптимистично настроены лица женского пола (53 % и 59 % от общего числа опрашиваемых указанных курсов).
«Минздрав предлагает защитить не только права некурящих, но и права курильщиков, потому что курильщик умирает на 8-10 лет раньше и страдает очень серьезными заболеваниями». Для курильщиков планируется создавать специальные помещения, а за курение в неположенном месте будут штрафовать (ст.12, часть 2; Федеральный закон «О защите здоровья населения от последствий потребления табака») [8].
Следует отметить, что юридические права и обязанности служат системой ориентиров, регулирующих поведение граждан, их взаимоотношения друг с другом, с государством, с обществом. Для того, чтобы выбрать вариант поведения, отвечающий внутренним убеждениям и интересам, а также интересам и требованиям общества, личность должна обладать достаточным культурным потенциалом. С этих позиций следует рассматривать уровень правовой культуры студентов, позволяющий гражданину (личности) знать, понимать и оценивать свои свободы и обязанности. Нельзя забывать и о том, что правовая культура личности предполагает осознание ответственности в более широком социальном плане, означает гражданскую, моральную, юридическую ответственность [1].
С этих позиций следует рассматривать формирование научно обоснованных воззрений на социальное поведение и роль личности в социуме. Социально-правовая психология, рассматривая эти вопросы, делает акцент на осознанное и бессознательное поведение индивидуума в социальной среде, где происходит взаимный обмен личным опытом, передача манер, привычек, навыков, форм поведения и даже образа жизни индивида. При этом приходят в действие две разновидности факторов: во-первых, особенности групповой, коллективной и массовой психологии, «проявляющиеся в совокупной деятельности людей, их совместном поведении, переживаниях, и способах психологического общения друг с другом…», во-вторых, психологическое состояние личности в группе, коллективе обществе. Эти две группы факторов воздействуют на формирование правовой психологии личности.
Правосознание, которое зачастую в научной литературе определяют как форму общественного сознания, в реальности обобщает представление конкретного человека о том, что является законным, а что нет, и по сути является его индивидуальным, личностным смыслом, раскрывающимся при осознании правовых основ существования в реальном жизненном мире. Чаще всего используется следующая градация развития правосознания: низкий (респондент плохо информирован по вопросам правовой регламентации своей жизни и не понимает, для чего ему необходимы знания, связанные с правом и законодательством), средний (респондент понимает межличностные формы смысла, заключенные в предложенных для оценки правовых нормах и положениях, может интерпретировать их значение для своей собственной жизни), высокий (понимает значение правовых норм и законодательства как для жизни всего общества, так и для себя лично, может наделить их личностно-смысловыми интерпретациями, соотнести их с различными жизненными контекстами, выделить их общие и специфические характеристики, а самое главное, определить их ценность для своего индивидуального жизненного мира) [1]. Проведенные авторами исследования показали, что уровень правосознания связан с определенными защитными механизмами личности, характерными для определенных видов профессий. Так, для психологов с высоким уровнем развития правосознания наиболее выраженным выступает механизм замещения, а для юристов – рационализация. В наихудшем положении оказались «физики» и «биологи».
В связи с этим встает проблема формирования правового сознания студентов неюридических вузов, формирования правового сознания, критериях и показателях его сформированности у этой категории молодых людей. В структуре правового сознания студентов выделяют следующие компоненты: когнитивный, ценностно-ориентированный, поведенческий [3]. Особенность когнитивного компонента определяется системой знаний нормативно-правовых актов, основных институтов отдельных отраслей российского права и др. Ценностно-ориентированный компонент характеризуется такими ориентациями, как уважение к действующим законам; соблюдение нормативно-правовых предписаний; законопослушность и др. Сущность поведенческого компонента правосознания заключается в характеристике социально-правового поведения студенческой молодёжи.
Образование – это относительно самостоятельная социальная система, целевой функцией которой является передача социокультурных ценностей. Это социальная реальность, где субъекты воспроизводят множественные отношения и связи, выполняя различные функции по развитию индивида и его социализации [1, 5]. Также возможно и внутренне формируемое, индивидуальное образовательное пространство, становление которого осуществляется через опыт каждого, то есть через социализацию.
В связи с этим следует рассматривать проводимую антиникотиновую кампанию в определенных социальных группах как направленную на формирование ЗОЖ с учетом социальных особенностей, а для студенческой среды- это повышение знаний. Именно знания, получаемые в процессе изучения теоретических, особенно клинических, дисциплин позволяют молодым людям на основе научнообоснованных данных понять причину и механизм влияния табакокурения на основные системы организма. Именно когнитивная составляющая для студентов медицинских вузов является определяющей в оценке своего поведения.
Ещё в XIX-XX вв. английский философ и социолог Герберт Спенсер подчеркивал, что «основная цель образования – это не знания, а действия на основе полученных знаний». В связи с этим девиз, под которым проводится антиникотиновая кампания «Здоровье через образование» является оправданным и научно обоснованным.
Курение необходимо рассматривать как продукт проявления психолого-социальной активности студентов, их социальной адаптации и коллективе. В связи с этим и пути решения проблемы курения необходимо искать не только в медико-биологической сфере, но и, прежде всего, в социально-психологической, тем более что отмечается возможность обратимости всех негативных процессов, связанных с курением, у молодых курильщиков в случае прекращения курения, и большая вероятность прогрессирования негативных процессов при его продолжении. Косвенным подтверждением этого является анализ субъективного показателя, демонстрирующий слабое обозначение тенденции роста числа курильщиков с возрастом его лишь у девушек. У юношей же фактически наблюдается обратная тенденция – уменьшение числа курильщиков с ростом данного параметра.
Традиционные способы прививания основ модного сейчас «здорового образа жизни» тоже демонстрируют относительную успешность результатов. Количество курящих студентов среди тех, кто декларирует индивидуальную ценность здоровья, составляет 19,4 % у юношей и 10,1 % у девушек (среди тех, кто не считает здоровье ценностью, число курящих вдвое больше – 47,7 % и 26,3 % соответственно). Следует отметить, что среди обследованных студентов личную ценность здоровья подчеркнули 43,8 % юношей и 49,7 % девушек.
Поскольку приобщение к курению чаще всего происходит в подростковом и юношеском возрасте, и стаж курящих студентов невелик, требуется поиск новых более эффективных мер и воспитательных мероприятий по пропаганде ЗОЖ и ликвидации безграмотности в области здоровьесбережения в студенческой среде. Понятно, что односторонние подходы к решению проблемы не приносят необходимых результатов. Однако, проведение конкурсов, диспутов, обсуждение на основе фактических знаний, получаемых студентами на занятиях и расширяющихся при аналитической активности в процессе подготовки к конкурсам, – это один из кирпичиков фундамента врача будущего, заботящегося не только о здоровье пациента, но и, прежде всего, о своем собственном.