Scientific journal
International Journal of Applied and fundamental research
ISSN 1996-3955
ИФ РИНЦ = 0,593

CONSTITUTIONAL AND LEGAL BASES OF ACTIVITY PROSECUTORS IN THE FIELD OF SUPERVISION OVER THE OBSERVANCE OF THE RIGHTS, FREEDOMS AND LEGITIMATE INTERESTS OF MAN AND CITIZEN

Erimbetov S.S. 1
1 Regional social-innovational university
1327 KB
The legal understanding of «supervision» – a purposeful activity of the prosecutor, using all his powers granted by the laws to prevent offenses with a view to the correct and uniform application of the laws of the Republic of Kazakhstan. The concept of prosecutorial supervision as its subject and object, as well as the tasks, powers, specific legal means, methods and form supervisory activities, emerging and developing relations is the very urgent and fundamental and not completely solved in theoretical and practical terms. The prosecutor supervising should be guided by the Constitution of the Republic of Kazakhstan, the laws adopted by the Parliament of the Republic of Kazakhstan, President of the Republic of Kazakhstan and other legislative acts of our country. All name regulations and constitute the essence of the subject prosecutor supervision, without which the public prosecutor’s supervision becomes pointless. The concept of «supervision» legislator applies only to the prosecutors and the courts. The Constitution of the Republic of Kazakhstan noted that the prosecutor’s office carries out «high supervision» and the rule of law is granted only to her. Prosecutorial Supervision over the legality of investigation and inquiry involves an inspection of the bodies of inquiry and investigation in compliance with the correct application of the said bodies of criminal procedural law, which in turn are secured constitutional rights and freedoms of man and citizen in the form of criminal procedural rights and obligations of participants in criminal proceedings. Possibility of limitation shall be permitted only in cases expressly provided by the Constitution of the Republic of Kazakhstan and the Code of Criminal Procedure of the Republic of Kazakhstan, and only the competent authorities in the performance of the special procedures.
Constitutional and legal bases

Конституция Республики Казахстан, признала, что права и свободы человека принадлежат каждому от рождения, признаются абсолютными и неотчуждаемыми, определяют содержание и применение законов и иных нормативных правовых актов [1]. Там же закреплено, что органы прокуратуру осуществляют высший надзор за точным и единообразным применением законов, указов Президента Республики Казахстан и иных нормативных актов на территории республики (ст. 83). Эти конституционные положения определяют особую надзорную роль прокуратуры в государственной системе нашего государства. Соответственно прокурорскому надзору придается статус самостоятельной формы, как вида государственной деятельности.

Надзор за соблюдением прав, свобод и законных интересов человека и гражданина казахстанским законодательством выдвинуто как один из основных и главенствующих видов прокурорской деятельности. Это объясняется тем, что существуют природные, общечеловеческие, нравственные, человеческие права: на жизнь, рождение, личную свободу, образование, создание семьи и т.д. все это не дается государством, а принадлежат каждому человеку с момента его рождения. По этой причине конституция их признает абсолютными и неотчуждаемыми, и по этим правилам должны разрабатываться, приниматься и применятся законы в Республике Казахстан.

Соответственно прокурорский надзор за соблюдением законности на предварительном следствие и дознание и роли прокурора в суде в целях обеспечения законных прав и интересов участников уголовного процесса является неотделимой и составной частью всего прокурорского надзора в нашей стране. Определение понятия прокурорского надзора за соблюдением прав, свобод и законных интересов человека и гражданина является исходным началом для выяснения содержания деятельности прокуратуры в общем и в частности по отношению уголовному судопроизводству, а также способов и методов ее реализации. Словарь С.И. Ожегова термин «надзор» определяется как «присмотр, проверка» [2]. В правовом понимание «надзор» – это целенаправленная деятельности прокурора, с использованием всех ему предоставленных законов полномочий на предотвращение правонарушений с целью правильного и единообразного применения законов Республики Казахстан.

Понятие прокурорского надзора своим предметом и объектом, а также задачами, полномочиями, специфическими правовыми средствами, методами и формами надзорной деятельности, возникающими и развивающимися правоотношениями, является весьма актуальной и фундаментальной и до конца не решенной в теоретическом и прикладном плане. Для определения прокурорского надзора в первую очередь необходимо определить рамки, пределы, границы прокурорского надзора. По нашему мнению, пределы прокурорского надзора можно определить, обозначить через исследование того, где и на что должен быть направлен прокурорский надзор; что анализирует, оценивает прокурор, а также из чего, из каких требований при этом он исходит. Эти два основополагающих начала в прокурорской деятельности в правовой науке определяется как объект и предмет прокурорского надзора. Из этого нужно исходить, решая вопрос об обеспечении законности, ее реальности. Хотя понятия «предмет» и «объект» носят условный характер, а нередко вообще понимаются однозначно, все же дают возможность лучше уяснить правовые истоки прокурорского надзора и его границы, осуществляемого прокурором. Указание на предмет и объект прокурорского надзора содержится в самой Конституции РК, Законе РК «О прокуратуре РК» и в других законодательных актах , из которых видно, чем должен руководствоваться прокурор в своей деятельности, в отношении кого осуществляет надзор, на что и как реагировать, выявив соответствующее нарушение. Всякая деятельность имеет оценочный характер тем более, надзорная, что определяет суть этой деятельно, ее критерии, исходя из нормативных актов, за исполнением которых и осуществляет прокурор свой надзор (предмет надзора). Но все дело в том, что проблема о предмете и объекте прокурорского надзора разработана недостаточно полно. Согласно проведенному сравнительно-сопоставительному анализу Гавршова В.В., то «высказано около тридцати различных суждений об определении и содержании предмета прокурорского надзора и около двадцати – об объекте надзора, причем речь идет не о словесных расхождениях, а о коренных противоречиях» [3].

