Обращаясь к периоду от момента, когда мир впервые узнал имя Илизарова, травматолога из города Кургана до времени создания им научного центра и нового направления в медицине, начинаешь обнаруживать неожиданный для себя факт, что этот период был сравнительно небольшим, всего порядка 10 лет. И сразу встает важнейший вопрос: как в небольшом провинциальном городе, где не было своего медицинского института, в течение столь короткого времени, на фоне технологического отставания медицины мог возникнуть всемирно известный научный центр? Каковы причины, движущие силы, побудительные мотивы для такого прорыва? Доказывает ли этот феномен необходимость развития науки в провинции или всё же важнее руководству страны сконцентрировать все силы, весь потенциал в ведущих столичных центрах?
Ответ на поставленные вопросы представляет не столько исторический интерес, сколько важен для определения путей дальнейшего развития и перспектив провинциальной да и всей медицинской науки. Этот ответ не однозначный. Во-первых, он связан с появлением и становлением в Кургане выдающегося ученого и организатора науки Г.А. Илизарова. Во-вторых, несомненно, в данном регионе возникла «точка роста»: бурный экономического и демографический подъём. В-третьих, имел место приток молодых высококвалифицированных кадров из ведущих научных центров страны. В-четвертых, всё это осуществлялось при режиме благоприятного отношения населения и поддержке руководства страны.
О личности Г.А. Илизарова, который прошел свой непростой путь по дороге к знаниям, написано много. Он не родился ученым и даже не в семью ученых. Его научный потенциал накапливался и формировался на протяжении всей жизни благодаря огромной работоспособности, наблюдательности, целеустремленности по пути от практики к теории. В какой-то степени ответ на первый вопрос об исключительном значении личности в истории возникновения научного Центра смягчается тем, что созданное Г.А. Илизаровым детище почти четверть века продолжает успешно жить и развиваться после ухода его создателя из жизни.
Второе положение касается социально-экономических предпосылок создания научного Центра именно в Кургане. Анализ взаимосвязи роста народонаселения и появления выдающихся деятелей науки подтверждает это положение. Здесь уместно напомнить историю жизни первого уральского врача-ученого П.В. Рудановского (1829–1888), ставшего членом парижской академии наук. Он тридцать лет возглавлял медицинскую часть заводов Нижне-Тагильского округа. В городе находилось Управление уральских заводов Демидовых, плавился знаменитый сорт стали «Черный соболь», впервые в России были построены паровоз и железнодорожный путь от медеплавильного завода, добывался мрамор. П.В. Рудановский на протяжении своей жизни занимался не только лечением больных, но и проявлял живой интерес к научной работе, за выдающиеся успехи в которой был удостоен степени доктора медицинских наук без защиты диссертации («honoris causa»). Им опубликован ряд работ, посвященных вопросам эпидемиологии и травматологии, издан в Париже атлас строения нервной системы человека и некоторых высших животных.
В годы Великой Отечественной войны на многие города Урала выпала ноша компенсации потерь промышленности в западных регионах. Стальной Урал в тяжелейших условиях ковал победу. В этот период город Курган вырос из районного в областной центр. За 25 послевоенных лет его население увеличилось в 5 раз, появились новые машиностроительные предприятия оборонной и гражданской направленности, вставал вопрос о создании своего медицинского института. Справедливо было ожидать не только количественных, но и качественных сдвигов, появления ярких личностей, в том числе – деятелей науки. Так оно и было. В Зауралье взошли звезды не только Г.А. Илизарова, но и профессора хирургии Я.Д. Витебского, и народного академика Т.С. Мальцева.
Однако после 1990 года начался отток населения из города Кургана с темпом 5 % за каждые 10 лет. Это, к сожалению, были в том числе и качественные потери. Уезжали наиболее одаренные молодые люди, специалисты, ученые. И опять, вопреки всему, созданные Г.А. Илизаровым научный Центр выжил, появились новые способы лечения больных, защитили докторские диссертации десятки молодых ученых, начал работать Диссертационный совет, издавался периодический журнал по ортопедии.
Третий фактор – влияние вливание в коллектив «свежей крови»: притока готовых высококвалифицированных кадров. Обращаясь к истории, следует напомнить об особой роли появления в Кургане известных ссыльных декабристов, с пребывания которых фактически и началась настоящая история города.
В период Великой Отечественной войны на Урале трудилось немало деятелей науки и культуры из Ленинграда, Москвы и других городов, внесших вклад в создание соответствующих школ в областных центрах. Академик Б.Е. Патон, впервые предложил сваривать бронированные листы танка Т-34, Основателем школы уральских хирургов стал чл.-корр. АМН А.Т. Лидский, в Екатеринбурге (Свердловске), где трудились также профессора (в последствии академики по физиологии) В.И. Черниговский и В.В. Парин (основатель космической медицины). Молодые ученые, оставшиеся в городах Урала, в дальнейшем выросли в создателей новых научных направлений не только в хирургии, но и физиологии, биохимии, морфологии и иммунологии. В уральских городах было немало клиницистов, оставивших след в памяти благодарных пациентов.
