Филяриатоз – группа трансмиссивных гельминтных заболеваний, вызываемых филяриями – нематодами, паразитирующими в лимфатической системе и подкожной клетчатке. Филяриатозы распространены в основном в странах с тропическим и субтропическим климатом: на территории Африки, Центральной и Южной Америки, Юго-Восточной Азии, Японии. По данным ВОЗ в мире насчитывается120 млн. зараженных, а 40 млн. человек стали инвалидами [3, с. 257-273].
Род филярий был обоснован О.Ф. Мюллером (датский ученый, естествоиспытатель) в 1789 году. В настоящее время известно более 80 родов филярий, включающих около 380 видов.
Впервые о гельминтных заболеваниях в России и их лечении упоминает П.С. Паллас (немецкий и русский ученый, энциклопедист, естествоиспытатель и путешественник) в 1781 году, интересовались данной проблемой также С.П. Боткин, И.И. Мечников и В.А. Манасеин. Основоположником отечественного учения о глистных заболеваниях, в частности о филяриатозах, является академик К.И. Скрябин. Он установил, что в районах с умеренным климатом у человека встречается единственный филяриатоз типа Dirofilaria repens (1918), что человек является только факультативным хозяином. Основными же носителями, как и в тропических странах, являются инвазированные крупный рогатый скот, лошади и собаки, кошки, реже дикие плотоядные (волки, лисицы и др.).
Заражение человека происходит трансмиссивным путем через укусы кровососущих комаров рода Aedes, Culex, Anopheles, зараженных личинками филярий. Продолжительность цикла развития в комаре составляет 8 – 35 дней [4, с. 124 – 300].
Филярии имеют нитевидную (filus – нить) форму тела белого цвета длиной 8 – 10 см самки, самцы до 4 см и всего до 0,1 – 0,5 мм в диаметре. По внешнему виду напоминают длинные белые нитки. Снаружи покрыты достаточно плотной оболочкой (кутикулой). Под ней расположены продольные тяжи мышц на спине и на брюшке. Они помогают филярии сгибать и разгибать тело и обеспечивают движение. Внутренние органы находятся в полости, заполненной жидкостью. Желудочно-кишечный тракт – прямая трубка без извилин, которая начинается ротовым отверстием и заканчивается анальным. Взрослые паразиты и личинки питаются растворенными в лимфе белками и жирами. Продолжительность жизни филярии в организме человека 8 – 17 лет. За этот период самка может произвести до миллиона личинок. Обычно самки и самцы переплетаются между собой, образуя клубки. Взрослые паразиты локализованы в тканях и полостях тела человека, а личинки (микрофилярии) – в крови и тканях. Микрофилярии совершают суточные миграции: в зависимости от активности переносчика они появляются в периферической крови либо ночью, либо днем. Личинки днем находятся в глубоких кровеносных сосудах (внутренних органах), а ночью выходят в периферические. Филярии живородящи. Половозрелые формы обитают в лимфатических сосудах и узлах до 18-20 лет. При укусе комаром человека личинки попадают в кровь, затем мигрируют в лимфатическую систему и через 3 – 18 месяцев достигают половой зрелости. Болезни подвержены люди обоих полов и всех возрастов. Заболеть рискуют люди, которые посещают страны Южной Америки, Африки, Южной Азии, Австралию и Океанию, острова Тихого и Индийского океана.
Инкубационный период 3 – 6 месяцев у приезжих людей и 12 – 18 месяцев у коренного населения (зависит от силы иммунитета и особенностей возбудителя.
Патогенное действие:
Токсико-аллергическое (отравление организма продуктами жизнедеятельности паразитов).
Механическое (закупорка и варикозное расширение лимфатических сосудов, приводящее к нарушению оттока лимфы, в результате чего происходит отек пораженного органа (слоновость)).
Характерные симптомы: в ранней стадии преобладают симптомы, связанные с повышенной чувствительностью организма – лихорадка, конъюнктивит, увеличение лимфатических узлов, приступы бронхиальной астмы.
