Несмотря на большие успехи, достигнутые в диагностике и лечении острой и хронической сердечно-сосудистой патологии, средства и методы контроля болезней, входящих в кардиоваскулярный континуум, до сих пор всё еще недостаточно эффективны. Одна из причин такого положения вещей кроется в не до конца выясненных этиопатогенетических аспектах проблемы, хотя, например, давно не секрет, что все физиологические функции в организме человека подчиняются циклическим закономерностям. Описаны биоритмы АД и работы сердца в нормальных условиях, а также их нарушения при развитии сердечнососудистой патологии.
Вместе с тем известно, что индивидуальная структура биоритмов человеческого организма тесно связана с климатогеографическими особенностями той местности, где человек родился и где прожил большую часть своей жизни. В этом ключе представляет особый интерес цикличность проявления патологии человека в условиях Северного Кавказа, в частности, на территории Ставропольского края. Следует сказать, что число работ подобной направленности и масштаба в доступных источниках информации весьма невелико, они носят разрозненный и нередко противоречивый характер, а в рамках нашего региона вообще не проводились.
Целью исследования было выявить циклические закономерности во внутрисуточной и внутригодовой динамике проявления ОКН. Материалом для исследования служили карты вызовов отделения скорой медицинской помощи Шпаковской ЦРБ Ставропольского края за 2009 год (общим количеством 30 000), а также истории болезни (6000) пациентов инфарктных и кардиологических отделений МУЗ «Ставропольская городская клиническая больница № 3» и ГУЗ «Ставропольский краевой клинический кардиологический центр». С учетом времени появления симптомов заболевания производилось распределение частоты случаев возникновения ИМ, ОКС и ВСС внутри суток и внутри года (в зависимости от времени года и лунного цикла).
Оказалось, что 59 % вызовов по данной патологии приходится на вторую половину суток (с 12 до 24 часов). Это может быть вызвано ослаблением активности стресс-лимитирующей системы во второй половине суток на фоне усиления активности стресс-реализующей.
Во внутрисуточной динамике ИМ присутствует четкий восьмичасовой ритм с акрофа-зами около 0-2, 8-10 и 16-18 часов. Причем два (наиболее выраженные) из трех пиков приходятся на начало и конец рабочего дня, что говорит о несомненном вкладе в индукцию коронарной катастрофы факторов социальнопсихологи-ческого порядка. С другой стороны, речь может идти и о наличии 8-часового биоритма в коронарном кровообращении. Наконец, в эти часы может повышаться чувствительность миокарда к дефициту кислорода, что у больных ИБС может приводить к относительной коронарной недостаточности, вследствие срыва механизмов ауторегуляции венечного кровотока.
Внутрисуточная динамика возникновения приступов СН и ОКС обнаруживает около-4-часовой «ритм» с пиками около 0-2, 4-6, 8-10, 12-14, 16-18, 19-22 часов. Подобная динамика говорит о сложности и выраженной гетерогенности нарушений коронарного кровообращения, проявляющихся ангинозным болевым синдромом. Следует отметить, что в динамике ОКС с подъемом ST превалируют «акрофазы» около 0-2, 8-10, 16-18, 19-22 часов, тогда как в динамике ОКС без подъема ST - около 0-2, 4-6, 12-14, 19-22. Иначе говоря, в первом случае мы имеем дело с «инфарктным» суточным профилем, тогда как во втором - со «стенокардитическим».
Внутрисуточная динамика ВСС имеет еще больший разброс, хотя сохраняется почасовая «ритмическая» структура. Пики ее приходятся на 0, 2, 4, 6, 8, 10, 12, 14, 16, 18, 20, 22 часа. Однако при разбивке суток на 12 периодов (а не на 24), получается уже знакомая картина: более выраженные пики между 0-2, 8-10 и 16-18 часами, менее выраженные пики между 4-6, 12-14, 20-22 часами. Следовательно, факторы и механизмы ВСС еще более разнообразны. Любопытно, что в исследованиях, проведенных Л.Я. Глыбиным в 80-х годах ХХ века в Дальневосточном регионе и посвященных внутрисуточной динамике проявлений нормальных и патологических процессов, описано чередование на протяжении суток преобладания у здоровых лиц то симпатического, то парасимпатического отделов вегетативной нервной системы. Так, обнаружено несколько периодов симпатикотонии (1-2, 8-10, 14-15, 18-19, 21-22 часа) и ваготонии (4-6, 11-12, 16-17, 20-21, 23-24 часа). Суммарно получается, что и симпатикотония, и ваготония занимают по 6 часов, а на переходные периоды приходится 12 часов, т. е. взаимоотношения выглядят весьма сбалансированными. В то же время известно, что суточные ритмы вегетативного баланса, ритма сердца, АД, уровня гормонов и метаболитов, подвержены индивидуальным колебаниям (Комаров, 1966). Кроме того, отмечается изменение суточного профиля данных показателей при заболеваниях сердечнососудистой системы (Заславская, 1979).
Вместе с тем достаточно очевидно, что развитие ОКН связано, главным образом, с моментами повышения активности симпатоадреналовой системы, что не удивительно, поскольку эффекты симпатического гипертонуса и катехоламинов заключаются в сужении резистивных сосудов, повышении АД, стимуляции работы сердца, повышении агрегации тромбоцитов, потребности миокарда в кислороде, усилении свободнорадикальных и кальций-опосредованных реакций и пр., что в совокупности создает благоприятную почву для возникновения абсолютной или относительной недостаточности коронарного кровотока.
В более ранних работах (Михайлис, 2007) нами была обнаружена зависимость заболеваемости ИМ в г. Ставрополе от динамики солнечной активности в 11-летнем цикле (1995-2005). Однако не было обнаружено закономерности внутри-годового распределения ИМ по месяцам, что говорит об определенной искусственности деления годового календаря на известные 12 месяцев. Зато при распределении случаев возникновения в течение года различных заболеваний, сопровождающихся болевым синдромом, в зависимости от лунных циклов, выявилась довольно четкая закономерность: в периоды полнолуния и новолуния обращаемость по поводу болевых синдромов различного происхождения, в том числе ОКН, значительно возрастает (Михайлис, 2010).
Полученные результаты обязывают при выборе оптимальных схем фармакотерапии считаться не только с фармакокинетикой препарата, но и с целым рядом других экзогенных и эндогенных факторов, имеющих циклическую организацию. Речь идет о физиологии кровообращения и ее зависимости от времени суток, сезона года, периода лунного и солнечного цикла. Внедрение методик хронотерапии и хронопрофилактики позволит достичь максимального эффекта от медицинских воздействий организм человека в норме и патологии