Из большого разнообразия определений объекта прокурорского надзора можно выделить единую мысль о том, что прокурорский надзор распространяется только на ту деятельность, которая урегулирована законом, нормами права. То есть, объектом прокурорского надзора является не сами субъекты над которыми распространяется пределы прокурорского надзора, а их узаконенная деятельность, К примеру, прокурор осуществляет надзор за оперативно-розыскной деятельностью, дознание и следствием то, есть видом деятельностью органов дознания и предварительного следствия. При осуществление данной деятельности прокурор устанавливает насколько верно применялся то или иной законодательный акт. Бездеятельность субъектов прокурорского надзора анализируется прокурором так же, как и другие элементы объекта прокурорского надзора с точки зрения соблюдения законности. Например, прокурора проверяет своевременном проведении процессуальных действий следователем. Однако объектом прокурорского надзора не может быть человек: «объект – все то, что не есть человек, то, на что человек воздействует [4]. Объект – это природа, вошедшая в контакт с деятельностью человека [5]. Таким образом, объектом прокурорского надзора является поведение (деятельность, бездеятельность, их результаты, последствия) поднадзорного субъекта определенные рамками законодательного акта. Пределы прокурорского надзора тесным образом переплетаются с объектом прокурорского надзора, однако пределы прокурорского надзора определяют компетенцию надзирающего прокурора то есть устанавливает определенные рамки за которые прокурор не вправе выходить или подметь субъекта надзора. Например, прокурор не праве отстранить следователя от расследования и самолично производить предварительное следствие по уголовному делу, в данном случае прокурор приостановить или отменить производство следственного действия по делу или принять иное процессуальное решение, в плоть до прекращения уголовного дела. Иначе говоря, прокурор должен до определенного момента занимать пассивную позицию наблюдателя для того, чтобы законность не была нарушена, но в зависимости от происходящего прокурор в пределах своих полномочий должен проявить активность в целях предотвращения правонарушения.

Прокурор осуществляя надзор должен руководствоваться Конституцией Республики Казахстан, законами принимаемые Парламентом Республики Казахстан, Президентом Республики Казахстан и другими законодательными актами нашего государства. Все названные нормативные акты и составляют суть предмета прокурорского надзора, без чего прокурорский надзор становится беспредметным.

Понятие «надзор» законодатель применяет только в отношении органов прокуратуры и судов. В Конституции РК отмечено, что органы прокуратуры осуществляет «высший надзор» и такое главенствующие право предоставлено только ей.

Вопрос о высшем надзоре органов прокуратуры является спорным как в научном, так и в законодательном плане. В свое время термин «высший надзор» был замен на «надзор» об этом красноречиво говорит исключение в свое время термина «высший надзор» из последний Конституции СССР и Закона СССР «О прокуратуре СССР», что было продублировано, в свою очередь и в Конституции Республики Казахстан от 1993 г. В последующем, Конституция Республики Казахстан от 1995 года в пункте 3 статьи 83 восстановила за органами прокуратуры высший надзор, а вновь принятый Закон Республики Казахстан «О прокуратуре Республики Казахстан» от 21 декабря 1995 года в соответствии с конституционным положением восстановил данное положение.

По этому поводу Сапаргалиевым Г.С. было высказано следующие мнение, что понятие «о высшем надзоре» прокуратуры требует всестороннего исследования. Широкая трактовка функций прокуратуры создает мнение, что какие бы органы государства не занимались надзором (контролем) за применением нормативных правовых актов, «последнее слово» остается за прокуратурой [6].

Итак, конституционные права и свободы человека и гражданина являются, основой и носит обязательный характер при осуществление всех остальных видов прокурорского надзора и всей деятельности прокуратуры.

Основные направления деятельности прокуратуры установлены ст.4 Законом Республики Казахстан «О прокуратуре Республики Казахстан» :

1) выявление и принятие мер к устранению нарушений Конституции, законодательных актов и актов Президента республики;

2) осуществление надзора за законностью оперативно-розыскной деятельности, дознания и следствия, административного и исполнительного производства;

3) представление интересов государства в суде;

4) опротестование законов и других правовых актов, противоречащих Конституции и законам республики;

5) осуществление уголовного преследования в порядке и в пределах, установленных законом;

6) формирование государственной правовой статистики с целью обеспечения целостности, объективности и доступности статистических показателей, осуществление надзора за применением законов в сфере правовой статистики.

Так, например: прокурорский надзора за законностью следствия и дознания предполагает проверку деятельности органов дознания и следствия по соблюдению правильности применения указанными органами норм уголовно-процессуального законодательства, где в свою очередь закреплены конституционные права и свободы человека и гражданина в форме уголовно-процессуальных прав и обязанностей участников уголовного судопроизводства (право на личную свободу, неприкосновенность достоинства, неприкосновенность частной жизни, право на личную и семейную тайну, защиту своей чести и достоинства, на тайну личных вкладов и сбережений, переписки, телефонных переговоров, почтовых, телеграфных и иных сообщений, неприкосновенность жилища и т.д.). Возможность их ограничения допускается лишь в случаях, прямо предусмотренных Конституцией Республики Казахстан и уголовно-процессуальным кодексом Республики Казахстан и только компетентными органами, при исполнение специальных процедур.