Вторая стадия (стадия носительства) продолжается от 2-х до 7-и лет и сопровождается увеличением и воспалением лимфатических улов и сосудов. В этот период заканчивается развитие филярий до половозрелых форм и в крови появляются микрофилярии.
Третья стадия (стадия закупорки) проявляется хилурией (наличие лимфы в моче), гидроцеле (водянка яичка), хилезной диареей (понос с примесью лимфы), элефантиазом (слоновость) нижних конечностей, молочных желез, половых органов. Поздние клинические проявления необратимы и прогноз неблагоприятен.
Лабораторная диагностика: обнаружение микрофилярий в крови (кровь необходимо брать ночью и утром), иммунологические методы [1, с. 56 – 89].
В России заболевание протекает атипично, с отсутствием в тканях половозрелых нематод и микрофилярий, а, следовательно, болезнь не осложняется слоновостью, как в тропических и субтропических странах, и поэтому трудно диагностируется. По этой причине больные посещают многие годы врачей разных специальностей, пытаясь получить помощь, но все безуспешно до тех пор, пока гельминт не выползет где-либо под кожей, вызвав воспаление. Нередко гельминт попадает в орган зрения: в веко, конъюнктиву, переднюю или заднюю камеру глаза, в зрительный нерв, тем самым нарушая в той или иной степени функцию зрительного аппарата человека. Описываем подобный случай.
Больная К., 48 лет, по профессии – юрист. В анамнезе vitae: за пределы Саратовской области не выезжала около 3 лет, домашних животных (кошек, собак не имеет). В анамнезе morbi: в мае 2013 г. впервые отметила наличие точечного образования в левой подглазничной области, никаких болезненных и других проявлений не отмечала. С течением времени появилась нерезко выраженная припухлость мягких тканей левой подглазничной области. Обращалась к врачам различных специальностей: окулисту, ЛОР-врачу, дерматологу. В анализах крови (общем, биохимическом), анализах мочи – отклонений от нормы не было выявлено, по результатам обследований не возникало подозрения на гельминтоз. Так как пациентка помимо жалоб на легкую припухлость подглазничной области жаловалась на периодическое «ощущение какого-то давления», «ползания чего-то» в указанной области, то ей было рекомендовано обратиться к психиатру. Психиатр заподозрил у пациентки явления дерматозойного бреда и назначил соответственное лечение, которое было безуспешным. Однако, самочувствие больной ухудшалось, выраженность припухлости подглазничной области слева несколько нарастала и она решила самостоятельно обследоваться. 26.02.15 г. Обратилась в УЗИ кабинет 9 ГКБ для прохождения обследования органов брюшной полости и вместе с тем пожаловалась врачу УЗИ кабинета на беспокоящие болезненные проявления в левой подглазничной области. Патологии со стороны внутренних органов выявлено не было и врач решил провести УЗИ исследование указанной области, в результате которого в мягких тканях подглазничной области слева на глубине 1 мм от кожи была выявлена жидкостная полость размерами 24х11х20 мм, с неоднородным внутренним содержимым, на фоне которого визуализировались множественные подвижные гиперэхогенные линейной формы образования. Пациентка была экстренно госпитализирована в отделение челюстно-лицевой хирургии 9 КГБ. В связи с длительно существующим воспалительным процессом левой подглазничной области была назначена ревизия воспалительного инфильтрата. В ходе операции в тканях был обнаружен гельминт длиной около 10 см, толщиной около 1 мм, белого цвета, живой. Идентификация паразита производилась в паразитологической лаборатории Областной СЭС г. Саратова, где установлено, что удаленная нематода вида Dirofilaria repens. Послеоперационная рана зажила первичным натяжением. После операции больной было назначено следующее лечение: цефазолин 1,0 в/м 3 р/д 6 дней, при необходимости – анальгин 50 % 2 мл в/м при болях, десенсибилизирующие средства. После оказанного лечения состояние, самочувствие больной улучшилось и она была выписана для дальнейшего дообследования, лечения, наблюдения в клинике инфекционных болезней.