Сам институт создавался Г.А. Илизаровым при активном содействии ведущих научных сотрудников учреждений Свердловска и Ленинграда. Вначале это была проблемная лаборатория Уральского НИИТО, затем филиал Ленинградского НИИТО. Хочется отметить особую роль в судьбе Г.А. Илизарова академика из Перми Е.А. Вагнера. Это основательный человек, бесконечно верящий в возможности и перспективы провинциальной медицины. Интересы двух ученых совпали, поскольку вера обоих основана на потрясающих целеустремленности и трудолюбии при данном Богом таланте. Ни дня без операций, без анализа работ коллег и научного поиска. Они уважали и поддерживали друг друга. Именно Е.А. Вагнер помог Г.А. Илизарову сделать решительный шаг в науку, обеспечив проведение защиты докторской диссертаций в 1968 году, в которой впервые был обобщены принципы нового метода лечения больных.
Г.А. Илизаров создал свою школу единомышленников, подбирал и воспитывал для института кадры энтузиастов, заинтересованных в поддержке создаваемого нового научного направления. Сотрудники института и пациенты с благодарностью вспоминают трудившихся в нем многих замечательных травматологов и ортопедов, с успехом применявших уникальные методики лечения. Неоценимый вклад внесли в общее дело приехавшие из известных научных школ остепененные морфологи, физиологи, биохимики, радиологи, микробиологи, инженеры. Хочется напомнить о том, как менялся менталитет коллектива сотрудников даже после сравнпительно непродолжительного пребывания на посту зам. директора по научной работе профессора В.И. Стецулы, а затем профессора Н.К. Митюнина. В институте была создана творческая среда, в которой постепенно выросли свои высококвалифицированные кадры врачей и ученых.
Каждый новый шаг в развитии учения Илизарова требовал приложения всё больших и больших усилий. Не всегда предпринимаемый в операционных и в виварии поиск новых решений давал желаемый эффект. По вечерам и по выходным дням – директор проводил так называемый «мозговой штурм». Ему самому приходилось работать много и на износ. К деятельности Г.А. Илизарова, как и к других выдающихся ученых, подходит выражение «свечу своей жизни он жёг сразу с обеих сторон».
Очевидно, что важнейшим элементом в сохранении научного Центра имени академика Г.А. Илизарова в Кургане стало не столько совершенствование метода лечения, ввод в эксплуатацию клинических корпусов, поддержка министерства, сколько создание коллектива единомышленников.
Задача, которая определила создание института – научное обоснование нового направления в травматологии и ортопедии на основе разработанного метода лечения по Илизарову, в основном была выполнена. Аппарат и метод были усовершенствованы, внедрены в широкую клиническую практику. Одновременно в ходе научного поиска было отвергнуто много случайных, не проверенных практикой гипотез, дано теоретическое обоснование открытому эффекту стимуляции регенерации и роста тканей.
Выходом на международный уровень центр обязан функциональной направленности исследований. Именно это направление позволило выработать надежные критерии оценки эффективности лечения. Показана роль биомеханических, физиологических и морфологических условий для оптимизации лечения больных. Для удовлетворения своих насущных потребностей человеку необходимо взаимодействовать с внешней средой, важно не только иметь пропорциональное тело, но и, в частности, преодолевать за сутки определенный путь. Для научного Центра важнейшей задачей остается воспитание своих одаренных молодых ученых со студенческой скамьи, сохранение их по мере превращения лидеров в носителей экспертных знаний.
Наша страна богата не только своими недрами, но и талантливой молодежью. Эти факторы являются залогом последующего улучшение социально-экономических условий жизни населения, в том числе и в регионах России. Научные учреждения в регионах страны, в силу центростремительной тенденции молодежи, мечтающий пройти обучение и остаться в столице, нуждаются как в постоянной учебе на местах собственных кадров, знакомстве их с передовыми отечественными и зарубежными технологиями, так и притоке высококвалифицированных кадров, носителей экспертных знаний, из ведущих научных центров.
Следовательно, выбор, например, Кургана в качестве базы для создания научного Центра не был совершенно случайным, поскольку привел к созданию и успешному развитию нового направления в ортопедии и травматологии. Всё это хорошо понимал Г.А. Илизаров, отвергавший заманчивые предложения развивать свои идеи и работать в клиниках Италии или США, перевести научный Центр в подмосковный Зеленоград или на берег Черного моря в Краснодарский край.