Scientific journal
International Journal of Applied and fundamental research
ISSN 1996-3955
ИФ РИНЦ = 0,593

no name 1 no name 1 no name 1
1

Специалист с высшим фармацевтическим образованием, работающий в сфере производства, хранения и продажи лекарственных препаратов может рассчитывать на достаточно широкий круг должностей: маркетолог рынка лекарственных средств, провизор аптечного или медицинского склада, специалист по сертификации и лицензированию, медицинский представитель, менеджер по продажам фармацевтических препаратов и др. Специалисты в данной сфере считают свою работу престижной, а профессию - социально ориентированной. На фармацевтическом рынке непрерывно появляются новые препараты, требующие от провизоров постоянного повышения квалификации. 

Одним из наиболее важных аспектов становления специалиста является развитая мотивация к обучению, личностная потребность в овладении знаниями и умениями, готовность к труду [1]. Диагностика мотивационной сферы представляет сложную задачу, так как мотивы деятельности и поведения, образуя ядро личности, являются наиболее «закрытой зоной» [8]. Мотивационный профиль исследован у студентов технических специальностей, психологов, студентов медицинских вузов [5, 6, 7]. Динамика мотивации к обучению у студентов фармацевтического факультета изучена недостаточно, практически не исследован «мотивационной профиль». Рассматриваемая тема представляется весьма актуальной и имеющей практическую значимость.

Целью настоящей работы является изучение мотивации к обучению у студентов фармацевтического факультета ГБОУ ВПО КубГМУ Минздрава России, изучение «мотивационного профиля» и его сравнение с таковым у студентов других факультетов (лечебного, педиатрического, стоматологического, медико-профилакти­чес­­­ко­го).

Материалы и методы. Обследовано 275 студентов различных факультетов в возрасте от 17 до 22 лет (55 мужчин и 220 женщин) 1-2 курсов. Для диагностики учебной мотивации использована методика А. А. Реана и А. В. Якунина в модификации Н. Ц. Бадмаевой (2004) [2]. Мотивы к обучению разделены по 7 шкалам: 1 - коммуникативные, 2 – избегание неудач, 3 - престижа, 4 – профессиональные, 5 – творческой самореализации, 6 – учебно-познавательные, 7 – социальные. Вопросы теста оцениваются по пятибалльной системе. Приведенные мотивы учебной деятельности по значимости делят: 1 балл – минимальная значимость мотива, 5 – баллов – максимальная его значимость. Обработка результатов проводилась методами вариационной статистики с использованием программы MicrosoftExсel. За достоверные различия в сравнении средних величин в парных сравнениях брали критерий t-критерий Стьюдента при P< 0,05.

Результаты и обсуждение. Между строением мотивационной сферы и структурой деятельности существуют отношения изоморфизма, т.е. взаимного соответствия. Эффективность и результативность учебной деятельности студентов во многом определяется сложной системой мотивов, сформулированных на основе потребностей, желаний и интересов. Мотивация - циклический процесс, двояко детерминированный и складывающийся из внутренних (личностных) диспозиций и внешней (ситуационной) составляющей [8]. В «мотивационном профиле» студентов начальных курсов фармацевтического факультета доминирующими являются «профессиональные мотивы» (4,43+0,09). Последующие места в порядке убывания заняли мотивы: «учебно-познавательные» (4,10 + 0,11), «коммуникативные» (4,04 + 0,09), социальные (4,01 + 0,09),  мотивы «престижа» (3,89 + 0,13), «творческой самореализации» (3,88 + 0,15), «избегания неудач» (2,98 + 0,15). Статистический анализ у студентов фармацевтического факультета по сравнению со студентами других факультетов (педиатрического, лечебного, стоматологического, медико-профилакти-ческого) выявляет ряд существенных отличий [3, 4] Мотив «избегания неудач» оказался достоверно выше у студентов фармацевтического факультета, чем у студентов лечебного и педиатрического, что свидетельствует об ориентации на начальных этапах обучения не на «достижение успеха», а на «избегание неудач».

Значимые отличия обнаружены между мотивациями к обучению у студентов фармацевтического и стоматологического факультетов: у студентов фармацевтического факультета достоверно выше оказываются значения показателей по шкалам мотивов «престижа» (3,89 + 0,13, против 3,00 + 0,35), «творческой самореализации» (3,88 + 0,15, против 2,92 + 0,30) и «учебно-познавательным» (4,01 + 0,09, против 3,57 + 0,24), чем таковые у студентов-сто­матологов.

Статистический анализ не обнаруживает ни по одной из 7 мотивационных шкал достоверных отличий одноименных параметров в группах студентов фармацевтического, медико-профилактического и педиатрического факультетов. В основе динамических изменений, которые происходят с мотивационной сферой человека, лежит деятельность, подчиняющаяся объективным законам, ситуационная составляющая [8].

Выводы.

  1. В рамках рассматриваемого периода имеются существенные различия в качественной и количественной характеристике мотивационной сферы студентов фармацевтического факультета, что требует дифференцированного подхода при формировании профессиональных компетенций.
  2. Определен «мотивационный профиль» студентов фармацевтического факультета, ведущую позицию в котором занимают профессиональные мотивы.
  3. Установлено, что у студентов фармацевтического факультета по сравнению со студентами лечебного факультетов более высокий уровень по шкале «престиж» и «избегание неудач».
  4. Выявлены значимые отличия между мотивациями к обучению у студентов фармацевтического и стоматологического факультетов: у студентов фармацевтического факультета достоверно выше оказываются значения показателей по шкалам мотивов «престижа», «творческой самореализации» и «учебно-познавательными», чем таковые у студентов-стоматологов.