Особенностью данного случая представляется случайное выявление филяриатоза у пациентки, которая на протяжении практически 2-х лет посещала врачей разных специальностей с жалобами на неприятные ощущения, припухлость в левой подглазничной области. Ей было проведено разностороннее обследование (лабораторное, инструментальное, включая рентгенографию черепа, КТ головы), была осмотрена врачами разных специальностей и даже, учитывая, неопределенность и вместе с тем упорство, субъективных жалоб – психиатра.
Данный случай явился для нас поводом оценки эпидемиологии филяриатоза в Саратовской области. Из доступной нам литературы обратил на себя влияние описанный сотрудниками кафедры инфекционных болезней СМИ [Плотникова М.Н., Царева Т.Д., Гаврилова И.Б., Чернявская Л.В. и др.] случай заболевания филяриозом животных у человека в г. Саратове в 1985 году. В клинике глазных болезней СМИ у пациента была обнаружена живая, инкапсулированная нематода под конъюнктивой правого глаза. На 1985 г. это был второй известный описанный случай в России. Первый был описан доктором Полем в г. Харькове в 1927 году у больной, приехавшей из Мариуполя на консультацию. К 1985 г. на территории СССР были описаны 14 случаев заболевания филяриатозом: 8 – академиком К.И. Скрябиным в период с 1915 по 1935 гг. и 6 – различными авторами в предыдущие годы (М.С. Трусов). Ранее севернее 48-й параллели – городов Астрахани и Днепропетровска случаи заболевания тогда не регистрировались. В последние годы дирофиляриоз регистрировался в 24 субъектах Российской Федерации: Алтайском, Краснодарском, Красноярском, Пермском, Хабаровском краях, республиках Башкорстан, Калмыкия, Марий Эл, Татарстан, Удмуртской республике, Белгородской, Волгоградской, Воронежской, Курганской, Ивановской, Кировской, Липецкой, Нижегородской, Новосибирской, Омской, Рязанской, Саратовской, Тульской, Ульяновской областях, г. Москве [2].
На протяжении последних 15 – 20 лет отмечается рост заболеваемости дирофиляриатозом повсеместно. Так, за период с 2010 по 2014 гг. по Саратовской области зарегистрировано 15 случаев заболевания. По возрасту случаи распределились следующим образом: 15-17 лет – 2 сл., 20-29 лет – 3 сл., 30-39 лет – 1 сл., 40-49 лет – 1 сл., 50-59 лет – 5 сл., 60 и старше – 3 сл.. По половому признаку: мужчин 4 человека, женщин – 11 человек. По локализации: грудная клетка, молочная железа, правое предплечье и правая голень – 1; левое плечо – 3, правое плечо – 2, правый глаз – 4, левый глаз – 2. Инкубационный период от 1 месяца до 5 месяцев (от момента укуса до проявления заболевания). По клиническим признакам у всех больных в месте укуса комаров отмечалось уплотнение, болезненное при пальпации, гиперемия, зуд. У 6 человек с локализацией в глазу – слезотечение, ощущение «инородного тела». По месту заражения: у 2 больных заражение произошло в г. Анапе Краснодарского края, остальные пациенты распределились по Саратовской области следующим образом: 2 чел. Энгельсский район п. Узморье, по 1 чел. – Романовский район р.п. Романовка, в пригороде г. Ершова, в пригороде г. Маркса и в пригороде г. Балаково, 4 чел. в п. Тарханы, п. Расково, п. Расловка Саратовского района, 3 чел. – в пригороде г. Саратова. У всех больных эпидемиологический анамнез не позволил точно установить механизм заражения филяриатозом.
Как следует из вышеизложенного наиболее частой локализацией филярий являются область глаз (в 40 % случаев), среди зараженных преобладали женщины в возрасте от 50 лет и старше.
Цель данного сообщения – привлечь внимание врачей всех специальностей инфекционистов, офтальмологов, дерматологов, хирургов, инструменталистов к проблеме своевременной диагностики широкого и прогрессирующего распространения паразитарных заболеваний.